Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: im@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Михаил Антонов — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Германии, Берлин
Валентин Богданов — собственный корреспондент ВГТРК в США, Нью-Йорк
Ася Емельянова — заведующая корреспондентским бюро ВГТРК в Италии, Рим
Сергей Пашков — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Израиле
Александр Хабаров — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Великобритании, Лондон.
Александр Христенко — политический обозреватель ВГТРК
60 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
3 платных места для иностранцев
40 бюджетных мест
40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
125 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 мест за счет средств ВШЭ
25 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
4 платных места для иностранцев
65 бюджетных мест
70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
10 платных мест для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
3 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2024.
В кн.: Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия: сборник материалов международной научно-практической конференции. Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2024. С. 12-13.
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
В преддверии Нового года руководство и профессорско-преподавательский состав Института медиа НИУ ВШЭ подвели итоги работы за год. Период был непростым, но насыщенным и наполненным самыми разными событиями и делами. Открывая заседание, директор Института медиа Эрнест Мацкявичюс отметил, что произошедшие изменения выглядят оптимистично, и в первую очередь это касается итогов приемной кампании, которые он назвал впечатляющими. Все бюджетные места в Институте, как и годом ранее, оказались заполнены, а вот число студентов, поступивших на первый курс на коммерческой основе, на образовательной программе «Журналистка» увеличилось примерно в полтора раза, а количество «платников» на «Медиакоммуникациях» стало больше почти втрое. В результате в День знаний свои первые студенческие билеты получили более 500 первокурсников Института медиа Факультета креативных индустрий. Это серьезный вызов для команды преподавателей и отрадно отметить, что Институт справляется с нагрузкой, ресурса хватает, а организация учебного процесса остается на высоком уровне.
Институт медиа уверенно вышел на практико-ориентированный подход к обучению будущих специалистов, где одна из основных задач — приблизить образование к профессии. Для работы со студентами привлечены лучшие профессиональные кадры ведущих изданий, медиадиохолдингов, крупнейших интернет-компаний. Один из форматов, который успешно развивается и оказался востребованным у студентов — Творческие мастерские лидеров медиа. По словам Эрнеста Мацкявичюса, образовательная модель Института медиа была представлена на прошедшей Международной конференции по медиаобразованию в МИА «Россия сегодня» и крайне заинтересовала участников. Мало того, студенты ряда ведущих вузов высказали желание получать образование в «Высшей школе экономики», и на сегодня 26 человек подали заявления о переводе в Институт медиа, что является рекордным показателем.
Наша редакция в течение года тщательно вела летопись самых значимых событий жизни Института. Предлагаем вам вместе с нами вспомнить о самых важных и ярких моментах.
Творческие мастерские лидеров медиаиндустрии стали масштабным проектом, который реализуется в Институте в этом учебном году. Шесть профильных мастерских открыли двери для студентов всех курсов и образовательных программ. Известные практикующие журналисты: продюсеры, медиаменеджеры, публицисты и телеведущие в формате «полевой работы» делятся со студентами компетенциями, опытом, знаниями. Куратором мастерской «Кино и Журналистика» выступил автор и ведущий программы «Индустрия кино», руководитель отборочной комиссии Московского международного кинофестиваля Иван Кудрявцев.
Телеведущий, корреспондент информационной службы НТВ и автор YouTube-канала «Малозёмов проверит» Сергей Малозёмов стал организатором мастерской по научной журналистике.
Журналист, телеведущий, продюсер, секретарь Союза журналистов России Анатолий Кузичев в рамках своей мастерской делится со студентами тонкостями работы не только в телевизионной студии, но и за кадром.
Разнообразию телевизионных жанров посвящена творческая мастерская главного редактора информационно-развлекательных программ, ведущего программы «Центральное телевидение» на НТВ Вадима Такменева.
Кроме этого, творческие мастерские открыли специалисты медиахолдингов — крупнейшей социальной сети VK и делового издания «Ведомости».
Работа творческих мастерских продлится до апреля. А результатом этой работы, которая зачтется студентам за практику, станет создание собственного продукта с возможностью выхода на медиарынок.
В течение года Институт медиа организовал для студентов серию мастер-классов, которые провели топовые журналисты, в том числе те, кто совмещает работу в медиасфере с образовательной деятельностью. Среди них:
– Эрнест Мацкявичюс, Директор Института медиа, ведущий информационных программ на канале «Россия 1»;
– Александр Нечаев, Программный директор телеканала «Россия 1», заместитель Генерального директора ВГТРК;
– Иван Князев, Академический руководитель Образовательной программы «Журналистика», ведущий новостей телеканала «Москва 24»;
– Константин Мучник, главный оператор ОДИП ВГТРК;
– Анастасия Мельникова, руководитель отделов «Культура» и «Туризм» РИА Новости;
– Олег Дмитриев, Академический руководитель образовательной программы «Критические медиаисследования»;
– Евгения Мирошкина, ведущая телеканала «Москва 24»;
– Евгений Рожков, корреспондент, ведущий программы «Вести» телеканала «Россия 1»;
– Сергей Пашков, заведующий корреспондентским бюро ВГТРК на Ближнем Востоке.
Все большую популярность у студентов приобретает межуниверситетский «Медиаклуб» «ТОП месяца». Это особый формат общения, серия эксклюзивных встреч Off the records с руководителями российской медиа-индустрии и лидерами профессии. Главный редактор телеканала «Россия 24» Евгений Бекасов, журналист и телеведущий, генеральный директор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев, заместитель генерального директора ВГТРК, главный продюсер телеканала «Россия 1», генеральный директор АО «Москва Медиа» и Председатель редакционного совета АО «Цифровое телевидение» Игорь Шестаков и один из самых известных и успешных медиаменеджеров страны, продюсер, создатель и генеральный директор телеканалов «Пятница» и «Суббота», президент телехолдинга «ПрофМедиа ТВ», журналист, композитор, актёр Николай Картозия.
Встречи проходят в стенах исторического особняка Московского Императорского речного яхт-клуба, расположенного на территории творческого кластера «Красный Октябрь» и попасть на них — большая удача для каждого студента.
В этом году открылись две студенческие редакции. Редакция телевидения, которой руководит журналист Павел Мельников — 15 лет он проработал корреспондентом в «Вестях», был руководителем собственной медиаредакции, занимался развитием социальных сетей федеральных проектов. И Редакция радио Андрея Матюхина - обозревателя радио Sputnik медиагруппы «Россия сегодня». Сегодня в этих редакциях участвуют около 70 студентов разных курсов: снимают, монтируют, озвучивают, берут интервью. В дальнейших планах — открытие новых редакций — интервью и ток-шоу.
Внеучебная деятельность студентов теперь проходит в рамках проекта «Летучка» , которым руководит Алена Мучник. В прошлом – корреспондент программы «Вести». Студенческий клуб «Летучка» организует экскурсии в редакции ведущих телеканалов России. Участники уже побывали на каналах МАТЧ ТВ, RT, Москва 24, ОТР, ТВЦ. Студенты попали на съемки телепроектов и пресс-показы новых кинофильмов.
В стенах Института медиа в этом году заработали два студенческих клуба. Литературно-исторический клуб, созданный профессором института Г.В. Прутцковым. Студенты разных курсов проводят встречи, лекции, обсуждения разных тем на литературно-историческую тематику, участвуют в экскурсиях по знаковым литературным и историческим местам Москвы.
Создателем Философского клуба стала Ю.С Апполонова – доцент, творческий руководитель направления «Медиакоммуникации». Под ее руководством ребята изучают историю философской мысли разных эпох, учатся проводить параллели с современностью, оценивать происходящие общественные процессы через призму философских взглядов, развивают критическое мышление.
Кроме того, наши студенты в этом году поработали волонтерами 5-го Международного музыкального фестиваля «Дорога на Ялту» в Государственном Кремлевском дворце. Впервые проведенный 2019 году в Ялте фестиваль стал одним из самых значимых ежегодных культурных событий и наиболее ярких телевизионных проектов, посвящённых Великой Победе. Его президент — Генеральный директор ТАСС Андрей Кондрашов, художественный руководитель — директор Института медиа Эрнест Мацкявичюс Для наших студентов подобный опыт — отличная возможность наработать практический языковой навык и получить массу ярких впечатлений от участия в масштабном проекте.
Помимо прочего, Институт медиа ведет большую подготовительную и разъяснительную работу с абитуриентами. В течение года прошло несколько Дней открытых дверей, где будущие студенты бакалавриата и магистратуры могли узнать всё о подготовке к поступлению в вуз, особенностях образовательных траекторий и внеучебной деятельности. Такой формат встреч — лучший способ познакомиться с вузом, его преподавателями и студентами и задать все интересующие вопросы.
Кроме того, сотрудники и преподаватели Института принимают самое активное участие в подготовке и проведении Олимпиад для школьников — Международной Олимпиады Молодежи, олимпиады «Высшая лига» и «Высшая проба», а также в организации Зимних школ. Участие в них дает возможности для поступления в вуз без вступительных экзаменов и получения дополнительных баллов.
Важным событием уходящего года стало сотрудничество с Образовательным центром «Сириус», который принял решение сделать ежегодной программу «Литературное творчество. Журналистика и медиа». Она организована для одарённых школьников со всей России, которые проявили выдающиеся способности в олимпиадах и создании различных медиапродуктов и в будущем мечтают стать журналистами. Программа реализуется Институтом медиа НИУ ВШЭ совместно с институтом «Первая академия медиа» РЭУ имени Плеханова и в прошлом году прошла с большим успехом. Уже есть договоренность о продолжении этой работы. Предварительные сроки проведения программы в 2024 году – с 6 по 26 апреля, и у преподавателей нашего Института вновь будет шанс поработать с талантливыми детьми на берегу Черного моря.
Для тех, кто хочет открыть для себя новые возможности, повысить квалификацию или в корне поменять жизнь и сферу деятельности, в этом году Институт медиа запустил программу Дополнительного профессионального образования «Телеведущий в современных форматах». Почти 20 слушателей самых разных возрастов и профессий уже приступили к учебе. В течение четырех месяцев их наставниками станут мастера Института медиа и приглашенные педагоги. Институт собрал самых талантливых и опытных профессионалов в области телевидения. Они помогут поработать над дикцией, улучшить память, поставить голос, научат правильно интонировать и распределять дыхание во время ведения эфира и не бояться камеры. По окончании каждый слушатель пополнит свое портфолио и получит сертификат НИУ ВШЭ о повышении квалификации установленного образца.
В этом году Высшая школа экономики стала активным участником «Глобальной недели медийной и информационной грамотности» под эгидой ЮНЕСКО. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа Факультета креативных индустрий организовали в Москве Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды», которая прошла 8-9 ноября. В мероприятии приняли участие авторитетные специалисты, медиа исследователи – теоретики и практики. По окончании участники конференции выразили уверенность, что она станет хорошей возможностью для обмена опытом и дальнейшего научного сотрудничества для решения проблем медийной информационной грамотности.
И еще одна — первая научно-практическая студенческая конференция «Молодые медиа» — прошла в Институте буквально за несколько дней до Нового года. Ее организаторы – Григорий Владимирович Прутцков, Александр Михайлович Куприянов, Олег Аркадьевич Дмитриев, Ксения Федорова, Юлия Панасенко — решили возродить давнюю традицию, когда накануне нового года студенты представляли тезисы своих научных исследований, которые они проводят в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ. За месяц в оргкомитет поступило почти 50 заявок. Работы были поделены на две секции: «Актуальные вопросы современной журналистики» и «Современные подходы в медиамаркетинге и использовании новых технологий». Новая примета времени — около десятка работ были посвящены исследованию искусственного интеллекта в медиа. Тезисы конференции будут опубликованы в сборнике «Медиапараллели», и эти публикации помогут авторам при поступлении в магистратуру и дальнейшей научной работе.
И отдельно хочется вспомнить первый студенческий фестиваль, капустник MEDIAJAM — самое яркое творческое мероприятие года. Это был праздник талантов, на котором студенты, преподаватели Института медиа, профессиональные музыканты и звёзды индустрии на один вечер стали большой концертной командой, вдохновившей своими талантами и зрителей в зале, и приглашенных гостей.
От имени нашей редакции мы хотим пожелать каждому в наступающем Новом году побольше таких мгновений, когда можно быть раскованным и органичным, естественным и музыкальным, проявлять свои таланты и с их помощью добиваться успеха! Будьте счастливы и здоровы! И до встречи в Новом 2024 году!
Институт медиа: Заместитель директора
Институт медиа: Доцент
Институт медиа: Директор
Институт медиа: Преподаватель
Институт медиа: Профессор
Институт медиа: Преподаватель