Своими советами с учащимися Института медиа поделилась академический руководитель программы «Медиаменеджмент» и экс-руководитель направления по работе с блогосферой «Сбербанка» Татьяна Магера.
На какие позиции может претендовать студент без записи в трудовой книжке?
— Студенты могут начать свой путь в карьере с позиции junior. Найдите актуальные вакансии в интересных вам компаниях и напишите их HR-специалистам письмо. В нем важно указать, что вы молодой и перспективный специалист, но пока не готовы претендовать на высокие вакансии. Например, вы можете стать младшим менеджером в N-ом отделе, чтобы попробовать и узнать, подходит ли вам эта работа. Очень много компаний проводят летом стажировки, они могут быть оплачиваемые или неоплачиваемые. По завершении испытательного срока многие компании берут лучших студентов на работу в штат. Даже если руководство откажет в трудоустройстве, у вас появится возможность познакомиться с интересной вам компанией и тем кругом людей, которые в ней работают на разных позициях. После стажировки можно пойти в другие отделы и сказать, что вы уже все знаете об этой компании, и можете включиться в работу.
Как выбрать место для стажировки?
— Стажировку можно совместить с летней практикой. Выбирайте место практики не по пути наименьшего сопротивления, где работают знакомые, а идите туда, куда действительно хотите попасть, чтобы внедриться в коллектив и получить проекты для портфолио.
Как понять, какую специальность в медиа выбрать?
— Лучший способ — участвовать на разных позициях в студенческих проектах и стажировках, чтобы за короткое время понять функционал и идти дальше. Я советую идти в большие компании, где есть гибкая структура, чтобы попробовать себя на разных позициях. В крупных холдингах дают разные задания, например, сделать презентацию, написать текст или подготовить отчет. Либо можно принять участие в запуске очень маленького стартапа, где «все делают всё». Также поможет профориентация, когда вы узнаете личностные характеристики через призму накопленного опыта, понимаете свои особенности. Исходя из этого, можно понять, любите вы работать на долгих или коротких проектах, важно ли вам все планировать, или вам близко оперативное решение задач и вы легко готовы менять свои планы и менять приоритетность задач.
Что важно отразить в сопроводительном письме?
— Важно показать вашему будущему работодателю свои компетенции и желание работать. Посмотрите социальные сети и сайт компании и напишите в сопроводительном письме, что вы знаете о ее достижениях, проектах. Можно указать в письме, что вы хотите быть как один из сотрудников этой компании, и при этом тоже перечислите его заслуги и проекты. Также важно написать, чем вы будете полезны этой организации. При этом чем больше вы проявите уверенности в сопроводительном письме, тем будет лучше.
Как составить резюме, если нет опыта работы?
— В резюме важно правильно упаковать ваш опыт. Сделайте акцент на универсальных компетенциях, например, умении вести переговоры, составлять документы, чтобы работодатель увидел вашу базу. В технологии профориентации есть такое понятие как «красная нить» или «миссия», когда вы четко пишете, кто вы, через три глагола. Например, «я организую мероприятия, которые приносят людям пользу» или «специализируюсь на написании текстов, которые читает массовая аудитория». В резюме нужно отразить не механический опыт работы, а показать достижения, например, ваш проект стал самым посещаемым и просматриваемым. Даже если это небольшое достижение, его нужно включить. Еще один совет — чтобы выделить свою компетентность, перечисляйте места работы не по хронологии, а по функционалу. Потому что можно быть на одной и той же должности, с похожим функционалом в разных местах. Не забудьте указать роль в проекте, потому что, например, для съемки видео нужны разные специалисты: продюсер, сценарист, режиссер. Если у этого проекта есть заслуги, тоже их укажите.
Что в таком случае включить в портфолио?
— Включите в портфолио свой опыт участия в студенческих проектах на подходящей для вакансии должности. Всегда помните, что лучше потратить проектные кредиты на что-то полезное, и если в будущем захотите стать PR-менеджером, то ищите в НИУ ВШЭ проекты с такими вакансиями. Также можно запросить письменные рекомендации от людей, с которыми вы уже сотрудничали, из нужной вам сферы или преподавателей. Так у работодателя будет подтверждение вашего опыта и компетенций.
Анастасия Аскарова студентка 1-го курса ОП «Медиакоммуникации»