Известный тележурналист, генеральный директор «Общественного телевидения России», профессор департамента медиа скончался на 85-м году жизни.
Анатолий Григорьевич Лысенко бесспорно был одним из самых ярких людей в истории российских электронных медиа — телевидения и радио. Он причастен к созданию выдающихся программ советского времени — например, программы «Взгляд», а в постсоветское время он был создателем целой линейки программ на ВГТРК, как, впрочем, и самой ВГТРК.
Его отличала необыкновенная сила ума, ясность убеждений и творческий подход ко всему.
Все мы помним и любим Анатолия Григорьевича за умение придавать смысл, импульс, энергию и интерес любому начинанию. Творчество было действительно главным его качеством. Он всегда создавал новое. Это были новые телевизионные пространства, новые формы, он был предельно смел в своих экспериментах, умел убедить окружающих и зачастую начальство в своей правоте, а в тяжелые моменты проявлял необыкновенную твердость духа.
Я познакомился с Анатолием Григорьевичем в конце 90-го. Он был генеральным директором ВГТРК, а я пришел туда работать – изучали аудиторию компании. После этого я делал под его руководством телевизионные программы, в конце 90-х мы оказались вместе на ТВ-центре, потом сотрудничали в самых разных ситуациях и организациях, и в конце концов — в Вышке — так что я с гордостью считаю себя если не другом, то его близким знакомым.
Но когда я только пришел на ВГТРК, мы были еще почти не знакомы, и почти сразу случилось ГКЧП, а потом, через два года — путч 93-го года. Поведение Анатолия Григорьевича во время тех событий произвело неизгладимое впечатление, – он спокойно и четко работал, хотя угроза была реальна и чем все кончится никому не было до конца известно. В то время, как путчисты пытались захватить телевидение, Анатолий Григорьевич просто делал свою работу. Но демонстрировал при этом такую твердость позиции, мужество и энергию, какие, полагаю, редко встретишь.И еще одно – Анатолий Григорьевич был необыкновенно обаятельным человеком, поразительно притягательным и вызывающим сразу и искреннюю симпатию, и уважение.
Меня связывали с ним отношения сразу по нескольким направлениям. Мне довелось работать с ним в ВГТРК в 1992-1996 гг., взаимодействовать по линии Международной академии телевидения и радио, сотрудничать в рамках Общественного телевидения России и в «Вышке». Анатолий Григорьевич был одним из отцов-основателей Отделения деловой и политической журналистики, из которого вырос современный Департамент медиа ФКМД НИУ ВШЭ.
Это был умнейший человек, отличавшийся глубиной и мудростью, имевший тонкое чутьё творческого человека. Это был прекрасный руководитель, талантливый организатор, вокруг которого всегда кипела жизнь. Он, наверное, единственный медиаменеджер России, кому удалось запустить с нуля три федеральных телевизионных канала, существующих и поныне («Россия» в 1991 г., «ТВ Центр» в 1997 г. и «ОТР» в 2013 г.).
Это был человек, отличавшийся невероятной фантазией, фонтанирующей изобретательностью, непрерывно генерирующий идеи. Он придумывал телепрограммы, он понимал, как завести людей, чтобы творилось чудо совместной деятельности, совместного творчества, делал это с юмором и необыкновенной доброжелательностью.
Это был отзывчивый человек, готовый прийти на помощь, поддержать человека, оказавшегося в трудной ситуации. Многие получили такую помощь и поддержку, когда в ней нуждались. Анатолий Григорьевич Лысенко навсегда останется в сердцах тех, кто имел честь работать с ним. Вечная ему память!
Путь Анатолия Григорьевича слишком индивидуален, чтобы можно было пытаться брать с него пример или тем более в пример ставить. Мне кажется, что он с искренним интересом общался с людьми самых разных воззрений. С теми, кто высоко во власти и с теми, кто глубоко против нее. Его больше интересовали личности и таланты, а не временные обстоятельства, в которых они пребывают. Присущая его характеру хитрость заключалась в том, чтобы вывести общение из-под душного гнета с теми, которые, якобы, все знают или склонны учить других, или живут только в рамках соображений чиновника или денег. Совсем в чистом виде таких и не бывает, и самые разные люди часто проникались к нему большой человеческой симпатией.
В последние годы жизни он выбирал собеседников сам. В основном у себя на книжных полках библиотеки. А свою задачу как директора телеканала, как мне кажется, видел в основном в сохранении людей, которые были ему симпатичны. Такому отношению научиться нельзя, это, наверное, дар. Поэтому если и есть в мире нашей журналистики какие скрепы, то это личность Анатолия Григорьевича. Остававшегося доброжелательным и профессиональным в советские годы, в 90-ые и в наше время.