Инженерные классы, медицинские классы, экономические… одно из этих направлений, как правило, предлагается выбрать ученикам московских школ, чтобы определиться с дальнейшим образованием и будущей профессией. В этом учебном году у старшеклассников появился ещё один вариант — медиакласс.
Медиакласс в московской школе» — проект предпрофессионального образования, который подразумевает открытие профильных классов в столичных школах. Школьники, поступившие в медиакласс, будут углублённо изучать русский язык, литературу, обществознание и английский язык. В подготовке проекта участвуют 12 столичных вузов-партнёров, ключевой из которых — Высшая школа экономики. В дополнение к основной программе для старшеклассников разработали специальные курсы по шести направлениям: медиажурналистика, PR и связи с общественностью, тележурналистика, радиожурналистика, фотожурналистика и медиакоммуникации в социальных сетях.
По-моему, школьный курс медиакоммуникаций в соцсетях — это первый за многие годы проект, который пришёл «снизу». О том, что такие знания нужны, нам рассказывали сами школьники. Современные социальные сети — это и есть сборник всех журналистских навыков. Тот, кто работает в соцсетях, должен уметь работать и с текстом, и с видео, и со звуком, и с картинками. Поэтому сегодняшние навыки журналиста, медиакоммуникатора — это навыки человека, который хорошо, профессионально работает в социальных сетях.
По этой причине наша лаборатория медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ решила принять участие в проекте «Медиакласс в московской школе» и разработала два элективных курса для школ — «Медиакоммуникации в социальных сетях» и «Технологии медиапроизводства». Они направлены на обучение школьников базовым навыкам медиакоммуникации, которые пригодятся специалистам в любой сфере.
Для многих гуманитарных школ проект «Медиакласс в московской школе» был по-настоящему долгожданным, так как последние годы много внимания уделялось именно техническому образованию — открывали инженерные классы, IT-полигоны. Из профильных гуманитарных направлений столичным десятиклассникам предлагались только социально-экономический и гуманитарный классы. Не хватало прикладного направления, которое позволило бы не только углубленно изучить цикл гуманитарных предметов, но и получить определённую предпрофессиональную подготовку.
В нашей школе не удавалось набрать ни медицинский класс, ни инженерный, потому что дети приходили к нам за гуманитарным образованием. У нас специализация на углублённом изучении иностранных языков. Поэтому я всё время ждала, когда же уже появится какой-то гуманитарный проект. И я считаю, что медиаклассы — это как раз то, что нужно. Потому что медиа, социальные сети, видеоролики — это то, чем живёт сегодня современная молодёжь.
В этом учебном году в проекте участвуют 66 столичных школ. Основная программа медиаклассов будет реализована в каждой из них, а вот для элективных направлений подготовки школам предстояло выбрать направление и заключить договор с одним или несколькими вузами-партнёрами. Более половины участвующих школ отдали предпочтение Высшей школе экономики.
У нас очень хорошие традиции сложились с Высшей школой экономики, потому что мы сотрудничаем и в рамках проекта «Инженерный класс в московской школе», и в рамках проекта «Математическая вертикаль». И мы даже особо не задумывались, какой из вузов выбрать. Мы знали точно, что это будет Высшая школа экономики. Ещё одна причина такого сотрудничества — много выпускников наших классов поступали в НИУ ВШЭ, а в последнее время многие ребята очень интересуются Факультетом коммуникаций, медиа и дизайна.
Медиакласс для ребят — это не только шанс приобрести и развить коммуникативные навыки, научиться грамотно работать в социальных сетях, но и познакомиться с разными профессиями в медиасфере, попробовать их. Большинство элективных курсов в рамках медаиклассов подразумевают практическую работу, что поможет ученикам погрузиться в индустрию, понять, как работают современные журналисты, специалисты с общественностью, медиаменеджеры.
Я довольно коммуникабельный человек. Мне нравится любая деятельность, где нужно общаться с людьми. И, естественно, я хочу связать в будущем свою жизнь с медиа, наверное, стать пиар-менеджером. Поэтому сейчас я поступила именно в медиакласс.
Я выбрал медиакласс, потому что тут будет много литературы на углубленном уровне, а мне как будущему сценаристу это важно. И на случай, если сценаристом стать не получится, я всегда смогу стать журналистом. В рамках профильных занятий мне бы хотелось улучшить свои навыки написания текстов и в целом получше разобраться в медиасфере.
Медиакласс меня очень привлёк возможностью прикладного обучения. Мне интересно научиться копирайтингу, фотографии. И хотелось бы в будущем работать с рекламой, потому что уже сейчас я активно развиваюсь в инстаграме и пытаюсь сама писать тексты, снимать видео. Хочу в дальнейшем связать с этим свою жизнь.
Сейчас Вышка разрабатывает программу подготовки тьюторов из числа студентов, которые будут вести элективные курсы предпрофессиональной подготовки московским старшеклассникам.
Автор: Елизавета Избаш
Милкус Александр Борисович
Заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании