• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Наука — это когда мир постоянно открывает тебе что-то новое» Доцент Института медиа Ирина Душакова — о памяти, ИИ и о том, почему теория не скучна

Ирина Сергеевна не обещает «быстрых фишек» и не говорит о трендах как о законах. Она — исследователь, для которой медиа — не инструмент, а сложное, подвижное поле смыслов, требующее не скорости реакции, а глубины понимания. Ее курсы — про архивы, цифровую смерть, видеоигры как память. Ее новая миссия — двуязычная исследовательская лаборатория ИИ, где студенты не «изучают технологии», а спрашивают: как они меняют нас, а мы — их?

«Наука — это когда мир постоянно открывает тебе что-то новое» Доцент Института медиа Ирина Душакова — о памяти, ИИ и о том, почему теория не скучна

© Ольга Зотова для Института медиа

— Как вы пришли к преподаванию и при каких обстоятельствах начали работать в Институте медиа?  

Преподавание в моей жизни вырастает из научной работы — в какой-то момент я поняла, что по темам основных исследовательских интересов у меня накопились разные любопытные материалы, и я очень хочу этим делиться. На каком-то жизненном этапе мне очень повезло встретить Светлану Андреевну Шомову, под чьим руководством я писала кандидатскую диссертацию — по ее рекомендации я в Вышку и попала.

— Ваш курс «Медиатизация памяти» стал одним из самых обсуждаемых в программе. Что, на ваш взгляд, делает эту тему такой живой для студентов сегодня?  

Признаться честно, не знала, что это один из самых обсуждаемых курсов — это приятно. Группы разных лет проявляли интерес к разным направлениям: иногда это архивы, иногда — цифровая смерть, пару лет назад — исторические сюжеты в видеоиграх и механизмы преодоления травмы. Наверное, такая гибкость сферы и позволяет привлечь внимание. Немаловажно, что это визуально очень красивая область — студенты работают с тем, что им интересно и приятно, и это может быть источником эстетического удовольствия.

— Как, по-вашему, цифровые технологии меняют способы работы с коллективной и личной памятью?  

Если можно, посоветую почитать последние работы Энтони Хоскинса о коннективной памяти и Андреаса Хеппа о глобальном тренде на автоматизацию. Если без ссылок: на личном уровне важно не столько запомнить факты, сколько понять, где и как их искать. А с коллективной памятью все стало непонятно: в эпоху персонализации и фрагментации аудитории неясно, будет ли у новых поколений формироваться общий набор представлений о прошлом.

— В чем вы видите свою миссию как преподавателя в эпоху цифровых трансформаций?  

Мне бы хотелось помочь студентам научиться выстраивать собственную систему координат: уметь видеть фундаментальное, распознавать системные механизмы изменений, чтобы не только адаптироваться, но и предвидеть трансформации. А в идеале — задавать их направление. Для этого я рекомендую уделять больше внимания теории: она помогает расширять горизонты и развивать визионерский подход.

— В июле был анонсирован запуск «Двуязычной исследовательской лаборатории ИИ». Как эта инициатива изменит подход к медиаобразованию в Институте?  

Идея по-прежнему жива — мы прорабатываем детали и надеемся к концу декабря завершить все необходимые согласования. Мы ставим реалистичные цели, в первую очередь — укрепить исследовательские компетенции студентов. Пусть они на практике, а не в теории, поймут, интересна ли им наука? Для тех, кто пока сомневается, есть идея вовлекать в научную коммуникацию, то есть переводить строгие форматы в более привлекательные и попробовать себя в научной журналистике. Мне хочется, чтобы студенты видели занятие наукой как один из вариантов привлекательной карьеры. Это сфера, где нет повторяющихся процессов, где мир постоянно открывает тебе что-то новое, где ты среди неравнодушных людей — и где может быть хорошая зарплата.

— Вы совмещаете преподавание, исследования и управление лабораторией. Как эти роли обогащают друг друга?  

Связь этих ролей, на мой взгляд, немного романтизирована — точек пересечения чуть меньше, чем кажется, но найти их можно. Связь исследований и преподавания в том, что ты приносишь студентам свежие кейсы и знание об актуальных теоретических подходах к теме, а они помогают тебе погружаться в такие подтемы и вопросы, на которые без обсуждений сложно обратить внимание. Связь науки и Лаборатории выстраивается на том, что в идеале Лаборатория станет площадкой для научной деятельности, но уже не только моей, а всех заинтересованных, включая студентов. Ну а если мы видим в Лаборатории студентов, то это уже сцепка и с образованием. Но это если концептуально смотреть на эти виды деятельности, на уровне рутинных действий это совсем разные задачи.

— В чем преимущество двуязычного формата лаборатории? Планируете ли международные коллаборации?  

Двуязычный формат позволит объединить усилия российских и международных коллег, глубже интегрировать цифровых профессоров международной магистерской программы «Современные медиаисследования и аналитика» и стать площадкой для обмена идеями. Да, мы планируем международный семинар. У нас уже есть договоренности с коллегами из Бразилии, Аргентины, Турции. Верю, нам есть, чем поделиться друг с другом, на этом и будем выстраивать диалог.

— Какие тренды в медиаиндустрии сегодня вы считаете ключевыми? 

Со мной скорее стоит говорить о трендах в исследованиях. Но очевидно, нельзя обойти вниманием ИИ. Потому и создаем лабораторию — чтобы изучать социальные эффекты внедрения этих технологий.

— Ваша лаборатория ставит задачу изучать «алгоритмические культуры». Что это значит на практике?  

Под алгоритмическими культурами мы понимаем современное состояние общества, в котором многие профессиональные и повседневные практики опосредованы работой алгоритмов, и мы уже редко это замечаем и даже не всегда об этом знаем. Что касается работы студентов, то на практике это может сильно варьироваться в зависимости от исследовательского проекта. Традиционно можно изучать технологию, контент, который создан технологией или о технологии, реакцию аудитории или пользователей и процессы производства. Дальше все можно выстраивать гибко, опираясь на вовлеченность студентов, их интересы и уровень подготовки. 

— Как вы помогаете студентам находить баланс между техническими навыками и гуманитарным мышлением?  

Ой, скучно отвечу — через хорошую теоретическую и методологическую подготовку. Я веду курсы, которые связаны с философией и методологией исследований. Знаю, что студенты их не очень любят и считают скучными, но для меня они как раз про то, чтобы научиться понимать цели использования технологий и ценности их разработки, критически оценивать распределение ролей между машиной и человеком и не терять контроль над процессами. 

— Что вас больше всего вдохновляет в работе именно в Институте медиа?  

Профильный интерес к медиа, как бы тавтологично ни звучало. Чтобы можно было обсуждать сложные вещи, опираясь на общий бэкграунд. И я имею в виду разговоры и с коллегами, и со студентами. Сложное обсуждать интереснее. 

— Есть ли у вас личная практика или ритуал, который помогает вам оставаться в ресурсе?  

Есть, и даже не одна!  

Во-первых, физическая нагрузка: растяжка, йога, пилатес. Все это переключает с работы на тело, возвращает гармонию.  

Во-вторых, обучение вокалу. Это помогает лучше слышать мир — мне, как текстоцентричному человеку, важно тренировать восприятие не только слов. И напоминает, каково это — учиться, и как важно поддерживать на этом пути.  

В-третьих, я люблю балет и драматический театр. Люблю их за неопосредованное общение человека с человеком. Недавно К. Хабенский назвал театр «клубом любителей виниловой продукции» — вот я в этом клубе.

— Если у вас есть свободный вечер без дедлайнов — как вы его проводите? Есть ли медиаформат, который вы рекомендуете студентам?  

Для отдыха я бы посоветовала переключиться на бумажную книгу: она дает тактильный опыт, помогает замедлиться, тренирует чтение длинных текстов без стресса.

— Какой совет вы дали бы первокурснику, который только начинает погружаться в мир медиа и технологий?  

Мир медиа — это яркие краски, кричащие заголовки, бесконечные возможности. Всем, кто в него приходит, я советую в первую очередь отрефлексировать свои ценностные установки и границы — чтобы не потерять себя за этим шумом.  

Без ценностных ориентиров в этой сфере оставаться нельзя: медиа и технологии работают со смыслами и их доставкой.

— Чему вас научили студенты за годы преподавания?  

Много чему. Практически — навыку прозрачной коммуникации. Профессионально — студенты всегда приносят свежие примеры, проекты, рассуждения. Но главное — они научили меня не бояться постоянных изменений. Каким бы обкатанным ни был курс, новая группа — это новый опыт, новые запросы, новые реакции. И это вдохновляет на постоянный внутренний рост.

Душакова Ирина Сергеевна не ищет «простых ответов». Она ищет и учит искать правильные вопросы. Особенно те, на которые пока нет ответа.

Лобанова Дарья, 1 курс, ОП Медиаменеджмент