22 мая редактор отдела Экономика и финансы газеты «Известия», выпускница программы «Журналистика» НИУ ВШЭ Наталья Ильина в рамках Клуба деловой журналистики провела мастер-класс для студентов об особенностях работы в деловом издании.
Наталья Ильина поделилась с участниками мастер-класса способами, которые наиболее часто используют журналисты для поиска эксклюзивной информации, и выделила основные из них:
— Отправить официальный запрос в государственные органы/ведомства.
— Найти документ, которого нет в распоряжении других СМИ.
— Провести опрос участников рынка, например банков или компаний, если речь идёт о финансово-экономическом секторе.
— Провести собственное исследование — обзвонить участников рынка, самостоятельно изучить сайты компаний.
— Заказать независимое исследование.
— Опросить экспертов и собственные источники в ведомствах.
При этом, Наталья Ильина отметила, что главное правило эксклюзива — опросить всех причастных, то есть все стороны, упомянутые в материале. Спикер рассказала, что на подготовку одной эксклюзивной статьи уходит два-три дня.
И поделилась с аудиторией советами, как найти источник для эксклюзива и кто может стать ньюс-мейкером:
— Налаживать отношения с пресс-службами компаний и ведомств.
— Обращаться к сотрудникам организаций и государственных органов.
— Общаться с правозащитными организациями.
— Отправлять запросы депутатам и сенаторам.
Подобные материалы имеют большое значение потому, что задача делового издания — создание информационного повода, в отличие от информационных агентств, которые их отрабатывают. На вопрос о внутриредакционной конкуренции за эксклюзив среди журналистов эксперт ответила: «Задача редактора - выстроить внутри своего коллектива такие отношения, чтобы была не внутренняя конкуренция, а внутренняя кооперация. На мой взгляд, кооперироваться важнее, чем конкурировать. Если есть интересная тема, лучше «бросить» пару людей на статью и быстро ее выпустить».
Спикер подчеркнула, что ей больше всего нравится работать именно с эксклюзивами: «В журналистике интереснее всего работа с источниками, это самое дорогое, что есть в журналистике».
Мария Никонова