• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/70/3

60 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

70 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/300/3

40 бюджетных мест

40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

300 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/20/1

20 бюджетных мест

15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Критические медиаисследования / Critical media studies

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
5/25/2

5 мест за счет средств ВШЭ

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/4

50 платных мест

4 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/350/10

65 бюджетных мест

70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

350 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/250/10

25 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

250 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/90/3

10 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

90 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
25/50/3

25 бюджетных мест

20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
15/1

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/60/5

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
25/1

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/10/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
50/2

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Менеджмент в СМИ

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Практики кураторства в современном искусстве

2 года
Очная форма обучения
15

15 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
25/1

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/20/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Статья
Russia’s Radical Othering in the Global Academic Discourse

Olga A. Baysha, Kamilla D. Chukasheva.

Russia in Global Affairs. 2024. Vol. 22. No. 4. P. 136-154.

Глава в книге
Silencing alternative voices in times of war in Ukraine and Russia

Baysha O., Chukasheva K.

In bk.: Media, Dissidence and the War in Ukraine. NY: Routledge, 2024. Ch. 6. P. 101-118.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

«Дистанционные пары ведь такие же, как и обычные. Только на них можно прийти в пижаме»: студенты поделились впечатлениями о переходе на онлайн-обучение

Мы попросили студентов Факультета коммуникаций, медиа и дизайна рассказать о новом формате обучения, изменении ежедневных привычек и опыте первых занятий в дистанте.

«Дистанционные пары ведь такие же, как и обычные. Только на них можно прийти в пижаме»: студенты поделились впечатлениями о переходе на онлайн-обучение

Студенка второго курса ОП «Журналистика» Дарья Коростелева рассказала, что переход Вышки на дистанционное обучение избавил ее от необходимости ежедневно решать вопрос об организации учебного пространства.

«Мне стало легче, потому что все оказались в одинаковой ситуации. До карантина я практически не была дома, потому что мне очень сложно организовать себя психологически. Я люблю коворкинги, до утра могла сидеть в библиотеке Вышки. Теперь же выбора нет. Мне пришлось организовать свой быт, создать в доме некий уют, поддерживать чистоту, чтобы было комфортно заниматься. Раньше это тоже было проблемой. К тому же за два месяца до карантина я приобрела новый ноут. И теперь спокойно могу монтировать, верстать, в общем полноценно учиться и работать, не выходя из дома».

Для преподавателей ВШЭ такой формат общения со студентами оказался приемлемым и комфортным, считает Дарья: «Мне повезло, что я учусь в Вышке. Многие преподаватели из других вузов не умеют пользоваться программами и заваливают студентов кучей письменных заданий. У нас же все по-другому.

Мои знакомые из других городов, когда видят скрины наших конференций, спрашивают: «У вас реально семинары и лекции так проходят? Я думал, это шутка».

На вопрос, чего Дарье сейчас не хватает, она отвечает – общения с однокурсниками: «Из-за того, что я живу одна, у меня обострилось чувство одиночества. Я не люблю общаться в сети, мне не нравятся онлайн-конференции как способ общения. До 2017 в моем родном городе Норильске не было скоростного интернета, поэтому я привыкла общаться оффлайн. К слову, Норильск закрыли на карантин до 31 мая. А это значит, что в Москву в отпуск не сможет приехать моя сестра, которую я не видела 2 года. Да и путешествие за границу, которое я запланировала на свой день рождения, тоже, видимо, не состоится».

Но, как ни странно, вся эта тяжелая ситуация вокруг вывела меня из депрессии. Потому что именно в таких условиях начинаешь понимать, как любишь жизнь, своих родных, своих друзей, что хочешь учиться, гулять, работать, путешествовать. И обязательно все это сделаешь, как только вся эта страшная история останется позади. 

Скриншот онлайн-занятия.
Скриншот онлайн-занятия.

Анастасия Кочеткова, студентка третьего курса Медиакоммуникаций уверена, что переход на дистанционное обучение в сложившейся ситуации был необходим, но организовать себя в домашних условиях оказалось нелегкой задачей.

«Дистанционные пары ведь такие же, как и обычные. Только на них можно прийти в пижаме без проблем. Дом не расслабляет, если отойти от кровати подальше. Первое время было трудно. Ничего не хотелось делать, стены давили, появлялось ощущение коробки. Я валялась с ноутом в кроватке и в полусне гладила кота. А потом преподаватели начали спрашивать, успеваем ли мы записывать информацию со слайдов, а я ничего не писала, только слушала. Ну и в результате я привела своё место в порядок: поставила маленький столик у кровати и создала все условия для того, чтобы было удобно включаться в процесс, если мне захочется учиться лёжа. Главное при этом помнить – подобный график очень расслабляет и сбивает режим. А сбитый режим не позволит тебе присутствовать на паре, особенно если она проходит онлайн».

Анастасия призналась, что тоже скучает по личному общению с однокурсниками: «Несмотря на удобство онлайн-пар, ни один мессенджер не заменит живое общение и обмен опытом. То заразительное вдохновение, которое можно ощутить в универе, на дистанционке трудно почувствовать. Может быть, это прозвучит инфантильно, но в этом есть своя романтика. На семинарах гораздо лучше усваивается информация. Ты сидишь на паре в учебном корпусе, и твердо знаешь, что в ближайшее время никуда не уйдёшь. Все внимание уходит на изучение предмета. На дистанционном обучении гораздо больше соблазнов. В плане, отвлечься на что-нибудь».

На улице солнце, весна, хочется общаться с друзьями, ходить на концерты и поддерживать артистов. А приходится сидеть дома и следить за новостями. Однако, я понимаю, что это вынужденная мера. Что это не навсегда и скоро закончится. Но даже если нескоро, то всё равно закончится. А пока мы общаемся и учимся через Zoom, и он вполне помогает нам скрасить карантинные будни.

Скриншот онлайн-занятия.
Скриншот онлайн-занятия.

Для выпускных курсов переход на дистанционное обучение оказался неожиданным: последняя сессия, дедлайны, госэкзамены, подготовка и защита дипломов теперь пройдут онлайн. Мария Денискина с четвертого курса ОП «Журналистика» признается, что ощутила себя в подвешенном состоянии: «Было слишком много путаницы с дедлайнами, предметами, расписанием. Стоило определенного труда и внутренней организации создать для себя рабочий настрой и достойно завершить очередной модуль. Меня спасала давняя привычка составлять список дел на неделю и, в зависимости от загруженности и своего состояния, раскидывать их на все семь дней. Так получилось, что последние две недели я и так находилась в режиме самоизоляции, поэтому дистанционная учеба логично вписалась в мой график, и я все успела».

По словам Марии, как и у многих, кто оказался сейчас на карантине, в домашней обстановке чаще возникают соблазны побольше поспать, полежать и поесть. Но с этим тоже можно бороться: «Я стараюсь спортом каким-то позаниматься, зарядку начала делать, гуляю в парке поблизости, чтобы как-то переключаться между делами».

Мария считает, что дистанционное обучение – достойная альтернатива личному присутствию в университете, но при настройке на онлайн-общение не обошлось без проблем: «Были сложности в освоении Zoom, я никогда им не пользовалась и не понимала, как это делать. Поэтому для общения с преподавателями пришлось сначала разобраться.

А вообще, мне эти методы кажутся отвечающими нашему времени, 2020-му году, потому что послушать лекции в Zoom и посмотреть представленные видеоматериалы вполне можно и не тратя времени на дорогу до университета. Правда, бывают лекции таких замечательных, уникальных преподавателей, на которые я бы ехала даже при ядерной зиме.

Как бы то ни было, я поддерживаю принятое решение о дистанционном обучении. Я ипохондрик, в условиях риска заражения коронавирусом, даже если бы предложили самим выбирать, я бы выбрала онлайн-обучение».

Однако, будучи студенткой выпускного курса, Мария переживает о завершении учебы: «Конечно, хотелось бы, чтобы это было нормально, как у всех заканчивающих университет людей. Но если пандемия будет по-прежнему острой проблемой, мне кажется, не стоит собираться в местах массового скопления людей и рисковать. Если предзащиту можно было сделать дистанционно, то и госы, и защиту диплома можно провести также. В конце концов, это просто некий завершающий ритуал, который мы должны провести, соблюсти  и счастливо расстаться на этом. Но если к июню все как-то выровняется, я, конечно же, буду рада прийти защитить и забрать свой диплом лично».

Скриншот онлайн-занятия.
Скриншот онлайн-занятия.

Для студентов магистратуры дистанционное обучение оказалось удобным форматом. Анастасия Комарова, которая учится на первом курсе программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», рассказала, что учебу стало легко совмещать с рабочим процессом – достаточно грамотно расставить приоритеты и организовать себя во времени.

«На самом деле, это прикольный формат. В том смысле, что обычно совмещать учебу и работу бывает сложно. Тем более, многие сейчас работают в усиленном режиме, особенно офисные работники. Поэтому это здорово, что учиться дистанционно ты можешь во время работы не в ущерб другим. Можно просто отключить звук в микрофоне, отключить камеру, затем поговорить со своими коллегами, порешать какие-то вопросы, а потом вернуться и включиться в учебный процесс. К тому же, записи всех дистанционных занятий сохраняются и их можно посмотреть позже. И это тоже классно».

Тем не менее, свободного времени с началом удаленного обучения, по словам Анастасии, больше не стало. 

«У меня сейчас нет времени вообще. Хотя как раз до карантина, как бы это ни звучало иронично, у меня его было достаточно, даже хватало на фильмы и сериалы… Сейчас я прохожу стажировку, и у меня много задач и по работе, и по учёбе. Помимо этого, я слежу за всеми политическими событиями в стране и мире, пытаюсь как-то отстаивать свою гражданскую позицию. Мне кажется,  сейчас людям трудно до конца осознать, что происходит. Как все эти события скажутся на жизни каждого из нас и мира в целом. Я больше всего боюсь за экономику. Огромные потери несет малый бизнес. Это может отразиться на рынке труда, могут возникнуть проблемы с перспективами трудоустройства студентов. Всё это меня волнует. Потому что… ну, мы все в одной лодке».

А вот возможных дистанционных экзаменов Анастасия не опасается – это такая же часть учебного процесса, который по ее мнению, неплохо организован. Правда, при заочной форме общения с преподавателями и однокурсниками теряется важная составляющая, которая определяет саму суть студенческой жизни.

Дистанционная форма экзаменов для кого-то возможно будет лазейкой, а для кого-то наоборот мукой. Я для себя особых проблем не вижу. То есть я подготовлюсь, как обычно, а преподаватели наверняка как обычно будут оценивать. Единственное, если это будут какие-то проекты, меньше возможностей для креатива во время презентации. Но даже в дистанционном формате можно что-то придумать и выделиться из общей массы. 

Скриншот онлайн-занятия.
Скриншот онлайн-занятия.

Для студента четвертого курса ОП «Журналистика» Василия Лужбина период дистанционного обучения совпал с режимом самоизоляции. Недавно он оказался в компании, где у одного из присутствующих был диагностирован коронавирус. Поэтому необходимость жестких мер Василий поддерживает.

«Я считаю такую меру вполне оправданной. И так уверенно говорить мне позволяет мое нынешнее сложное и неопределенное положение.  Потому что болезнь эта очень коварная, у неё может не быть определённых симптомов. Поэтому любое дистанционное общение сейчас будет полезным. Хуже от него точно не будет, если рассматривать это в контексте здоровья и человеческой жизни».

И если введение заочного обучения в такой ситуации оказались даже кстати, то с подготовкой диплома, до которого осталось не так много времени, у Василия уже возникли проблемы: «Я снимаю документальный фильм про политактивистов. И помимо того, что надо лично  присутствовать на съемках и во всем участвовать, по плану, кульминацией фильма должны стать поправки в Конституцию. Голосование уже перенесли из-за коронавируса, кроме того, мы собирались снимать суды, в которых рассматривают дела активистов. А их тоже отложили. Не говоря уже о пикетах и других акциях, которых явно не будет. Поэтому пока даже не представляю, что снимать, разве что домой к ним поехать. Но и это я сейчас не могу сделать, я на карантине, не хочу заражать людей и не выхожу из дома».

По словам Василия, удаленное общение в данной ситуации стало для всего потока объединяющим фактором. Все находятся в равных условиях заочного обучения: «Дистанционка – это не только пары в Zoom, это еще и общение в чате курса. За полчаса может набраться 900 сообщений по теме, ты не можешь разобраться, пытаешься понять, что упустил, и это отбивает всякую мотивацию. Мне не хватает живого общения. Я не считаю онлайн обучение равнозначным личному присутствию. Я не понимаю тех энтузиастов, которые кричат, что «всё, Coursera победила, у нас теперь тут полный digital, у нас полный киберпанк, и мы из него никогда больше не вернемся,  потому что в нём клёво».

Университет – это то место, где люди так или иначе приобретают социальные связи. Это важно в жизни каждого человека. И на дистанционке этого не произойдёт. Я и госы не хотел бы сдавать удаленно. Диплом еще ладно – презентовать и защитить. А вот на экзаменах мне хочется лично контактировать с преподавателями. Независимо от того, как я сдам. Даже если они меня завалят, пусть завалят лично. Я – за живое общение!