• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Надо работать ради крутого продукта, а не ради 100 тысяч подписчиков»: интервью с генеральным продюсером шоу «Альтер-эго» — Елизаветой Золотовой

Елизавета Золотова — студентка Института медиа НИУ ВШЭ, которая уже на первом курсе стала инициатором создания проекта — шоу «Альтер-эго». Вышло пять выпусков. Гостями шоу стали такие медийные персоны как Дмитрий Губерниев, Галла Сергеева, Кирилл Диденок. А весной 2025 года «Альтер-эго» получило студенческую премию ТЭФИ в номинации «Интернет-проект». В интервью нашей редакции Елизавета рассказала о том, как зародилась идея, какие личностные качества важны в работе продюсера и что нас ждет в новом сезоне шоу.

«Надо работать ради крутого продукта, а не ради 100 тысяч подписчиков»: интервью с генеральным продюсером шоу «Альтер-эго» — Елизаветой Золотовой

© Фото из личного архива Е. Золотовой

— «Альтер-эго» — студенческий проект, который сейчас известен далеко за пределами Института медиа и Вышки. Как получилось, что ты стала продюсером этого шоу? 

— Шоу было придумано два года назад, когда я училась на первом курсе. Тогда еще не существовала интернет-редакция, и проект разрабатывали совместно с преподавателями Валерией Поповой, Татьяной Ремезовой, Иваном Князевым. Мы тестировали разные форматы, например, подкаст, видео про поступление в вышку, потом предложили создать шоу. Я придумала идею. Потом она немножко изменилась, поскольку после питчинга мы еще дописывали сценарий, но формат присутствия эксперта и соревнований между несколькими студентами остался. Изначально я не делала ставку на шоу, потому что в этот момент снимала документальный фильм про СВО. Тогда мне казалось, что чем сложнее тема, тем интереснее работа. Сейчас я понимаю, что иногда тяжелые, драматические материалы снимать даже проще, чем развлекательные, когда ты должен продумать линию юмора и понять, будет ли интересно это твоему зрителю. Так что, наверное, для меня снимать развлекательное шоу намного сложнее, чем более «серьезные» материалы.

— Что входит в твои обязанности продюсера? 

— Генеральный продюсер проекта должен контролировать все процессы, замечать недостатки в работе команды и исправлять их. В целом это контроль всех задач, аналитика. Также на мне все дедлайны, логистика, коммуникация с гостями. Ну, такая управленческая должность. 

— Изменилось ли распределение обязанностей в творческих группах с момента первых выпусков?

— Да, очень сильно изменилось. Вообще, хочется отдельно сказать, что у нас очень классная команда, я ей горжусь. Сорок человек — это много не только для студенческого проекта, но и вообще любого. 

Сейчас я стараюсь настроить работу команды, чтобы все процессы были налажены. Это видно по работе на площадке и по работе в чатах. У нас есть разделение на творческую группу, на операторский цех. Например, линейный продюсер сейчас занимается только базовыми организаторскими задачами. Мне в этом плане немного полегче, потому что я могу сконцентрироваться на глобальных, более творческих задачах или, например, коммуникации с гостем. Мы сделали разделение у стейдж-менеджеров, то есть каждый человек четко занимается своей работой на площадке. Благодаря тому, что мы жестко разделили процессы и обязанности, нет такого, что один человек занимает пять должностей, и никто не понимает, чем именно он занимается. Мы структурировали работу в таблицах, расписали графики под каждую задачу. Вовлеченность, конечно же, растет. Нет ощущения, что ты работаешь в студенческом проекте. Я считаю, что наша команда работает как полноценный продакшн. По-взрослому. 

— Были ли у вас какие-то референсы при создании шоу, на что вы ориентировались? Или это полностью оригинальный продукт?

— Нет, это полностью оригинальный продукт. Я ревностно отношусь к любым своим идеям и итоговым продуктам и с таким же уважением отношусь к чужим. Мы сталкивались с тем, что у нас пытались скопировать идеи и забрать наших сотрудников. Был случай, когда человек хотел взять наши документы для собственного проекта. Меня это сначала ужаснуло, а потом я подумала, что раз что-то хотят украсть, значит, это ценно.

— С какими основными сложностями вы столкнулись в ходе реализации идеи?

— На самом деле их очень много, можно разделить на организационные, технические и творческие.

Организационные: у нас не коммерческий проект, а студенческий. Конечно, многие приглашенные гости отказываются по причине того, что это бесплатно. Но, несмотря на это, у нас были Кирилл Диденок, Дмитрий Губерниев, Александр Щелкотов, Артем Габрелянов, Галла Сергеева. Будут еще очень крутые гости. Все они пришли бесплатно, потому что понравилась идея, они написали: «Ой, прикольно!» — и согласились. Для меня это тоже много значит. На съемках выпуска с Диденок у нас возникла техническая проблема. Все началось с опоздания гостя, а когда он приехал, неожиданно вырубилось все оборудование. Мы ждали этого интервью полгода. Я до сих пор с ужасом вспоминаю тот мотор. Наши режиссеры и операторы героически пытались выяснить причину, заново настраивали технику, а я тем временем отвлекала гостя разговорами. В итоге съемки заняли 40 минут вместо обычных двух часов. Как продюсер, я даже вижу в этом плюс: у нас были жесткие тайминги, драма, конфликт. На самом деле конфликт — это супер. Конечно, опять же, без перегибов. Хорошо, когда это происходит органично. А творческих сложностей, кстати, не так много. У нас очень креативный коллектив, и мы много чего придумываем.

— Какой твой любимый выпуск?

— Мой любимый выпуск, наверное, с Губерниевым. Он очень мощный и смешной. Интересно, что мы его переформатировали буквально за два дня до съемки. У нас должны были быть совершенно другие участники, но за пару дней до мотора они слетели, и мы нашли новых. В итоге эти новые и выстрелили. Поэтому все случайности не случайны.

— На данный момент вышло пять выпусков шоу, пройден большой и сложный путь. Что изменилось в твоем восприятии работы продюсера? Какие инсайты ты получила для себя в ходе работы?

— Я не думала, что это настолько нервная работа. Раньше все близко к сердцу принимала, а в какой-то момент остановила себя и задала вопрос: «Хочу ли я всю жизнь прожить с дергающимся глазом и с дрожащими руками?» Недавно завела телеграм-канал «Продюсер на вес золота», хотя очень долго избегала любой публичности. Сейчас же понимаю, что важно говорить о себе и делиться своим опытом. Ты постоянно в коммуникации, должна решать проблемы, брать на себя ответственность. Звучит вроде бы просто, но это очень сложно, когда ты сталкиваешься с реальными проблемами, особенно когда ты девушка, ведь обычно продюсеры мужчины. Работа очень нестабильная, эмоциональная. К этому нужно быть готовым. За два года я приняла правила этой игры и ко многим вещам спокойно сейчас отношусь. Команда смотрит на тебя и видит, что ты вроде как спокойна. Все понимают, что ты переживаешь, но ты же не паникуешь! Не уверена, что останусь в этой профессии надолго. В будущем я бы хотела, возможно, заняться чем-то другим, но на данный момент, в контексте моей молодости, рассматриваю профессию продюсера, и она мне очень нравится.

— Учеба в Вышке предполагает постоянное погружение в учебный процесс. Как тебе удается совмещать учебу с практически профессиональной деятельностью?

— У меня есть работа, которая приносит основной доход. «Альтер-эго» — это моя вторая работа. В плане учебы я не сталкивалась с какими-то сложностями. Есть преподаватели, которые очень сильно поддерживали меня, мое творчество и шли навстречу. Я считаю, что в Вышке нет ни одного подобного факультета. У нас главное преимущество в том, что очень много практики. И шоу создано в рамках этой практики. Нужно просто расставить приоритеты и понять, что чем-то придется жертвовать. Это — вопрос баланса. Где-то пришлось пропустить учебу, а потом наверстывать, где-то отказаться от работы и лишиться какого-то дохода, но я понимала, ради чего это делаю. Будет мало выходных, нужно научиться адаптироваться, уметь договариваться и очень четко составлять свое расписание. То есть у меня зачастую весь месяц заранее расписан по дням. Год назад я не думала, что буду продюсером шоу. Я просто доверяю пространству, отдаю себя полностью работе, творчеству, креативу и считаю, что получаю закономерные результаты.

— Какие личные качества позволили тебе добиться успеха в этой работе? Без чего невозможно обойтись, будучи продюсером такого динамичного студенческого проекта?

— Профессия продюсера объединяет творчество и аналитику. Если у тебя не очень хорошо развито аналитическое мышление, то, наверное, будет тяжеловато. Еще мне кажется, что самый хороший продюсер — «тревожник», которому хочется все контролировать. Они из-за своей тревожности продумывают 100 вариантов исхода событий и готовы ко всему. Но не могу сказать, что я очень тревожный человек. Я, наоборот, спокойная и, возможно, сублимирую эту тревожность в работе. Очень важно быть искренним и порядочным человеком не только в профессии продюсера, а просто в жизни. И вежливым. Вежливости иногда в нашей индустрии крайне не хватает. Поэтому в рамках шоу «Альтер-эго» у нас есть внутренние правила. Мы никогда не кричим друг на друга. Все мы равны, мы трудимся на благо одного дела, во имя одного проекта. Поэтому искренность важна, а еще — креативность, нестандартность мышления, коммуникабельность.

— Какой этап работы для тебя самый любимый?

— У нас три стадии — препродакшн, продакшн и постпродакшн. Наверное, самый любимый — продакшн. На препродакшене все работают онлайн, мы разрозненные. Ты больше думаешь над логистикой, аналитикой. Мой любимый момент на продакшене — когда мы уже выстроили студию, заходит гость и начинается мотор. Первые десять секунд начала мотора — это невероятный заряд энергии. И потом, когда из рубки говорят: «Стоп, мотор», все начинают аплодировать. Это эмоциональные качели, от которых ты зависим, потому что это мотивация работать дальше.

— Какой гость был самым запоминающимся?

— Из того, что вышло, — Габрелянов. Это был очень спонтанный гость. Мы его не планировали вообще. Но какая сумасшедшая энергия была на съемочной площадке! Он очень яркий и смешной. И там была химия. Мне кажется, от нашей черной студии можно было батареи заряжать и питать этой энергией всю Москву.

— Весной 2025 года «Альтер-эго» выиграло студенческую премию ТЭФИ. Что ты почувствовала, когда узнала, что шоу получило такую награду?

— В то время я прервала общение с одним человеком. Это было правильное решение, но на душе все равно было больно. На следующий день я пришла в Вышку с мыслью, что освободилась от этого, чтобы в жизнь пришло что-то важное. Буквально через десять минут раздался звонок с незнакомого номера, и мне сказали, что мы вышли в финал и нам планируют брать билеты в Казань. У нас тогда был факультатив с Татьяной Николаевной Ремезовой. Все заходили в студию, обнимались. В происходящее верилось с трудом. Первые дни в Казани пролетели быстро: мы много общались с ребятами, я нашла новых друзей и впервые в жизни снимала влог. Я благодарна Мише Губерниеву и Валерии Поповой за то, что они тоже прилетели. Чувствовать поддержку — это очень ценно. Моя семья и друзья тоже следили за трансляцией. Многие люди приходили к нам в телеграм-канал, потому что мы публиковали информацию быстрее, чем ресурсы ТЭФИ. Сначала показали все проекты, а потом женщина, которая объявляла результаты, выдержала паузу: «И победителем в номинации Интернет-проект становится...». За эти три секунды я думала, что умру. И вдруг она объявляет наш проект. У меня была заготовлена речь, я вышла на сцену и ее произнесла. После этого я первым делом позвонила маме. Хорошо помню тот разговор и паузу перед тем, как рассказать ей о нашей победе. Я начинаю плакать и слышу, как мама тоже плачет. Вся семья очень радовалась за меня. Я получила столько любви и даже представить не могла, что это вызовет такую бурную поддержку. Это невероятный момент. Я до сих пор иногда пересматриваю видео оттуда и не верю, что это было со мной. В такие моменты ощущаешь, что твоя жизнь — это кино.

— Чему вас научил прошлый год и какие изменения в работе над «Альтер-эго» будут в этом году?

— Мы хотим усовершенствовать нашу команду и уделить внимание пиару, потому что до этого мы были сконцентрированы именно на смысловой нагрузке шоу. Процесс был нестабильным, потому что каждый из нас делал что-то в первый раз. Но это плюс нашего проекта: если у людей не было раньше никакого опыта, но они готовы уделять проекту время и учиться, мы обязательно друг другу во всем помогаем. Сезон будет отличаться от предыдущих. Сам формат останется, но мы хотим выйти на новый уровень. Хочется, конечно, привлечь еще более широкую аудиторию. Но, прежде всего, работать нужно ради того, чтобы был крутой продукт, а не ради 100 тысяч подписчиков. Это не самоцель. 

Виктория Галеева, 2 курс, ОП Журналистика