• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Кирия Илья Вадимович - руководитель департамента

 

Ним Евгения Генриевна - заместитель руководителя департамента

 

109028, Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Статья
Разрушить репутацию. Как?

Давыдов С. Г., Самойленко С. А.

Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. № 2.

Глава в книге
Интеллектуальная пауза: о медиа и цифровой культуре

Лапина-Кратасюк Е. Г.

В кн.: Мультимедийная журналистика. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 98-108.

Препринт
Цифровая навигация в пространстве города: проблемы методологии исследования

Лапина-Кратасюк Е. Г., Запорожец О. Н., Епанова Ю. В.

SSRN-id2779629. SSRN-id2779629. Российская Академия народного хозяйства и государственной службы, 2016

Екатерина Лапина-Кратасюк: «Кино – это естественный язык, который может освоить каждый»

Хотите писать о кино, но не знаете как? Уже пишете о кино, но хотите делать это лучше? Решение есть: двухмесячный курс «Кинокритика: от анализа фильма к написанию рецензии» стартует на базе факультета коммуникаций, медиа и дизайна Вышки в марте. Мастер-классы там проведет кинокритик Антон Долин. Для кого этот курс, что будет на занятиях, какие фильмы проанализируют слушатели — рассказывает преподаватель курса Екатерина Лапина-Кратасюк, кандидат культурологии, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна.

Зачем специально учиться киножурналистике? Ведь для того, чтобы писать хорошие рецензии сегодня, нужно  просто смотреть много фильмов и  много читать?

Любительские рецензии сегодня — необходимый элемент кинопроцесса, они сильно увеличивают экономический и культурный потенциал кинематографа. Но понимание профессионального языка анализа фильма позволяет увидеть в новинках проката гораздо больше, чем видит неподготовленный зритель. Например, авторы-любители допускают огромное количество ошибок, связанных с непониманием истории кино, структуры кадра, визуальных конвенций, которые присущи кинематографу. Отсутствие знаний не позволяет им продуктивно раскрыть те или иные аспекты просмотренного фильма для зрителя. Поэтому смысл нашего курса состоит в том, чтобы более сложное понимание кинематографа не было утрачено или размыто в ситуации большого потока любительских отзывов.

Для кого ваш курс?

Наш курс будет полезен начинающим рецензентам, тем, кому нравится писать о кино и кто хотел бы предложить свои услуги профильным изданиям и интернет-порталам, а также блогерам и авторам-любителям, которые оставляют свои впечатления о фильмах на кино-сайтах; авторам и администраторам сайтов, посвященных одному жанру, герою или актеру. Это те люди, которые де-факто уже пишут рецензии. И мы уверены, что можем помочь им повысить качество текстов, сделать анализ фильмов более интересным для них самих.

А если человек не имеет никакого отношения к кино и никогда про него не писал, но хочет научиться, имеет смысл идти на курс?

Да, конечно, именно таких людей я и назвала «начинающими» или «потенциальными» рецензентами. Все мы в той или иной степени рецензенты, т.к в наших разговорах кино и телевидение занимает отнюдь не последнее место. Отличными профессиональными рецензентами становятся люди с гуманитарным образованием, которое предполагает, как минимум, развитое критическое мышление и навыки анализа текстов. Но мы знаем, что часто первое или основное образование знаменитых кинокритиков — техническое или естественно-научное. Если у вас есть интерес к кино, то наш курс может быть отличным первым этапом для освоения этой профессии. Я не буду лукавить и говорить, что за два месяца можно обучиться всем тонкостям киноязыка и его анализа. Но освоить основы жанра, изучить ключевые понятия и определить для себя круг чтения – можно, а это самое важное. Мы существуем в ситуации информационной культуры, и главная проблема не в том, чтобы найти нужные источники, а в том, чтобы отобрать необходимые. Наш курс поможет сориентироваться в необъятном поле литературы по кинематографу.

В первую очередь, киножурналистика – это тексты. Но ведь можно еще вести видеоблог, записывать подкасты, делать мультимедийные проекты о кино. Зачем учиться писать рецензии,  если хочется работать в этих сферах?

Все равно в основе всех этих жанров лежат хорошая идея и хороший сценарий. Какими бы техническими возможностями или художественным вкусом вы не обладали, если вам нечего сказать, если у вас нет оригинальной идеи, вы не сделаете ни текст, ни мультимедийный проект. Мы на курсе будем говорить как раз об этом – как, зная историю и теорию кино, понимая  «теорию образа», умея считывать скрытые цитаты, предложить свою собственную гипотезу о фильме.

Кто будет преподавать на курсе?

Вести занятия будут пять преподавателей. Анна Качкаева — кандидат филологических наук, медиакритик, профессор Департамента медиа НИУ ВШЭ, лауреат премии ТЭФИ, телевизионный обозреватель и ведущая авторской программы «Смотрим телевизор» на Радио Свобода (1993-2012). Мой коллега Егор Исаев — преподаватель курсов по анализу фильма и визуальной культуры. Кроме того, Егор закончил киношколу New York Film Academy, сначала научился снимать кино, а уже потом заинтересовался его историей и теорией. Александр Шпагин — критик, историк кино, выпускник киноведческиого факультета ВГИКа, научный сотрудник НИИ Кинематографии, автор публикаций в российских журналах о кино («Искусство кино» и др.) Что касается меня, то я уже более 10 лет преподаю курсы по истории и теории кинематографа, сначала в РГГУ, сейчас — в Высшей школе экономики. Анализу фильма  частично посвящена моя кандидатская диссертация. 

Кроме того, мы очень рады, что в рамках нашего курса мастер-класс проведет один из лучших кинокритиков, пишущих сегодня на русском языке, — Антон Долин. Тот бесценный опыт, которым он обладает, будет совершенно необходим нашим слушателям. Мы уверены, что его комментарии по поводу работ наших студентов позволят значительно повысить качество этих работ.

Как будут построены занятия?

У нас будут и лекции, и семинары. На практических занятиях мы будем писать рецензии. Мы понимаем, что к нам придут люди занятые, не все обладают журналистскими навыками, поэтому мы не будем требовать от слушателей написания огромного количества текстов. Однако как минимум две рецензии в рамках курса будут написаны и очень подробно обсуждены. Кроме того, на занятиях наши слушатели попробуют себя в жанре «устной рецензии», что, если не более интересно, то точно  более зажигательно.

Кино – это, прежде всего, очень интересная тема, и мы не хотим сделать курс о кино сложным, рутинным, требующим преодоления себя и своей лени. Напротив, мы хотим сделать его занимательным и захватывающим. Майк Фиггис, британский режиссер, пишет в своей книге «Цифровой кинематограф» (Digital Filmmaking), что кино – это просто и естественно. И это не высказывание против профессионализма, но умение отказаться от  многочисленных усложнений, которые ничего не дают ни производству, ни пониманию кино. Именно для нашего времени кино является наиболее естественным языком. И одно из достижений цифровой культуры состоит в том, что освоить этот язык и говорить на нем теперь может практически каждый.

Но для того, чтобы готовиться к занятиям и смотреть все фильмы по курсу, нужно иметь много свободного времени?

Свободное время - это время, которое уделяется не рутинным занятиям, а тому, что нам нравится. Подготовка к этому курсу вполне укладывается в определение «свободного времени» как времени, проведенного для себя. Это будет просмотр фильмов, чтение небольшого количества интересных текстов, придумывание увлекательных историй.

Какие темы из истории и теории кино вы будете обсуждать со слушателями?

Невозможно за два месяца охватить всю историю кинематографа, обозначить основные теоретические аспекты анализа фильмов, да еще и рассказать о форматах написания кинорецензии. Но мы попытаемся, так как теория – это сконцентрированная история, а история –конденсированная практика. Мы выбрали несколько тем из разных областей кинотеории - монтаж, цвет, звук, глубина резкости, подвижная камера, цифровой код. С одной стороны, они были очевидными этапами развития истории кинематографа. С другой стороны, они основаны на технических изобретениях или обусловлены изменением политической ситуации. И, наконец, они дали толчок новым теоретическим осмыслениям кино и новую методологию анализа фильма. Мы рассмотрим со  слушателями те изменения в языке кино, которые исторически были наиболее заметными колебаниями от реализма к условности, которые и формируют специфику визуального образа сегодня.  

Вторая часть курса посвящена цифровому кинематографу. Мы хотим показать, как меняется процесс создания, дистрибуции кино и кинопросмотра после появления и распространения дигитальной культуры: как происходит размывание границ между режиссёрами и зрителями, профессионалами и любителями. Два основных фактора, которые отделяли профессионала-кинематографиста от любителя в доцифровую эпоху - деньги и технологии – перестали быть сегодня непреодолимым препятствием. Эпоха, когда фильм можно было посмотреть только в кинотеатре, с приходом телевидения уступила место эпохе, когда фильм стал частью семейной жизни; в цифровую же эпоху аудиовизуальные образы вплетены во все аспекты нашей повседневности.

История кино подразумевает привычный список классических фильмов. А будет ли неожиданное кино?

Наш курс – это попытка уйти от рутинной истории кино, мы хотели  бы посмотреть и обсудить как можно больше «неформатных» фильмов. Кроме того, мы хотели бы актуализировать историю кино: не останавливаться на восьмидесятых, уделить основное внимание современным тенденциям, школам и авторам. В то же время, практически в каждом десятилетии ХХ века  появлялись фильмы, без знакомства с которыми невозможно понять очень важные тенденции современного кинематографа. Да, это фильмы из «классического» списка, но получить удовольствие от их просмотра сегодня помогает именно теоретическое знание. Кроме того, интересно проследить творческие биографии режиссеров-классиков, которые чувствительны к «цифровой революции».  Например, Вернер Херцог, последние его работы – лучший рассказ о том, как изменился  сам кинематограф.

Мы планируем также посвятить отдельные занятия анализу фильмов ужасов и «черной комедии».

Автор: Милена Рублева, 3 курс образовательной программы «Журналистика»