Бескрайние степи, шум ветра, ночи в юрте и рассказы о древних традициях — в этой атмосфере прошла двухнедельная экспедиция в Республику Тыва. В рамках программы «Открывая Россию заново» студенты и преподаватели факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ погрузились в мир тувинского фольклора, традиций и истории, чтобы сохранить исчезающие страницы культуры.
Во время экспедиции команды работали над тремя направлениями: аудиовизуальный подкаст о тувинских сказаниях, фильм о национальном костюме и исторический документальный фильм о тувинцах во время Великой отечественной войны. Итогом станет открытая мультимедийная платформа с интерактивной картой, где истории, легенды и фольклор оживут через видео, аудио-материалы и документы.
Профессор Института медиа и руководитель экспедиции Анна Новикова отметила, что проект стал моделью взаимодействия между академическим сообществом, регионами и локальными сообществами. Исследование включило в себя интервью, воркшопы, культурные обмены, публикации и сбор полевых материалов.
В поисках тувинского тру-крайм фолка
Инициатором экспедиции стала Диана Балдан, выпускница бакалавриата Института медиа, уроженка Кызыла. Ее идея победила во всероссийском конкурсе студенческих грантов.
«С детства помню, как бабушка и старшие родственники рассказывали мифы, предания. Это были истории с элементами страшилок, и через них детей учили сакральным вещам — беречь природу, опасаться диких животных, уважать духов местности. Вместе с этим всегда хотела показать родную Туву не как этнографический музей, а как живую культуру. У нас фольклор живёт в семьях, в речи, в песнях, но уже утрачивается», — рассказала Диана.
Идею Дианы поддержала ее одногруппница Алена Кравчук. Она часто видела в социальных сетях Дианы фотографии из Республики Тыва: традиции, обычаи, невероятные пейзажи.
«Однажды я ответила на ее историю так: «Диана, я мечтаю поехать к тебе в гости и снять там документалку или какое-то кино ахах, очень красиво!» И это сообщение неожиданно стало отправной точкой. Диана рассказала про грант и предложила присоединиться к проекту. На тот момент я уже сотрудничала с Ulus медиа, снимала интервью про успешных азиатов России и всё глубже погружалась в культуру. Поэтому я, любитель путешествий и азиатской культуры, была очень рада такой возможности и непременно согласилась», — вспоминает Алена.
Команда Дианы Балдан и Алены Кравчук отправилась записывать тувинские сказания. Их путь пролег через Центр тувинской культуры, села Эрзин, Нарын, Кежеге и чабанскую стоянку в Тес-Хемском кожууне. Они встретились со сказителями, хоомейжи (мастерами горлового пения), учителями и артистами республики, записали уникальные истории. Работа заставила переосмыслить итоговый формат: акцент сместился с архивации на популяризацию фольклора среди молодежи через современные медиа – аудиовизуальный подкаст и интерактивную веб-платформу.
«Главным испытанием стала работа в условиях ограниченных ресурсов. Нам хотелось добиться высокого качества, но оборудование иногда подводило: в степях без интернета мы искали розетки, чтобы зарядить единственные аккумуляторы камер. Приходилось импровизировать, искать решения на ходу. Зато я получила уникальный опыт, когда из минимума средств ты делаешь максимум. Я боялась, что языковой барьер станет проблемой, ведь многие сказители рассказывали истории на тувинском. Но Диана взяла на себя коммуникацию, и благодаря ее переводу мы могли работать без проблем», — поделилась Алена Кравчук.
Тува в документальных фильмах
Среди участников экспедиции были и другие студенты с тувинскими корнями. Так, Елизавета Юдина, студентка магистратуры Института медиа, живет в Томске, но каждое лето приезжает на отдых в Туву. Любовь к тувинской земле у нее от отца, который родился и вырос здесь. «Для меня важно возвращаться к своим корням и популяризовать культуру, которая мне как родная», — отмечает Елизавета.
Она выступила режиссером фильма о тувинском национальном костюме — символе идентичности, хранящем традиции и историю народа. Команда отсняла материалы о многообразии традиционных форм, современных интерпретациях и значении костюма в ритуальной и повседневной жизни. Герои фильма — хранители исчезающего кода. Это ученые сотрудники Национального музея Республики Тыва, основатели театра танцев и костюма «Эдегей», мастера Центра развития тувинской культуры и ремесел. Об идее фильма Елизавета говорит так:
«Тувинский национальный костюм — не просто одежда. Это язык, карта поколений, где каждый узор — зашифрованная история. Но время стирает границы. Под наплывом современности и влиянием соседних культур традиционные орнаменты тувинцев путают с монгольскими, а старые мастерицы уходят, унося с собой знания. Как сохранить то, что растворяется в веках? <...> Ответ — в стежках, которые ещё можно успеть сделать. Это фильм о том, как одежда становится плотью культуры. И как её можно спасти».
Второй фильм посвящен памяти о Великой Отечественной войне. Его режисер — Алексей Шлаев — выпускник программы «Интерактивные медиа и цифровые индустрии». Героями стали ветеран Георгий Абросимов, ученые Тувинского института гуманитарных исследований (ТИГПИ) и буддистские монахи. Общение с ними помогло осмыслить уникальное положение многонациональной Тувы в те годы. Фильм будет построен вокруг «мест памяти», рассказывающих о взаимодействии культур в тяжелое время.