• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/70/3

60 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

70 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/125/3

40 бюджетных мест

40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

125 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/20/1

20 бюджетных мест

15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Критические медиаисследования / Critical media studies

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
5/25/2

5 мест за счет средств ВШЭ

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/4

50 платных мест

4 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/350/10

65 бюджетных мест

70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

350 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/250/10

25 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

250 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/90/3

10 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

90 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
25/50/3

25 бюджетных мест

20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
15/1

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/60/5

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/10/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
50/2

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Менеджмент в СМИ

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/20/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Глава в книге
От телеграфа к "Телеграфу": опыт внедрения новой цифровой платформы в агентстве ТАСС

Зеленцов М. В.

В кн.: Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия: сборник материалов международной научно-практической конференции. Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2024. С. 12-13.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

«Объектом философского мышления может быть все что угодно»: Юлия Апполонова о роли и пользе философии в современном мире

Когда разговор заходит о философии, многие меняются в лице. Кто-то представляет философию тем, что осталось в далеком прошлом и потому утратило свою актуальность в настоящее время, а кто-то не видит практической ценности и смысла в ее изучении. До сих пор, однако, образовательная программа «Философия» остается одним из направлений высшего образования и пользуется спросом среди абитуриентов.

«Объектом философского мышления может быть все что угодно»: Юлия Апполонова о роли и пользе философии в современном мире

© Ольга Зотова для Института медиа

Как философия может быть полезна журналистам? Как связаны эмпатия и философия? Наконец, почему же многие так боятся философии, и как ее преподавать, чтобы влюбить студентов в этот предмет? Об этом и многом другом мы поговорили с Юлией Апполоновой — творческим руководителем образовательной программы «Медиакоммуникации» и главой Философского клуба Института медиа.

«Это образование научило меня нестандартно мыслить»

Я являюсь человеком, который целенаправленно шел поступать на специалитет по философии, затем учился в очной магистратуре по философии, а потом также целенаправленно учился в аспирантуре по философии. В этом смысле я не вру, когда говорю о том, что у меня есть классическое — длиною в 10 лет — академическое образование по философии. У меня в дипломе написано «философ», и я это обожаю. Я считаю, что это вообще одно из лучших событий моей жизни.

Ни у одного работодателя, которому я приносила свой диплом или писала в резюме, что я философ, никогда не возникало никаких вопросов. При этом моя профессиональная жизнь долгое время не была связана с преподаванием. Преподавательская деятельность — это рубеж последних лет, а до этого я все время работала на телевидении, будучи философом. Я очень горжусь этим образованием, потому что считаю, что это образование поставило мне мозги, научило меня мыслить, исследовать разные вопросы, понимать многие проблемы, их методологию и то, как они устроены. Это образование научило меня нестандартно мыслить. 

Сейчас все говорят про креативное мышление, системное мышление, критическое мышление, аналитическое мышление и еще другие типы мышлений. Я считаю, что философское образование — это все эти типы мышления. Разумеется, речь идет об одном мышлении, которое мы переводим в разный режим для решения определенных задач, в зависимости от специфики проблемы, причем неважно, связана ли она с подготовкой какого-то журналистского материала, с разработкой образовательной программы, с созданием новой дисциплины или проекта. Все что угодно может быть объектом философского мышления, и в этом смысле философ может реализовать себя где угодно. К сожалению, очень часто думают, что «где угодно» значит «нигде». Нет. «Где угодно» — это значит «где угодно». 

«Я была философом на съемочной площадке»

Как философ я не сразу ушла в академическую среду. Закончив специалитет, я пошла работать на региональное телевидение. Я знала, что я — философ, который должен работать на телевидении. Через год после работы на региональном телевидении я уехала в Москву и работала внутри холдинга ВГТРК спортивным журналистом на общероссийском телеканале «Россия-2». Потом я возглавила тематическое вещание на телеканале «Россия-24» в Барнауле, став шеф-редактором  на ГТРК «Алтай». Я писала кандидатскую диссертацию по философии и преподавала в университете на философском бакалавриате, который когда-то сама закончила. Когда я работала на телевидении, я никогда не ощущала себя журналистом. Я была философом на съемочной площадке и через эту философскую оптику реализовывала себя в каких-то креативных проектах. Я брала интервью у другого человека как философ, монтировала как философ и ставила задачи оператору как философ. 

Философия учит мыслить системно и системами. Когда мы открываем любой философский трактат, который впоследствии пытаемся осмыслить, там всегда есть какая-то система мыслей. В крупных произведениях эти системы осмысления направлены в мега-масштабе на весь мир, в который вписан Бог, человек, отношения человека с другим людьми и так далее. Необходимо удерживать логику связи между этими системами в своей голове и понимать, какое звено является ведущим. В этом смысле когда я, например, являюсь режиссером, то смотрю на свой проект и вижу его как систему. Звук, картинка, люди, которые появляются в кадре, каждый образ, цвет, свет — все это вместе образует некую систему, которая впоследствии вписывается в рамки какого-то продукта. Это позволяет видеть итоговый продукт еще на старте идеи в его целостности. Часто бывает так, что журналист, приезжая на съемочную площадку, не видит конечной картины и не понимает, как он это соберет, поэтому такое целостное видение во многом сформировано под влиянием философии.

Я всегда интересовалась, например, экзистенциально ориентированной философией и психологией. Не могу сказать, что я специально использовала это в качестве инструмента — я как будто не могла по-другому. Есть такая замечательная концепция экзистенциальной коммуникации, которая разрабатывалась прежде всего Карлом Ясперсом, известным психотерапевтом, философом, который в некотором смысле уточнял и развивал метод интервью в контексте коммуникации между людьми. Отсюда следует базовый принцип, что другой человек — это ценность. В момент разговора тот, кто оказывается напротив — и есть весь огромный мир. На своего собеседника нельзя смотреть как на наживу, которая должна по команде заплакать или засмеяться. Не нужно целенаправленно гнаться за эмоцией, особенно когда речь идет о тематических интервью, где важно раскрыть человека. Это тоже дала мне философия, как и управленческие навыки: быть ясной, четко ставить задачу и требовать результата от людей, который не будет противоречить той задаче, которую ты поставил. Базис философии — это логика. Кажется, что понимание причинно-следственных связей между явлениями и событиями, которые с нами происходят и которые нас окружают, является врожденным. Однако этому надо учиться, чтобы затем четко осознавать, какие события или какие основания предшествуют какому-то явлению и результату. Это значит делать свою работу осмысленно: понимать, какие будут последствия от сделанного сюжета и материала; кому будет хорошо, а кому, возможно, будет плохо. 

Все это делало мой труд осознанным, не напрасным ни для меня, ни для моей команды. Я четко знала, что я делаю, где я нахожусь и зачем я это делаю, и это понимали люди вокруг меня. Ни у кого не возникали вопросы по поводу какой-то секунды, проведенной на съемочной площадке. 

«Даже если я не буду специально говорить “что-то на философском”, вы все равно почувствуете, что это — философия»

Философский клуб — повод для гордости за моих студентов. Это была инициатива студентов первого курса «Медиакоммуникаций», у которых я вела занятия по «Основам медиа» в этом году. Я всегда говорю студентам, что медиа — это междисциплинарный объект. Даже если мы будем с вами анализировать какой-нибудь канал на YouTube, я буду это делать как философ. Мы будем говорить про целевую аудиторию, но это будет философский дискурс. Очень порадовало мою душу и сердце, когда после семинара в разных группах ребята спросили: «Юлия Сергеевна, а Вы не хотите организовать какой-нибудь философский клуб?» Теперь мы практически весь этот учебный год каждую неделю собираемся и читаем разные тексты. Этот клуб изначально позиционировался и позиционируется как философский клуб внутри Института медиа, и я эту специфику аудитории учитываю: это не бакалавры философии или магистранты философского направления. 

Я всегда называю себя апологетом философии, поскольку я ее очень люблю. Я очень люблю делать так, чтобы студенты, которые со мной вместе проходят этот курс в рамках общеобразовательных дисциплин, в конечном итоге тоже начинали ее либо любить, либо уважать. Уважать — не нивелировать ее статус до стереотипных и общепринятых высказываний. Я хочу, чтобы они уважали ее как совершенно особую практику и область знания и понимали, что это не какие-то кухонные разговоры или разговоры на лавочке. Как-то так повелось, что я начинаю занятия по философии со знаменитой идеи философа Николая Бердяева из его работы «Я и мир объектов» о том, что вопросы философского порядка гораздо ближе любому человеку, чем вопросы любого иного рода. Это вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о любви. Будет ли что-то после того, как я умру? Почему с хорошими людьми происходит несчастье? Можно ли победить зло в этом мире? Рано или поздно мы обязательно поставим перед собой не один, но целую группу таких вопросов.

Философия рождается изнутри человека. Философия начинается с вопрошания — и именно эти вопросы и делают философию такой близкой человеку и частью его бытия и существования в мире. Вопрос ценнее ответа, потому что с вопроса начинается познание. Очень часто мы убеждены в правильности своих ответов на все вопросы и не видим перед собой задачи или цели развиваться, не видим оснований для критики собственных позиций. Я всегда делаю рефлексию в начале и в конце курса. Я прошу студентов провести процедуру самопознания, вспомнить, какими мы были на точке входа и какими мы оказались на точке выхода: осталось ли прежнее мнение, или какая-то из позиций изменилась. Я счастлива, что сегодня философия является общеобразовательной дисциплиной. Каждый предмет важен, и философия тоже важна. Если больше людей поймут, изучив философию, что это не просто какое-то пустословие или наука ни о чем, лично я буду счастлива как апологет философии. 

Эпиктет и Марк Аврелий — топ-менеджеры прошлого

Многие философские вопросы не одно тысячелетие тревожат человеческие умы, но по-разному осмысляются в разные исторические периоды в контексте той или иной культуры. Во времена Марка Аврелия и Эпиктета проблемы власти, управления своим временем, распределения приоритетов и ценностей были не менее актуальными, чем сегодня в контексте тайм-менеджмента. Очень часто то, что сегодня на разных курсах «успешного успеха» преподносится, уже написано Сенекой, Эпиктетом и Марком Аврелием. Еще меня всегда забавляет помешательство в духе: цифры, цифры, цифры в основе вселенной! В такой момент я всегда думаю про Пифагора, который много тысяч лет назад сказал о том, что «сущее есть число». Пифагор уже тогда все предвидел. Все под контролем! Эта идея не сегодня и не вчера возникла. Философия — это древнейшая область знания, начавшая свою историю с того момента, когда философия и наука еще не дифференцировались. Философы были учеными, ученые были философами. Прошлое — это то, что формирует день сегодняшний и что является его основанием. Это возможность понять, почему сегодняшний мир именно таков, а знание причин позволяет лучше предвидеть последствия. 

«Искусственный интеллект — это чистая философия»

Современные медиа ставят огромное количество новых философских проблем. Один из ярчайших примеров — это попытка концептуализации понятия «цифровая любовь». В последние годы развивается такое направление как «экзистенциальные медиа-исследования» и возникает вопрос, как технологии опосредуют, например, наши коллективные переживания какой-то боли или травмы. Это связано уже с другим феноменом — с цифровой скорбью. Искусственный интеллект — это вообще чистая философия: где его внедрять, как его использовать, вытесняет он или не вытесняет человеческое мышление. Может ли то, что создается посредством искусственного интеллекта, считаться творчеством? Это философский вопрос. Для нас важно то, что у искусственного интеллекта нет тела, а значит, нет телесного опыта восприятия мира, а у нас есть, — и в этом смысле он всегда будет беднее, чем мы, с точки зрения познания. Например, ChatGPT — это инструмент, который должен использоваться в конкретной ситуации для решения конкретных задач. Нельзя просто так взять и делегировать ему функцию своего мышления. Нельзя думать о том, что он думает за вас, потому что тогда возникает вопрос: а что продолжает делать вас человеком, если и эту функцию вы отдадите искусственному интеллекту?

Я придерживаюсь концепции умного медийщика. Умный медийщик — это человек с гибким мышлением и с хорошо прокачанными «мозгами». Это значит, что даже если технологии будут меняться каждый день, его мышление будет очень гибким. Он сможет понимать, что происходит, ориентироваться на месте, понимать причины и следствия, а может быть, даже прогнозировать, видеть какие-то тренды и мыслить наперед. Вот почему элемент философии в виде  мышления, я считаю, должен обязательно быть и в медиапроизводстве, и в медиаобразовании. Любой наш процесс, любой его результат не существует в безвоздушном пространстве. Он вписан в культуру — огромную сферу смыслов, идей, значений, знаков, символов. Надо наблюдать за собой, за людьми, за событиями, которые происходят вокруг нас: смотреть, что с чем связано, что с чем монтируется. Может быть, это не очевидно, но это развивает эмоциональный интеллект и эмпатию, потому что формат дискуссий вокруг философских текстов подразумевает умение слышать другого, навык исследования и критики собственных и чужих позиций. 

«Студентам не должно быть страшно при упоминании философии»

Я никогда на первых занятиях не задаю студентам читать дома. Мы все читаем только в моем присутствии, на занятии, и я называю это знакомством с философским языком, с философским дискурсом. Есть огромная разница между тем, как мы читаем инструкцию к стиральной машине, научно-популярный пост в Телеграме, «Ромео и Джульетту» Шекспира и непосредственно философский текст. Необходимо, чтобы студентам не было страшно, чтобы они не думали, что философия — это что-то, существующее отдельно от них; непролазные дебри с какими-то абстрактными понятиями.

Мы используем в обычной жизни огромное количество философских понятий: любовь, смысл жизни, Бог, вера, надежда, отчаяние — это тоже модус бытия человека в мире. Я всегда пытаюсь показать студентам, что этот язык мы знаем, просто в повседневной жизни он используется нами немного иначе и в других практиках. Мы можем читать какие-то небольшие фрагменты, отрывки, главное, — вслух. А потом уже студенты могут начинать сами дома что-то читать. Другой формат, распространенный на занятиях, — это формат дискуссий и дебатов в сфере этики, моральных дилемм и вечных вопросов. Они позволяют сформулировать позиции «за» и «против», изучать их и препарировать, а также позволяют ответить на вопрос, почему, например, в какой-то исторический период в рамках той или иной культуры общество принимает ответ «за» или «против». Я люблю философию, и я хочу свою любовь к преподаванию, к студентам и к философии реализовывать через какие-то формы работы с ними, в том числе творческие: решение интересных задач, создание этически безопасного пространства для дискуссий по философским проблемам и вопросам. 

Как начать изучать философию самостоятельно? 

По всей стране проходит огромное количество просветительских мероприятий, посвященных чтению философских книг или разбору философской проблематики. Разные библиотеки, книжные магазины становятся площадками, где проходят  философские ивенты и события, куда можно прийти, встретиться с преподавателями, учеными, исследователями и философами из разных университетов, из разных академических сред. Во-первых, люди понимают, что они не одни. Необязательно быть философом или учиться на философском факультете, чтобы посещать такие мероприятия. А во-вторых, те, кто устраивают подобные встречи, всегда учитывают специфику аудитории и понятно подают информацию.

Кроме того, есть огромное количество литературы научно-популярного и просветительского толка. Вообще, философские книги прекрасно переводятся, печатаются и тиражируются. Как-то раз я зашла в книжный магазин на Арбате, а там была представлена выкладка книг, посвященных стоицизму в современной интерпретации. Я насчитала их 18 штук. Наверное, стоики за все годы существования этого направления столько не написали, сколько сегодня пишут по мотивам их идей. Медиа также подогревали интерес: например, разные экономические издания часто писали о стоицизме как о философии Кремниевой долины, как о философии современных топ-менеджеров. Это, кстати, неплохо, когда современные авторы берут какие-то фундаментальные философские идеи и концепции, исследуют их и затем преобразуют в рецепты счастливой жизни. Если у человека есть запрос на решение какой-то проблемы, но он не может в силу своей подготовки осилить сложный философский текст, и если книга поможет ему унять какую-то боль, то почему нет? Может быть, она впоследствии его и вдохновит на то, чтобы взять и прочитать Эпиктета в оригинале, обратиться к первоисточнику.

Заключительный блиц

В завершении нашей беседы мы попросили Юлию Сергеевну ответить на короткие вопросы — разумеется, о философии.

— Ваш любимый философ.

— Карл Ясперс, Семён Людвигович Франк, Николай Александрович Бердяев. 

— Ваш любимый философский текст.

— «Непостижимое» Франка и «Самопознание» Бердяева. Еще я очень люблю «Книгу тихих созерцаний» Ивана Александровича Ильина.

— Самый «сложный» философ для Вас.

— Самым сложным для меня был в студенческие годы Мартин Хайдеггер. Как-то я его не сразу поняла, — а потом стала раскусывать.

— Философский текст, который перевернул Ваше сознание.

— Сложно сказать. Наверное, буддистская литература в целом. Я во всех текстах вижу какую-то мысль, которая мне кажется сильной, красивой и которую я удерживаю в поле своего внимания.

— Философ, о котором должно знать большее количество людей.

— Габриэль Марсель. В контексте экзистенциальной философии часто говорят о Хайдеггере, Ясперсе, Бердяеве, Кьеркегоре, а о Марселе вспоминают реже. Это французский философ, и он заслуживает внимания. Может быть, он труден для неподготовленного читателя, но он очень достойный. У него есть идея, что человек — это не проблема, а тайна. В этом смысле наука, которая занимается решением проблем и не занимается тайнами, никогда не сможет до конца понять сущность человеческого бытия.

— Философский текст древности, который отвечает на вопросы современности.

— Можно читать «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки, «Исповедь» Аврелия Августина. Те же самые вопросы мы могли бы задать Богу и сейчас: по поводу греха, природы человека, добра и зла.

— В чем смысл жизни?

— В любви и в самопознании. Любовь — это то, что отсылает нас к Другому: к другому человеку, к Другому как к миру, Другому как к Богу. А самопознание — это процесс, который, несмотря на то, что называется самопознанием, без Другого происходить не может. Мы познаем себя, когда вступаем в отношения с другим человеком, с миром, с самим собой и  в этот момент мы для себя становимся Другим. Этот процесс самопознания раскрывает человеческий потенциал в творчестве, в мышлении, в духовных исканиях, в деле жизни и через взаимодействие с Другим будет основываться на любви. То, что в результате этого взаимодействия будет рождаться — текст или дело, комьюнити или произведение искусства, — будет наполнять жизнь смыслом и для тебя, и для другого.

Ксения Жакова, студентка 2-го курса образовательной программы «Журналистика»