Выпускницы программы «Медиакоммуникации» в рамках учебного проекта презентовали музыкальный клип
Каждая из участниц: продюсер Александра Катеева, режиссёр Дарья Донская и арт-директор Дарья Груненкова – многие годы изучали различные этапы съёмок и набирались опыта в индустрии. На втором курсе для выполнения одной из работ в университете они объединились в команду, после чего успешно реализовали серию проектов, в числе которых музыкальный клип для группы «ПАПА» на песню «Ветер заплетает», а также horror fashion video, созданное в коллаборации с электронным музыкантом OATMILLER и брендом одежды SOMNA_OWOD.
В 2025 году команда приняла решение объединить дипломную работу под руководством режиссёра Алёны Владимировны Кукушкиной с реальным индустриальным кейсом. Съёмки «Больно забывать» проходили в марте и заняли две смены по 12 часов. Главные роли в клипе сыграли артисты Николай Яковлев и Екатерина Яшникова. Работа в космической стилистике в жанре road-movie основана на остром чувстве ностальгии по утраченному детству. Главной отличительной особенностью музыкального клипа стала старая и актуальная сегодня техника ручной покадровой анимации.
Сюжет клипа повествует о вымышленном друге детства, который на время перемещается в мир взрослой героини. Авторы вдохновлялись «Секретными материалами» и связью фантазии и реальности в работах Мишеля Гондри. Также в проекте можно увидеть образы из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери.
«Наша история про неизбежное взросление — по-моему, такое актуально каждому из нас. Клип хотелось сделать и по-детски наивным — с нарисованными планетами, гуляющими по дороге космонавтами и драматичным возвращением героини в реальность в финале. Мир детства — очень трогательная тема, это то, что и вправду больно забывать. Надеюсь, у нас получилось показать это в клипе», — рассказала режиссёр Дарья Донская.
Отдельное внимание стоит уделить покадровой анимации. Это трудоемкий процесс: сначала необходимо разложить видеоряд на множество отдельных кадров (в случае этого клипа — 180), затем распечатать и на каждом нарисовать соответствующие элементы или наложить вырезанные вручную объекты, и только потом — оцифровать при помощи фото или сканера и соединить обратно в видеоряд.
Говоря про сам процесс съёмок, Дарья отметила, что «наибольшим челленджем стало планирование сцен с автомобилем — Екатерина и Николай не водят, а концепция клипа — роуд-трип». Вместе с оператором и гафером авторы вышли из ситуации при помощи света и ракурсов.
По словам продюсера команды seemore.production Александры Катеевой, это были одни из самых непростых съемок с точки зрения проблем, возникающих в процессе работы: «Мы снимали в конце марта — начале апреля ночью посреди полей. Температура была сильно ниже нормы: команда мерзла, приходилось поочерёдно греться в машинах и «размораживать» руки над кипящим на газовой горелке походном каном, чтобы пальцы могли управлять камерой. Под утро одной из смен на нас сел холодный туман — мы как будто бы снимали шоу о выживании».
Интересно также и то, что ключевые акцентные визуальные решения клипа сложились случайно: «Отдельным достижением этого проекта считаю остановку, которую мы случайно нашли во время скаута, уехав не туда на автобусе. Нам удалось не только согласовать съёмки с районной администрацией, но и посадить на остановку космонавтов, подсветить её целиком — это было кино. А ещё автомобиль: случился он с нами, когда я в шутку поделилась со своим братом-школьником, что не могу найти подходящий. Он позвонил своему репетитору по математике, который моментально согласился одолжить свою машину незнакомым людям на съёмки и сам же всех в итоге ещё и возил», — поделилась Александра.
23 июля в Санкт-Петербурге прошла оффлайн-премьера клипа, организованная командой совместно с Николаем Яковлевым (группа «ГАФТ»). Мероприятие посетило множество слушателей «ГАФТ» и Екатерины Яшниковой, а также артисты «ПАПА», «Нежность на бумаге», «Гребенщик», Masha Hima. Они исполнили свои песни после основной части вечера — просмотра итоговой работы, фильма о фильме и комментариев от создателей. Премьера клипа была освещена на портале «Собака.ру», а также в новостных каналах «Нашего Радио».
Команда выпускниц НИУ ВШЭ seemore.production планирует и дальше развиваться в индустрии. В основе концепции продакшена — эксперименты на стыке стилей и жанров, глубокая работа со смыслами, а также системный и аналитический подход к индустрии. Название и логотип — аквариумная рыбка Симор — главный герой дебютной работы команды по рассказу Д. Сэлинджера. «Видеть больше» через объектив камеры — главная ценность и задача проекта.
Информация про клип
Ответы от основателя и продюсера seemore.production Саши Катеевой
— Кто такие seemore.production? Кто автор идеи? Как сконнектились с ГАФТ?
seemore.production – креативный продакшн в сфере видеопроизводства, организованный выпускниками НИУ ВШЭ. На сегодняшний день костяк команды – 3 девушки: Саша Катеева (основатель и продюсер), Даша Донская (режиссер), Даша Груненкова (арт-директор).
В основе концепции продакшена – идеи экспериментирования на стыке стилей и жанров, глубокой работы со смыслами, сочетающиеся с системным и аналитическим подходом к индустрии. Название и логотип – аквариумная рыбка Симор – главный герой дебютной работы команды по рассказу Д. Сэлинджера. «Видеть больше» через объектив камеры – главная ценность и задача проекта.
Еще до появления формы и названия в таком составе Саша, Даша и Даша сняли и выпустили музыкальный клип для группы ПАПА на песню «Ветерзаплетает», а затем horror fashion video, созданное в коллаборации электронного музыканта OATMILLER и бренда одежды SOMNA_OWOD.
В феврале 2025 команда приступила к разработке музыкального клипа для группы ГАФТ и Екатерины Яшниковой на песню «Больно забывать» и в конце марта сняла работу в космической стилистике, основанную на переживании ностальгии по утраченному детству в жанре road movie. Главной отличительной особенностью музыкального клипа стала старая и актуальная сегодня техника ручной покадровой анимации, при помощи которой автомобиль оказался частью космической детской вселенной.
Съемки преимущественно проходили в подмосковных полях ночью, заняли 2 смены по 12 часов и собрали 18 специалистов. Главные роли в клипе сыграли артисты Николай Яковлев и Екатерина Яшникова.
Забавные/запоминающиеся моменты во время съемок?
Это были одни из самых непростых съемок на моей памяти с точки зрения количества поступающих для разрешения вопросов в процессе. Мы снимали в конце марта – начале апреля ночью посреди полей без удобств. Температура была сильно ниже нормы: команда замерзла, и приходилось поочередно греться в машинах и «размораживать» руки на кипящем на газовой горелке походном кане, в котором грелся чай, чтобы пальцы могли управлять камерой. Под утро одной из смен на нас сел холодный туман – мы как будто бы снимали шоу о выживании.
Посреди этих же пустых ночных полей мы неожиданно приобрели еще одного члена команды: молодого человека, который буквально вышел из леса и оказался гафером, живущим неподалеку и помогавшим нам потом с переговорами с местными жителями соседнего поселка и с починкой генератора, внезапно вышедшего из строя посреди первой смены.
Отдельным достижением этого проекта считаю автобусную остановку, которую мы случайно нашли во время скаута, уехав не туда на автобусе. Нам удалось не только согласовать съемки на ней с районной администрацией, но и посадить на нее космонавтов, подсветить ее целиком – это было кино. А еще автомобиль: случился он с нами, когда я в шутку поныла своему школьнику-брату, что не могу найти подходящий, на что он взял телефон, позвонил своему репетитору по математике, который моментально согласился одолжить свою машину незнакомым людям на съемки и сам всех в итоге на них возил. Интересно, что ключевые акцентные визуальные решения этого клипа сложились случайно.
А еще смешно, что на каждом проекте я выполняю роль бабушки, которая переживает, что все не наедятся. Мы привезли с дружественного производства «Кофе Пью» 4 огромных коробки блинов с мясом, салатов, супов, орешков со сгущенкой и микроволновку в придачу – она ела четверть энергии генератора, к слову. Естественно, все не съели, и со съемок ребята уезжали как из деревни – с недельным запасом еды.
Я благодарна смелой команде, которая отважилась согласиться на наш с девочками творческий зов. И Николаю с Екатериной, конечно же, за то что доверились.
— Твой любимый кадр?
Покадровая анимация – главное сокровище этой работы. Любой кадр с ней – большая любовь. Важно понимать, что это крайне трудоемкий процесс: чтобы создать такую картинку, необходимо разложить видео на множество отдельных кадров (у нас их было 180), распечатать их, на каждом нарисовать что-то или наложить вырезанные вручную объекты, а потом оцифровать при помощи фото или сканера и соединить обратно в видеоряд. Наш mixed-media-аниматор Саша Люксембург – большой специалист своего дела.
Но еще отдельно я люблю кульминационный кадр, где руки героя передают героине звезду-сокровище, символизирующее детство. У меня каждый раз на нем мурашки бегут по спине.
Ответы от режиссера seemore.production и клипа Дарьи Донской
— Почему прощание с детством визуализируется именно через оммажи Гондри и X-files? Воспоминания из детства?
Когда мы обсуждали с группой ГАФТ концепцию и эстетику клипа, Николай Яковлев предложил добавить немного от «Секретных материалов» – думаю, что в образах героев и их ночном путешествии читается что-то схожее с главными персонажами сериала. Ну а Мишель Гондри, его работы – это связь фантазии и реальности, что также стало центральной темой в нашей истории.
Для создания мира детства были использованы еще и образы из «Маленького принца» – путешествие по космосу между планетами, тема поиска – все это тоже имеет связь со сказкой Экзюпери.
— Найдем ли мы в конце пути то, что искали? Для этого надо будет чем-то пожертвовать?
Мы все так или иначе проходим свое путешествие за звездой, а ради цели вынуждены чем-то жертвовать. Но, думаю, когда заканчивается одно путешествие – за ним следует другое. И поиск, выходит, не заканчивается никогда. А прошлые свои приключения нужно уметь отпускать, при этом бережно и с любовью храня их в памяти.
Общий фитбек на проект членов команды
Режиссер Дарья Донская
Наша история про неизбежное взросление – по-моему, такое актуально каждому из нас. Клип хотелось сделать и по-детски наивным – с нарисованными планетами, гуляющими по дороге космонавтами, и с драматичным возвращением героини в реальность в финале. Мир детства – очень трогательная тема, это то, что и вправду больно забывать, и, надеюсь, у нас получилось показать это в клипе.
Говоря про процесс съемок – наибольший челлендж был в планировании сцен с машиной – Екатерина и Николай не водят, а у нас концепция клипа – роуд-трип. Пришлось искать решение с помощью света и ракурсов, за что огромная благодарность нашим оператору и гаферу!
Арт-директор Дарья Груненкова
С точки зрения арт-дирекшна мы очень старались создать уникальный и аутентичный художественный мир. Поэтому все наши референсы были условными и больше интуитивными, а декорации создавались вручную. По факту весь визуал, представленный в клипе, сначала формировался в голове как абстрактная фантазия. А потом мы эту фантазию вполне конкретно воплощали. По-моему, это круто :)
Участники проекта
Продакшн: seemore.production
Продюсер: Катеева Александра
Режиссёр, режиссёр монтажа: Донская Дарья
Второй режиссёр: Титаренко Мария
Оператор-постановщик: Сиделев Сергей
Механик, фокус-пуллер: Сотников Лев
Гафер: Гадиев Руслан
Арт-директор, раскадровщик: Груненкова Дарья
Художник: Пьянова Екатерина
Стилисты: Терешкин Кирилл, Сатина Александра
Mixed media: Саша Люксембург
Колорист: Бучко Даниил
Саунддизайн: Балакина Юля
Актёры: Титаренко Мария, Пьянова Екатерина, Донская Полина, Стринжа Светлана, Осовский Александр
Водители: Груненков Дмитрий, Стринжа Светлана, Скокова Екатерина, Осовский Александр.
Помощники на площадке: Вавилова Арина, Володин Егор
Еда на площадке: Мещерякова Анастасия, ООО ”Кофе Пью"
Выпускница ОП «Медиакоммуникации» Александра Катеева для Института медиа