У моей дочери Маши с 5 лет трудности со зрением. Конечно, сначала всем в семье было страшно. У тебя пять лет здоровый ребенок, и тут всё в одночасье меняется. Это сложно принять, но постепенно мы смирились с этой мыслью, успокоились. Ни от кого ничего не ждём. Когда начались проблемы со зрением, мы перестали суетиться по мелочам. Всё оказалось ерундой. Главное – что ребёнок жив. А Маша нас каждый день удивляет.
В детском саду и начальной школе у Маши были люди, которые могли помочь с возникающими у неё трудностями. Затем встал вопрос: сможет ли она учиться со зрячими детьми? Я пришла к директору самой простой школы рядом с домом. Важна была социализация, стоял вопрос о том, чтобы Маша смогла самостоятельно добираться до занятий. Я уже тогда понимала, что не могу её бесконечно держать рядом с собой. Либо мы растим хотя бы психически здорового человека, либо я трясусь и вожу её за руку, а она уходит в себя. Конечно, отпускать дочь было страшно. Я до сих пор бесконечно боюсь, потому что вылечить нашу проблему, к сожалению, нельзя.
Маша даже с первой парты в школе не видела, что пишут на доске. У неё был друг, с которым они за одной партой сидели. Он ей говорил, что записать, а она ему помогала решать задачи, подсказывала где-то. Конечно, нам лично в обучении не хватало аудиоверсии учебников. В старшей школе объём изучаемого материала увеличился, и мы всей семьей бесконечно читали книги по философии, психологии. Самой Маше столько читать очень сложно, она устаёт. Большое количество информации занимает много времени и сил.
Когда встал вопрос выбора университета, и Маша решила, что хочет стать психологом, мы начали искать школу, в которой она могла бы учиться и готовиться к поступлению. Я позвонила в лицей, который заканчивал мой сын, и сказала, что нам не нужны никакие специальные условия, только дополнительное время на вступительные испытания. Мне сказали: "Знаете, мы никакое время увеличивать не будем". Когда же я пришла в Лицей при Вышке, нам пошли навстречу во всём. Обеспечили увеличенное время написания экзамена, выделили человека, который помогал заполнять бумаги. Да и сам вуз очень ориентирован на таких студентов как Маша. Именно в НИУ ВШЭ, где дочка сейчас и учится, нам обеспечили самые комфортные условия.
Знаете, для меня Маша героический человек. Она с десятью процентами зрения ведёт такую жизнь, какой и у здорового человека иногда нет. Мы всегда радуемся минимальным победам, всему тому, что обычные люди не замечают.
Мне не нужно было, чтобы она училась на отличные оценки, я рада была просто тому, что она ходит в школу. А она училась на одни пятёрки. Я радовалась, что она ходит в обычную школу с обычными людьми, а она сама поступила в Вышку. На первом курсе всей семьёй вслух читали книги, и для нас это был непонятный набор слов, а вот Маша сидела и конспектировала. Очень ей горжусь. Она мне перед этим интервью сказала: «Мама, только не хвали меня».
Наталья Алексеева