Мини-исследование доцента Института медиа Владимира Сыченкова о героях чемпионата мира по футболу может быть полезно любому руководителю, который дает публичные обещания общественности
©Анна Клыкова для Института медиа
На III Международной научно-практической конференции «Медиа-2023: теория и практика» доцент Института медиа и руководитель майнора «Публичные конфликты и управленческая риторика» НИУ ВШЭ Владимир Сыченков представил научную статью «Управление обещаниями в риторике главных тренеров в плей-офф чемпионата мира по футболу 2022 года». Мы провели с автором краткое интервью, в котором расспросили его о теме работы и том, возможно ли перенести сделанные выводы на реали других областей жизни и общества.
Почему выбрали для конференции именно такую тему?
Тема показалась интересной в контексте чемпионата мира по футболу 2022 года. Согласно требованиям FIFA, для поддержания массового интереса к играм главный тренер команды обязан участвовать в пресс-конференциях до и после матча.
Получается, что тренеры вынуждены делать прогноз, а потом и объяснять результаты матча присутствующим журналистам. Возникает разрыв между публичным обещанием тренера и фактическим результатом выступления команды. Сопоставив риторику тренера до и после игры, можно выявить наиболее подходящие тактики управления обещаниями зрителей и прессы, которые будут помогать как команде, так и тренеру.
Можно ли применить результаты работы к другим областям, не связанным со спортом?
Да, конечно. Это применимо и к руководителю любого уровня, кто сталкивается с необходимостью отвечать за свои публичные обещания. Важны как формулировки, так и эмоциональный посыл выступлений, баланс интересов как людей внутри организации, которую ты представляешь, так и тех, кто находится вне неё.
А как обстоит ситуация с медийной деятельностью тренеров в российском футболе?
Открытость и публичность главного тренера любого вида спорта в России крайне низкие. Это не хорошо и не плохо, так исторически сложилось. Большинство тренеров выступают публично, представляя интересы как минимум команды, а как максимум — владельцев спортивного клуба или спонсирующей организации. А самой игнорируемой группой считаются болельщики, которых не принято считать главными. На наш взгляд, именно зритель — цель и смысл проведения любого спортивного события. И главный тренер должен уметь грамотно публично расставлять приоритеты.
Кравцова Анастасия, студентка 3-го курса ОП «Медиакоммуникации»