Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: im@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Михаил Антонов — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Германии, Берлин
Валентин Богданов — собственный корреспондент ВГТРК в США, Нью-Йорк
Ася Емельянова — заведующая корреспондентским бюро ВГТРК в Италии, Рим
Сергей Пашков — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Израиле
Александр Хабаров — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Великобритании, Лондон.
Александр Христенко — политический обозреватель ВГТРК
60 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
3 платных места для иностранцев
40 бюджетных мест
40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
300 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 мест за счет средств ВШЭ
25 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
4 платных места для иностранцев
65 бюджетных мест
70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
10 платных мест для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
3 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 платных мест
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
Дегтярев Е. О.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2024. Т. 23. № 6. С. 54-62.
Baysha O., Chukasheva K.
In bk.: Media, Dissidence and the War in Ukraine. NY: Routledge, 2024. Ch. 6. P. 101-118.
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
Неожиданно для многих клуб привлек внимание, собрал свою аудиторию и вышел за пределы университета. Редакция Института медиа выяснила, что заставляет будущих медиаспециалистов регулярно задерживаться после занятий за разговорами о вечном.
Что делает философский клуб «Чтение и мышление»?
Основная практика клуба – чтение и обсуждение философских текстов без предварительной подготовки. Цель каждого занятия — выход за рамки текста и его самостоятельная или коллективная интерпретация. Отсутствие богатого философского бэкграунда у большинства студентов медиа заменяют умение креативно мыслить и возможность выбирать актуальные для участников тексты. Кроме основополагающих античных Платона и Аристотеля в клубе читают Франкфуртскую школу в лице В.Беньямина и представителей аналитического направления Л.Витгенштейна и Т.Нагеля. Такой необычный набор авторов объясняется выбором студентов: «У нас нет какого-то заранее продуманного плана. Мы читаем и обсуждаем то, что интересно участникам клуба», – рассказывает Юлия Апполонова.
Как проходят встречи?
Формат занятий философского клуба имеет свое название — ридинг-семинар. Иными словами, это медленное чтение текста вслух с последующим обсуждением всего, что вызывает вопросы. Посещения и активность не оцениваются, главное – желание. Прийти на занятие может каждый, график клуба размещен в открытом телеграм-чате «Чтение и мышление». Клуб позиционируется как свободное пространство, где критике может подвергнуться только логика изложения мысли, но не сама мысль. Такой метод организации обучения помогает сформировать здоровую атмосферу для дискуссии, где студенты не боятся задавать вопросы и отвечать другим. «В общем, все учимся друг у друга: читать, грамотно говорить, грамотно мыслить и, самое главное, не бояться этого делать, даже если сразу не получается. Это вообще процесс длиною в жизнь», – Юлия Апполонова.
За время совместной работы постоянные члены клуба научились поддерживать особый микроклимат: в начале семинара все делятся тем, как у них прошла неделя. Затем лирическое вступление плавно переходит к теме встречи: Юлия Сергеевна перечисляет важные аспекты биографии автора дня, особенности его школы мысли или делится новыми соображениями, если тексту отводится больше одного занятия. Наконец, клуб приступает к чтению, согласно своим традициям: «Мы стараемся садиться в круг, чтобы видеть друг друга… А ещё у нас есть правило – читает вслух текст тот, кто больше всего хочет спать», – со смехом делится одна из студенток, Елизавета Щербакова. Таким образом рождается живой диалог, в котором студенты кроме сухого анализа делятся личным опытом и переживаниями, рисуют схемы и шутят. За каждым из них сложился индивидуальный подход к философии: Саша Медведев, первокурсник медиакоммуникаций, фиксирует вопросы в блокнот, а затем удивляет их количеством. Другая участница, Рамина Логинова, часто подкрепляет ответы теорией из области психологии, а Давид Меликян – практикой кинорежиссуры. Поддерживать баланс между общением по теме и необходимыми отступлениями помогает модерация Юлии Сергеевны: она задает тон разговора и поддерживает эффективный и комфортный темпоритм.
Обычно встречи длятся 3 часа, однако история знает случаи, когда философский клуб засиживался все 4. По окончании занятия все мысли и рассуждения не остаются заперты в стенах аудитории, студенты и Юлия Сергеевна берут небольшую паузу, чтобы отдохнуть и взглянуть на нерешенные проблемы свежим взглядом позже — на следующей неделе или еще позже. В клубе принята идея, что возвращаться к текстам и находить в них что-то совершенно новое – естественная часть философских изысканий. Главное – не останавливаться.
Какие цели у клуба?
Цели участников клуба разнообразны. Кто-то хочет вникнуть в гуманитарную базу, кто-то ищет интеллектуальное общение после периода онлайн-курсов, другие развивают коммуникативные навыки, умение слушать и умение аргументировать свои мысли. Для некоторых участие в клубе – это способ расслабиться в интеллектуальной атмосфере. Здесь, как и в других неформальных организациях Вышки, можно найти единомышленников. «Мы можем говорить о том, что клуб способствует формированию академической культуры, пониманию этических принципов коммуникации в науке и образовании», – добавляет Юлия Апполонова.
Достижению целей помогает и то, что «Чтение и мышление» ищет новые площадки и способы коммуникации. В конце марта у клуба было совместное занятие со студентами и преподавателями юридических направлений в Российском государственном университете правосудия (РГУПе) в рамках ежегодной научной конференции «Право и суд в современном мире». Вместе они читали статью Томаса Нагеля «Каково быть летучей мышью?» и искали ответы на этические вопросы о природе сознания, наличии его у других живых существ и возможности понять чужое сознание так, как человек способен ощущать собственное. Идея объединить будущих медиаспециалистов и юристов в этом плане абсолютно осознанная – те и другие работают с неоднозначностью личности и необходимостью понимать другого. «Каждый специалист смотрит через свою призму на тот или иной материал… Я думаю, что ридинг-группы дают возможность расширить фокус, оптику и обогатить её чем-то ещё», – этими словами открыла семинар Ульяна Филатова, один из проректоров РГУПа.
Юридическая конференция – не последнее мероприятие в афише философского клуба. Впереди студентов ждет дополнительное занятие по «Логико-философскому трактату» с представителем аналитической философии, культурно-историческая экскурсия при поддержке Григория Прутцкова и встреча с богословом. Кроме того, с приходом тепла занятия будут проходить на открытом воздухе.
Изучение философии – ключ к успешной карьере в медиа?
То, что философский клуб оказался востребован не на факультете гуманитарных наук, а на факультете креативных индустрий – совершенно новая идея для многих. Но студенты верят, что медиа и философия связаны плотнее, чем кажется на первый взгляд, не говоря о том, что теорию и философию медиа выделяют как отдельные научные направления. «Медиапроизводство – это производство смыслов, упаковка идей, связь с философией — 100%», – поясняет Юлия Апполонова. «Во-первых, сфера медиа и журналистики строится на грамотной, качественной коммуникации. Если ты эрудированный человек, то это вызывает востребованность тебя как специалиста и как личности. Во-вторых, философия часто дает ответы на вопросы, связанные с поведением людей. Я на себе чувствую большую пользу от посещения Философского клуба», – говорит Елизавета Щербакова.
Хабриева Людмила, 2 курс, ОП «Журналистика»
Шелковникова Елизавета, 2 курс, ОП «Журналистика»
Институт медиа: Доцент