• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/70/3

60 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

70 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/125/3

40 бюджетных мест

40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

125 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/20/1

20 бюджетных мест

15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Критические медиаисследования / Critical media studies

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
5/25/2

5 мест за счет средств ВШЭ

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/4

50 платных мест

4 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/350/10

65 бюджетных мест

70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

350 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/250/10

25 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

250 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/90/3

10 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

90 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
25/50/3

25 бюджетных мест

20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
15/1

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/60/5

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/10/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
50/2

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Менеджмент в СМИ

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/20/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Глава в книге
Эмоциональный поворот в журналистике XXI в.

Новикова А. А.

В кн.: Человек в мире медиа: пространственно-временные и социографические характеристики. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2024. С. 48-60.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

«Чтение и мышление»: философский клуб в Институте медиа


Раз в неделю в корпусе в Малом Трехсвятительском переулке проходят встречи философского клуба «Чтение и мышление». Это совместная инициатива студентов Института медиа и Юлии Апполоновой – творческого руководителя программы «Медиакоммуникации», преподавателя, кандидата философских наук.

«Чтение и мышление»: философский клуб в Институте медиа

© Фото из архива клуба «Чтение и мышление»

Неожиданно для многих клуб привлек внимание, собрал свою аудиторию и вышел за пределы университета. Редакция Института медиа выяснила, что заставляет будущих медиаспециалистов регулярно задерживаться после занятий за разговорами о вечном.

Что делает философский клуб «Чтение и мышление»? 

Основная практика клуба – чтение и обсуждение философских текстов без предварительной подготовки. Цель каждого занятия — выход за рамки текста и его самостоятельная или коллективная интерпретация. Отсутствие богатого философского бэкграунда у большинства студентов медиа заменяют умение креативно мыслить и возможность выбирать актуальные для участников тексты. Кроме основополагающих античных Платона и Аристотеля в клубе читают Франкфуртскую школу в лице В.Беньямина и представителей аналитического направления Л.Витгенштейна и Т.Нагеля. Такой необычный набор авторов объясняется выбором студентов: «У нас нет какого-то заранее продуманного плана. Мы читаем и обсуждаем то, что интересно участникам клуба», – рассказывает Юлия Апполонова. 

Как проходят встречи? 

Формат занятий философского клуба имеет свое название — ридинг-семинар. Иными словами, это медленное чтение текста вслух с последующим обсуждением всего, что вызывает вопросы. Посещения и активность не оцениваются, главное – желание. Прийти на занятие может каждый, график клуба размещен в открытом телеграм-чате «Чтение и мышление». Клуб позиционируется как свободное пространство, где критике может подвергнуться только логика изложения мысли, но не сама мысль. Такой метод организации обучения помогает сформировать здоровую атмосферу для дискуссии, где студенты не боятся задавать вопросы и отвечать другим. «В общем, все учимся друг у друга: читать, грамотно говорить, грамотно мыслить и, самое главное, не бояться этого делать, даже если сразу не получается. Это вообще процесс длиною в жизнь», – Юлия Апполонова.

За время совместной работы постоянные члены клуба научились поддерживать особый микроклимат: в начале семинара все делятся тем, как у них прошла неделя. Затем лирическое вступление плавно переходит к теме встречи: Юлия Сергеевна перечисляет важные аспекты биографии автора дня, особенности его школы мысли или делится новыми соображениями, если тексту отводится больше одного занятия. Наконец, клуб приступает к чтению, согласно своим традициям: «Мы стараемся садиться в круг, чтобы видеть друг друга… А ещё у нас есть правило – читает вслух текст тот, кто больше всего хочет спать», – со смехом делится одна из студенток, Елизавета Щербакова. Таким образом рождается живой диалог, в котором студенты кроме сухого анализа делятся личным опытом и переживаниями, рисуют схемы и шутят. За каждым из них сложился индивидуальный подход к философии: Саша Медведев, первокурсник медиакоммуникаций, фиксирует вопросы в блокнот, а затем удивляет их количеством. Другая участница, Рамина Логинова, часто подкрепляет ответы теорией из области психологии, а Давид Меликян – практикой кинорежиссуры. Поддерживать баланс между общением по теме и необходимыми отступлениями помогает модерация Юлии Сергеевны: она задает тон разговора и поддерживает эффективный и комфортный темпоритм.

Обычно встречи длятся 3 часа, однако история знает случаи, когда философский клуб засиживался все 4. По окончании занятия все мысли и рассуждения не остаются заперты в стенах аудитории, студенты и Юлия Сергеевна берут небольшую паузу, чтобы отдохнуть и взглянуть на нерешенные проблемы свежим взглядом позже — на следующей неделе или еще позже. В клубе принята идея, что возвращаться к текстам и находить в них что-то совершенно новое – естественная часть философских изысканий. Главное – не останавливаться.

Какие цели у клуба?

Цели участников клуба разнообразны. Кто-то хочет вникнуть в гуманитарную базу, кто-то ищет интеллектуальное общение после периода онлайн-курсов, другие развивают коммуникативные навыки, умение слушать и умение аргументировать свои мысли. Для некоторых участие в клубе – это способ расслабиться в интеллектуальной атмосфере. Здесь, как и в других неформальных организациях Вышки, можно найти единомышленников. «Мы можем говорить о том, что клуб способствует формированию академической культуры, пониманию этических принципов коммуникации в науке и образовании», – добавляет Юлия Апполонова.

Достижению целей помогает и то, что «Чтение и мышление» ищет новые площадки и способы коммуникации. В конце марта у клуба было совместное занятие со студентами и преподавателями юридических направлений в Российском государственном университете правосудия (РГУПе) в рамках ежегодной научной конференции «Право и суд в современном мире». Вместе они читали статью Томаса Нагеля «Каково быть летучей мышью?» и искали ответы на этические вопросы о природе сознания, наличии его у других живых существ и возможности понять чужое сознание так, как человек способен ощущать собственное. Идея объединить будущих медиаспециалистов и юристов в этом плане абсолютно осознанная – те и другие работают с неоднозначностью личности и необходимостью понимать другого. «Каждый специалист смотрит через свою призму на тот или иной материал… Я думаю, что ридинг-группы дают возможность расширить фокус, оптику и обогатить её чем-то ещё», – этими словами открыла семинар Ульяна Филатова, один из проректоров РГУПа.

Юридическая конференция – не последнее мероприятие в афише философского клуба. Впереди студентов ждет дополнительное занятие по «Логико-философскому трактату» с представителем аналитической философии, культурно-историческая экскурсия при поддержке Григория Прутцкова и встреча с богословом. Кроме того, с приходом тепла занятия будут проходить на открытом воздухе.

Изучение философии – ключ к успешной карьере в медиа?

То, что философский клуб оказался востребован не на факультете гуманитарных наук, а на факультете креативных индустрий – совершенно новая идея для многих. Но студенты верят, что медиа и философия связаны плотнее, чем кажется на первый взгляд, не говоря о том, что теорию и философию медиа выделяют как отдельные научные направления. «Медиапроизводство – это производство смыслов, упаковка идей, связь с философией — 100%», – поясняет Юлия Апполонова. «Во-первых, сфера медиа и журналистики строится на грамотной, качественной коммуникации. Если ты эрудированный человек, то это вызывает востребованность тебя как специалиста и как личности. Во-вторых, философия часто дает ответы на вопросы, связанные с поведением людей. Я на себе чувствую большую пользу от посещения Философского клуба», – говорит Елизавета Щербакова.

Хабриева Людмила, 2 курс, ОП «Журналистика»
Шелковникова Елизавета, 2 курс, ОП «Журналистика»