Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: im@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Михаил Антонов — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Германии, Берлин
Валентин Богданов — собственный корреспондент ВГТРК в США, Нью-Йорк
Ася Емельянова — заведующая корреспондентским бюро ВГТРК в Италии, Рим
Сергей Пашков — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Израиле
Александр Хабаров — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Великобритании, Лондон.
Александр Христенко — политический обозреватель ВГТРК
60 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
3 платных места для иностранцев
40 бюджетных мест
40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
300 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 мест за счет средств ВШЭ
25 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
4 платных места для иностранцев
65 бюджетных мест
70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
10 платных мест для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
3 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 платных мест
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
Дегтярев Е. О.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Новикова А. А., Петрова Е. В., Борусяк Л. Ф.
Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2024. Т. 9. № 2. С. 23-44.
Baysha O., Chukasheva K.
In bk.: Media, Dissidence and the War in Ukraine. NY: Routledge, 2024. Ch. 6. P. 101-118.
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
Родителей и учителей тоже пригласили на экскурсию по корпусу. Для всех участников организаторы встречи смоделировали ситуацию, максимально приближенную к условиям, в которых в учебном корпусе будут находиться студенты. Гости прошли весь маршрут с завязанными глазами, после чего поделились друг с другом переживаниями и полученным опытом.
Наша редакция провела серию интервью с преподавателями, студентами, абитуриентами и их близкими о том, какой он, путь слабовидящих в образовании? Кто помогает им в этом нелёгком испытании? За ответами на эти вопросы мы и обратились к героям статьи.
Во времена, когда я училась, самым сложным было доставать нужную литературу. Тогда программы экранного доступа были слабыми, в интернете ещё не было такого большого количества необходимых книг. Учебники приходилось сканировать самостоятельно, и на всё это уходило много времени. Аудиолитературы тоже было мало. Преподаватели меня не жалели, говорили, что я такая же, как все. И это правильно.
Но во всём этом самое сложное — самостоятельно принимать решения и отвечать за них. Всегда хочется, чтобы кто-то сделал за тебя, чтобы ты остался маленьким и слепеньким. Но такого в жизни не бывает. Либо ты сам принимаешь решения, либо пожинаешь плоды чужих выводов. Но свои грабли, конечно, милее.
Молодым людям с нарушением зрения я хочу на своём примере показать, что всё зависит от того, как они будут строить отношения с окружающей средой, от того, как будут подходить к решению проблем с университетом. От этого зависят дальнейший успех и самореализация. Чтобы успешно реализовать себя, нужно понимать, что мы такие же люди, как и все. Инвалидность важна только для нашего врача. Мы не инвалиды. Мы люди, которые умеют, могут, знают. Мы живём по правилам зрячих, живём в их мире. Главное — знать места, где вы можете получить образование, можете работать.
Мы живём с этим, и это не наша слабая сторона. Это сильная сторона, нужно ей пользоваться. Но никогда не нарушать правила мира, в котором мы живём. Потому что пространство инклюзивной культуры это не игра в одни ворота.
Надежда Полякова
Для меня обучение в школе сильно отличается от получения образования в университете. В школе я была в среде незрячих и слабовидящих людей. Там было всё, что нужно для обучения именно нам. Использовали азбуку Брайля, здание школы было максимально адаптировано под нужды человека с ограничениями по зрению. Здесь, в университете, я должна подстраиваться под самые разные ситуации. Правила игры поменялись. И это даже хорошо, потому что я люблю всё новое.
Например, ездить самой по Москве казалось очень сложно. Это, наверное, не совсем часть университетской жизни, скорее неизбежная проблема любого человека с инвалидностью.
Незрячим передвигаться по мегаполису намного сложнее, чем зрячим. Я бы даже сказала, что дело не в сложности, а в том, что всё происходит по-другому. Я могу пройти тот же путь, что и обычные люди, просто использую другие ориентиры на улице, у меня свои лайфхаки.
Когда я училась в школе-интернате, было не так очевидно, что придётся много пользоваться общественным транспортом, поскольку там можно было оставаться на учебную неделю. Это было удобно. Не люблю, как и все люди в целом, проводить по два часа в общественном транспорте. Сейчас ситуация другая. Но это даже хорошо, потому что мне пришлось адаптироваться к регулярным поездкам, а они в итоге оказались куда приятнее, чем казалось раньше.
Для многих преподавателей в Вышке обучение человека с особенностями здоровья стало новым опытом. Здесь работают понимающие, тактичные и приветливые люди, готовые в любой ситуации идти навстречу. Мы вместе искали решения возникающих проблем.
Особенно это заметно во время изучения математики, которой у меня много, поскольку я учусь на экономической программе. Формулы плохо читаются скринридером. Это такая программа, которая читает текст с экрана голосом. Через неё мы, незрячие, пользуемся социальными сетями, читаем книги, домашние задания сдаём. Но эта программа плохо справляется с чтением математических формул. Придумали с преподавателями такое решение: использовать язык профессиональной разметки документов TEX, который похож на язык программирования и часто используется преподавателями для подготовки слайдов презентаций. Для меня он стал не только единственным способом сдавать домашние задания, но и возможностью сделать красивый PDF-файл для преподавателя. Такой файл я сама прочитать не смогу, но для других это удобный способ получать информацию.
В Вышке собраны высокообразованные люди, и это чувствуется. Я привыкла к тому, что, встречаясь со среднестатистическим москвичом на улице, могу услышать что-то почти обидное. Здесь же люди всегда максимально приветливые. Они понимают, что я хочу учиться.
Крылова Ольга
Я учусь в классе, где все дети слабовидящие. Незрячая я там одна. И в школе мало учебников Брайаля и вообще учебников, которые нам подходят. Это основная трудность.
В университет поступать планирую, но конкретное место пока не выбрала. Мне немного страшно, боюсь того, что ждёт впереди. Но при этом интересно. Думаю, когда я окажусь в институте, то буду более коммуникабельной и самостоятельной, потому что жизнь так или иначе заставит немного потрудиться.
А вот ЕГЭ не пугает совершенно, планирую сдавать ГВЭ, это упрощенная форма экзаменов. Основные страхи связаны не с самим получением образования, а, например, с передвижением по университету. Там много всего, у Вышки, например, огромный корпус. Как во всём этом не запутаться? Даже столовая большая! Переживаю, что не смогу успевать записывать лекции. И уже сейчас понимаю, что для обучения мне понадобится ноутбук.
Виктория Соколова
У моей дочери Маши с 5 лет трудности со зрением. Конечно, сначала всем в семье было страшно. У тебя пять лет здоровый ребенок, и тут всё в одночасье меняется. Это сложно принять, но постепенно мы смирились с этой мыслью, успокоились. Ни от кого ничего не ждём. Когда начались проблемы со зрением, мы перестали суетиться по мелочам. Всё оказалось ерундой. Главное – что ребёнок жив. А Маша нас каждый день удивляет.
В детском саду и начальной школе у Маши были люди, которые могли помочь с возникающими у неё трудностями. Затем встал вопрос: сможет ли она учиться со зрячими детьми? Я пришла к директору самой простой школы рядом с домом. Важна была социализация, стоял вопрос о том, чтобы Маша смогла самостоятельно добираться до занятий. Я уже тогда понимала, что не могу её бесконечно держать рядом с собой. Либо мы растим хотя бы психически здорового человека, либо я трясусь и вожу её за руку, а она уходит в себя. Конечно, отпускать дочь было страшно. Я до сих пор бесконечно боюсь, потому что вылечить нашу проблему, к сожалению, нельзя.
Маша даже с первой парты в школе не видела, что пишут на доске. У неё был друг, с которым они за одной партой сидели. Он ей говорил, что записать, а она ему помогала решать задачи, подсказывала где-то. Конечно, нам лично в обучении не хватало аудиоверсии учебников. В старшей школе объём изучаемого материала увеличился, и мы всей семьей бесконечно читали книги по философии, психологии. Самой Маше столько читать очень сложно, она устаёт. Большое количество информации занимает много времени и сил.
Когда встал вопрос выбора университета, и Маша решила, что хочет стать психологом, мы начали искать школу, в которой она могла бы учиться и готовиться к поступлению. Я позвонила в лицей, который заканчивал мой сын, и сказала, что нам не нужны никакие специальные условия, только дополнительное время на вступительные испытания. Мне сказали: "Знаете, мы никакое время увеличивать не будем". Когда же я пришла в Лицей при Вышке, нам пошли навстречу во всём. Обеспечили увеличенное время написания экзамена, выделили человека, который помогал заполнять бумаги. Да и сам вуз очень ориентирован на таких студентов как Маша. Именно в НИУ ВШЭ, где дочка сейчас и учится, нам обеспечили самые комфортные условия.
Знаете, для меня Маша героический человек. Она с десятью процентами зрения ведёт такую жизнь, какой и у здорового человека иногда нет. Мы всегда радуемся минимальным победам, всему тому, что обычные люди не замечают.
Мне не нужно было, чтобы она училась на отличные оценки, я рада была просто тому, что она ходит в школу. А она училась на одни пятёрки. Я радовалась, что она ходит в обычную школу с обычными людьми, а она сама поступила в Вышку. На первом курсе всей семьёй вслух читали книги, и для нас это был непонятный набор слов, а вот Маша сидела и конспектировала. Очень ей горжусь. Она мне перед этим интервью сказала: «Мама, только не хвали меня».
Наталья Алексеева
С решениями различных проблем, связанных с ограничениями по здоровью, студентам всегда готовы помочь в Дирекции сопровождения отдельных категорий студентов. А найти ответ на возникший по ходу обучения вопрос помогут преподаватели, кураторы группы и ребята из студенческого совета. Для студентов с инвалидностью предусмотрены государственные социальные стипендии и материальная помощь. Подробнее ознакомиться со всей информацией о поступлении, льготах и организации учебного процесса можно в разделе «НИУ ВШЭ для абитуриентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», а также в «Карте возможностей».
Кравцова Анастасия, 4-й курс ОП «Медиакоммуникации»