• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/70/3

60 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

70 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/300/3

40 бюджетных мест

40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

300 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/20/1

20 бюджетных мест

15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Критические медиаисследования / Critical media studies

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
5/25/2

5 мест за счет средств ВШЭ

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/4

50 платных мест

4 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/350/10

65 бюджетных мест

70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

350 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/250/10

25 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

250 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/90/3

10 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

90 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
25/50/3

25 бюджетных мест

20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
15/1

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/60/5

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
25/1

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/10/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
50/2

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Практики кураторства в современном искусстве

2 года
Очная форма обучения
15

15 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
25/1

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/20/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Книга
Финансовый анализ в СМИ

Самарина Л. В.

СПб.: Общество с ограниченной ответственностью «Реноме», 2024.

Статья
Между очарованием и испугом: диалог с «другим». Опыт анализа практик использования ИИ в профессиональной и повседневной жизни

Шомова С. А., Качкаева А. Г.

Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2024. № 5. С. 3-17.

Глава в книге
Информационные агентства и новая конвергентная среда: попытка теоретического осмысления

Зеленцов М. В.

В кн.: Современные СМИ в контексте информационных технологий. Вып. 9. СПб.: ИПЦ СПбГУПТД, 2024. С. 28-30.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

Больше спикеров и разнообразнее форматы: как прошёл заключительный День открытых дверей в Институте медиа?

«Журналистика меняется» — с этих слов директора Института медиа, журналиста, ведущего информационных программ канала «Россия 1» Эрнеста Мацкявичюса начался МедиаДень — заключительный в этом учебном году день открытых дверей. Мероприятие проходило 16 июня в Культурном центре НИУ ВШЭ, где собралось более 600 гостей.

Директор Института медиа Эрнест Мацкявичюс

Директор Института медиа Эрнест Мацкявичюс
© Владимир Волков для Института медиа

Приём документов на новый учебный год уже начался, а чтобы абитуриентам было легче определиться с вузом, спикеры мероприятия — специалисты сферы медиа — познакомили гостей с атмосферой университета, рассказали об обучении и поступлении. Студенты Вышки учатся по принципу 40% теории и 60% практики, поэтому каждый год появляются новые учебные курсы, позволяющие ещё в стенах вуза познакомиться с работой ведущих СМИ под руководством профессионалов медиа, пройти обучение в действующих редакциях и выпустить свой медиапродукт.

Презентация творческих мастерских началась с выступления руководителя команды продвижения, digital-евангелиста социальной сети «ВКонтакте» Вячеслава Прохорова. Он сравнил сферу медиа с ощущением свободного падения, где идёт постоянная конкуренция между площадками и изобретение новых аспектов индустрии. Студентам необходимо постоянно меняться, ежедневно отслеживать тренды и знакомиться с профессией под руководством лучших специалистов, которые глубоко понимают медиаиндустрию с ее переменами. С таким набором тезисов и зародилась мастерская VK Education. Лекции от творческой мастерской VK — это не сухая теория, а разбор реальных кейсов и погружение в профессиональную среду.

Вячеслав Прохоров
Вячеслав Прохоров
© Владимир Волков для Института медиа

Творческая мастерская кино и журналистики показала отличные результаты за прошедший учебный год. Руководитель мастерской, заместитель Генерального директора АО «Цифровое Телевидение», автор и ведущий программы «Индустрия кино» на канале «Россия 24» Иван Кудрявцев рассказал о том, как строится учебный процесс: «Мастерская построена по очень простым принципам: никаких пробных заданий, мы сразу начинаем работать, несём ответственность за результат и сразу делаем хорошо». Результатом работы студентов стала рубрика «Персона недели», которая регулярно выходила в эфир телеканала «Россия 24» на многомиллионную аудиторию в рамках авторской программы наставника. В процессе работы студенты делились на команды и проходили все этапы подготовки к эфиру: разрабатывали сценарий, снимали интервью с первыми лицами российской киноиндустрии и монтировали готовый материал для студенческой рубрики. В следующем учебном году руководители мастерской планируют увеличить количество рубрик, и за каждой студенческой командой будет закреплён отдельный проект.

Иван Кудрявцев
Иван Кудрявцев
© Владимир Волков для Института медиа

Руководитель творческой мастерской и заместитель главного редактора газеты «Ведомости» Максим Иванов рассказал, что желающих поработать в газете студентов оказалось так много, что их разделили на две команды, каждая из которых выпустила свой медиапродукт. На первых порах ребят познакомили с производственной «кухней» одного из ведущих деловых изданий страны. Именно теоретическая часть обучения помогла донести, что журналистика — это ремесло, требующее глубокого погружения и разбора каждого процесса. По итогам мастерской студенты смогли выпустить два цветных приложения о туризме и технологиях, которые совместно с газетой «Ведомости» распространялись по всей стране. Абитуриентам рассказали, что в следующем году руководители мастерской будут развивать digital-направление и учить студентов работать с новостной повесткой в ежедневном режиме.

Максим Иванов
Максим Иванов
© Владимир Волков для Института медиа

Презентация ещё нескольких творческих мастерских прошла в формате видеообращений. Руководитель мастерской «Основы журналистской деятельности» — заместитель генерального продюсера телекомпании НТВ, журналист и телеведущий Вадим Такменёв считает, что работа внутри профессиональной команды помогает студентам разобраться в современных жанрах телевидения, углубиться в тонкости разных методов и подходов в журналистике. Помимо этого, Вадим Такменёв как опытный продюсер пообещал, что научит всех желающих созданию собственного продакшена с нуля. 

Руководитель мастерской «Журналистика мнений» и ведущий программы «Время покажет» на «Первом канале» Анатолий Кузичев в своём видеообращении отметил, что энергия и энтузиазм молодёжи действительно дают мощный заряд. На занятиях ребята узнавали все тонкости формата ток-шоу, посещали студии и снимали сами. Результатом работы стало создание итогового ток-шоу «Особый путь России: миф или реальность?», где студенты работали самостоятельно: от создания идеи до написания сценария и редакции специальных сюжетов.

«В этом всём есть смысл и огромный интерес — заниматься тем, чем занимались мы».

Анатолий Кузичев

«Люди хотят слышать про науку», — так сказал руководитель мастерской научно-популярной журналистики Сергей Малозёмов — ведущий телевизионных программ, автор цикла научно-популярных фильмов «Научные расследования Сергея Малозёмова» и «Технология бессмертия». Презентация этой творческой мастерской также проходила в формате видео. Занятия проходили как в корпусах Вышки, так и в телестудиях. Помимо Сергея обучение вели шеф-редактор проектов компании «Стереовижн» Ирина Старикова, исполнительный продюсер продакшена Александр Дёмочкин и главный режиссёр Аслан Камбиев. По итогам мастерской выпускные проекты студентов оказались разнообразными и очень интересными.

Собравшиеся на МедиаДень одними из первых узнали об открытии новых творческих мастерских в Институте медиа. Газетное направление в новом учебном году усилит открытие мастерской «Российской газеты». Заместитель главного редактора Елена Березина отметила, что «Российская газета» — это большой мультимедийный холдинг, и будущих студентов будут обучать совершенно разным направлениям журналистики. Газета нацелена на поиск талантливых и креативных кадров и рассчитывает на студентов Вышки, которые в будущем смогут пополнить ряды сотрудников издания. Команда наставников мастерской будет учить студентов работать с информацией, ведомствами и структурами, искать актуальные темы и создавать новостную картину дня. 

Кроме того, в сентябре впервые открывает набор мастерская актёра театра и кино, лауреата Государственной премии РФ Игоря Петренко, известного по ролям в кинокартинах «Герой нашего времени», «Звезда», «Водитель для Веры», «Союз спасения», «Шерлок Холмс». По словам наставника, студенты будут осваивать навыки, необходимые каждому журналисту: актёрская игра, владение телом и голосом, раскрепощение перед камерой.

Пополнился и список учебных курсов. Российский продюсер, журналист, автор и ведущий документальных сериалов на телеканалах «Звезда» и «ТВ Центр» Сергей Медведев презентовал открытие курса «Драматургия документального фильма». По его словам, главный и необходимый навык для каждого журналиста — владение языком и умение хорошо писать. Именно такие специалисты высоко ценятся в индустрии. На курсе студенты будут осваивать работу со сценарием документального фильма, с продакшеном и кадром. Важным аспектом курса станет обучение поиску качественной и объективной информации. Журналист высоко оценил профессионализм и уровень подготовки творческих мастерских и отметил техническую оснащённость медиацентра Вышки: «Такой техники нет, пожалуй, ни на одном факультете журналистики».

За погружение в профессию вне стен университета и внеучебную деятельность в Институте медиа отвечает Елена Мучник — опытный журналист, экс-репортёр программы «Вести» и руководитель студенческого клуба «Летучка». Елена отметила, что зачастую выпускникам журфаков трудно влиться в профессию, но только не студентам Института медиа. «Летучка» посещает редакции телеканалов, газет, информагентств, проводит встречи с представителями медиасферы, студенты участвуют в различных фестивалях и конкурсах. У каждого из них есть возможность посмотреть, как работают ведущие СМИ, заявить о себе и связаться с потенциальными работодателями.

 

Большой популярностью у тех, кто учится в Институте медиа, пользуются два студенческих клуба — философский и литературно-исторический. Их возглавляют ведущие преподаватели — кандидат философских наук, творческий руководитель ОП «Медиакоммуникации» Юлия Апполонова и профессор Института медиа НИУ ВШЭ, доктор филологических наук Григорий Прутцков

Академический руководитель ОП «Журналистика», ведущий телеканала «Москва24» Иван Князев и творческий руководитель программы, ведущая телеканала «Россия 1» Татьяна Ремезова подробно остановились на траектории обучения будущих журналистов. Они анонсировали открытие новой студенческой редакции онлайн-радио с эфирным форматом вещания и рассказали о специализациях, которые студенты будут выбирать со 2 курса: «Телерадиожурналистика», «Деловая журналистика, «Журналистика новых медиа» и «Международная журналистика». 

Иван Князев и Татьяна Ремезова
Иван Князев и Татьяна Ремезова
© Владимир Волков для Института медиа

Трек «Международная журналистика» в Институте медиа ведут действующие журналисты-международники, которые смогут дать студентам профессиональную опору и поделиться всеми необходимыми знаниями. Руководитель трека, политический обозреватель ВГТРК, 8 лет проработавший собкором в Вашингтоне, Александр Христенко и репортёр «Вестей» Анна Семёнова подробно рассказали гостям МедиаДня об особенностях профессии. В режиме видеосвязи к ним присоединились глава корпункта ВГТРК в Израиле Сергей Пашков, руководитель лондонского бюро «Вестей» Александр Хабаров и руководитель корпункта ВГТРК в Риме Ася Емельянова.

Профессор Института медиа, филолог, ведущая программ о русском языке и автор книг о культуре речи Марина Королёва, выступая на Дне открытых дверей, рассказала о том, как строго в профессии журналиста относятся к речевым ошибкам. По её словам, даже после одной оговорки к ведущему теряется доверие, поэтому цена ошибки весьма высока. Марина Королёва учит студентов писать грамотные и качественные тексты, правильно вести радиоэфиры и подкасты.

Академический руководитель ОП «Медиакоммуникации» Александр Куприянов и Творческий руководитель программы Юлия Апполонова познакомили гостей с особенностями обучения на этой образовательной программе. Александр Куприянов отметил, что медиакоммуникации — это способ произведения того контента, который не касается журналистики. По словам Юлии Апполоновой, это не только создание контента, но и исследования различных феноменов сферы медиа. Специалисты должны не только создавать, но и понимать, какие нововведения привнесёт в современную жизнь произведённый контент. 

Руководители рассказали о новых дисциплинах: чтение и мышление, продюсирование визуальных медиа, продюсирование киберспортивных команд, создание чат-ботов с помощью конструкторов, производство мобильного видео и инфлюенс-маркетинг. Также гости более подробно узнали о треках обучения. Со второго курса программа «Медиакоммуникации» делится на «Управление и продюсирование медиа», «Сторителлинг», «Технологии медиа» и Media studies.

Александр Куприянов и Юлия Апполонова
Александр Куприянов и Юлия Апполонова
© Владимир Волков для Института медиа

О своих успехах после окончания вуза на МедиаДне рассказал выпускник Института медиа НИУ ВШЭ 2021 года, а сейчас — руководитель проектной группы внутри агентства DIDENOK TEAM — Ярослав Жуков. Суть работы Ярослава — помогать крупным брендам зарабатывать деньги через социальные сети, находить нужные течения в сфере медиа и умножать прибыль клиентов. Он отметил, что полученные в Институте медиа навыки помогают ему в работе: в том числе, занятия с Мариной Королёвой, которая научила Ярослава писать короткие и ёмкие тексты.

Ярослав Жуков
Ярослав Жуков
© Владимир Волков для Института медиа

Академический руководитель Образовательной программы «Журналистика», ведущий новостей на канале «Москва 24» Иван Князев подробно остановился на приемной кампании нынешнего года и рассказал о траектории поступления. Будущие абитуриенты узнали о проходных баллах, сроках подачи документов и обязательных предметах ЕГЭ. Для поступления на ОП «Журналистика» нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе и написать дополнительное вступительное испытание. При поступлении на ОП «Медиакоммуникации» необходимо сдать ЕГЭ по русскому, литературе и одному предмету на выбор — иностранный язык / история / обществознание. 

14 июня стартовала приёмная кампания, которая продлится до 15 июля на ОП Журналистика и до 25 июля на ОП Медиакоммуникации. Вступительное испытание для журналистов пройдёт 17 июля в 10:00 в дистанционном режиме с использованием асинхронного прокторинга. Для подготовки к написанию дополнительного вступительного испытания Иван Князев и Григорий Прутцков проводят мастер-классы для абитуриентов в онлайн-формате. Вся информация о приёмной кампании и мастер-классах есть на сайте Института медиа и в наших социальных сетях.

Гости МедиаДня поделились эмоциями и впечатлениями от мероприятия:

— Я уже второй раз прихожу на День открытых дверей в Вышке. В этот раз я впервые побывала в Культурном центре, посмотрела на университет с другой стороны. Сегодня я чуть больше узнала о программе «Журналистика» и убедилась в том, что буду подавать документы на обе программы.

Ульяна, 18 лет, Новосибирск

— Я не первый раз на Дне открытых дверей, и сегодня пришла, так как увидела большое количество интересных спикеров. Я больше узнала про творческие мастерские и осталась очень довольна! Сегодня было более грандиозно, всё совсем по-другому. Я уже решила поступать в Вышку на «Медиакоммуникации».

София, 18 лет, Воронеж

— Отличное мероприятие, мне понравилось! Всё очень ярко и насыщенно. Я планирую поступать в Вышку на «Журналистику».

Кристина, 17 лет, Москва

Захарова Таисия, 1 курс ОП «Журналистика»