«Журналистика меняется» — с этих слов директора Института медиа, журналиста, ведущего информационных программ канала «Россия 1» Эрнеста Мацкявичюса начался МедиаДень — заключительный в этом учебном году день открытых дверей. Мероприятие проходило 16 июня в Культурном центре НИУ ВШЭ, где собралось более 600 гостей.
Директор Института медиа Эрнест Мацкявичюс
© Владимир Волков для Института медиа
Приём документов на новый учебный год уже начался, а чтобы абитуриентам было легче определиться с вузом, спикеры мероприятия — специалисты сферы медиа — познакомили гостей с атмосферой университета, рассказали об обучении и поступлении. Студенты Вышки учатся по принципу 40% теории и 60% практики, поэтому каждый год появляются новые учебные курсы, позволяющие ещё в стенах вуза познакомиться с работой ведущих СМИ под руководством профессионалов медиа, пройти обучение в действующих редакциях и выпустить свой медиапродукт.
Презентация творческих мастерских началась с выступления руководителя команды продвижения, digital-евангелиста социальной сети «ВКонтакте» Вячеслава Прохорова. Он сравнил сферу медиа с ощущением свободного падения, где идёт постоянная конкуренция между площадками и изобретение новых аспектов индустрии. Студентам необходимо постоянно меняться, ежедневно отслеживать тренды и знакомиться с профессией под руководством лучших специалистов, которые глубоко понимают медиаиндустрию с ее переменами. С таким набором тезисов и зародилась мастерская VK Education. Лекции от творческой мастерской VK — это не сухая теория, а разбор реальных кейсов и погружение в профессиональную среду.
Творческая мастерская кино и журналистики показала отличные результаты за прошедший учебный год. Руководитель мастерской, заместитель Генерального директора АО «Цифровое Телевидение», автор и ведущий программы «Индустрия кино» на канале «Россия 24» Иван Кудрявцев рассказал о том, как строится учебный процесс: «Мастерская построена по очень простым принципам: никаких пробных заданий, мы сразу начинаем работать, несём ответственность за результат и сразу делаем хорошо». Результатом работы студентов стала рубрика «Персона недели», которая регулярно выходила в эфир телеканала «Россия 24» на многомиллионную аудиторию в рамках авторской программы наставника. В процессе работы студенты делились на команды и проходили все этапы подготовки к эфиру: разрабатывали сценарий, снимали интервью с первыми лицами российской киноиндустрии и монтировали готовый материал для студенческой рубрики. В следующем учебном году руководители мастерской планируют увеличить количество рубрик, и за каждой студенческой командой будет закреплён отдельный проект.
Руководитель творческой мастерской и заместитель главного редактора газеты «Ведомости» Максим Иванов рассказал, что желающих поработать в газете студентов оказалось так много, что их разделили на две команды, каждая из которых выпустила свой медиапродукт. На первых порах ребят познакомили с производственной «кухней» одного из ведущих деловых изданий страны. Именно теоретическая часть обучения помогла донести, что журналистика — это ремесло, требующее глубокого погружения и разбора каждого процесса. По итогам мастерской студенты смогли выпустить два цветных приложения о туризме и технологиях, которые совместно с газетой «Ведомости» распространялись по всей стране. Абитуриентам рассказали, что в следующем году руководители мастерской будут развивать digital-направление и учить студентов работать с новостной повесткой в ежедневном режиме.
Презентация ещё нескольких творческих мастерских прошла в формате видеообращений. Руководитель мастерской «Основы журналистской деятельности» — заместитель генерального продюсера телекомпании НТВ, журналист и телеведущий Вадим Такменёв считает, что работа внутри профессиональной команды помогает студентам разобраться в современных жанрах телевидения, углубиться в тонкости разных методов и подходов в журналистике. Помимо этого, Вадим Такменёв как опытный продюсер пообещал, что научит всех желающих созданию собственного продакшена с нуля.
Руководитель мастерской «Журналистика мнений» и ведущий программы «Время покажет» на «Первом канале» Анатолий Кузичев в своём видеообращении отметил, что энергия и энтузиазм молодёжи действительно дают мощный заряд. На занятиях ребята узнавали все тонкости формата ток-шоу, посещали студии и снимали сами. Результатом работы стало создание итогового ток-шоу «Особый путь России: миф или реальность?», где студенты работали самостоятельно: от создания идеи до написания сценария и редакции специальных сюжетов.
«В этом всём есть смысл и огромный интерес — заниматься тем, чем занимались мы».
Анатолий Кузичев
«Люди хотят слышать про науку», — так сказал руководитель мастерской научно-популярной журналистики Сергей Малозёмов — ведущий телевизионных программ, автор цикла научно-популярных фильмов «Научные расследования Сергея Малозёмова» и «Технология бессмертия». Презентация этой творческой мастерской также проходила в формате видео. Занятия проходили как в корпусах Вышки, так и в телестудиях. Помимо Сергея обучение вели шеф-редактор проектов компании «Стереовижн» Ирина Старикова, исполнительный продюсер продакшена Александр Дёмочкин и главный режиссёр Аслан Камбиев. По итогам мастерской выпускные проекты студентов оказались разнообразными и очень интересными.
Собравшиеся на МедиаДень одними из первых узнали об открытии новых творческих мастерских в Институте медиа. Газетное направление в новом учебном году усилит открытие мастерской «Российской газеты». Заместитель главного редактора Елена Березина отметила, что «Российская газета» — это большой мультимедийный холдинг, и будущих студентов будут обучать совершенно разным направлениям журналистики. Газета нацелена на поиск талантливых и креативных кадров и рассчитывает на студентов Вышки, которые в будущем смогут пополнить ряды сотрудников издания. Команда наставников мастерской будет учить студентов работать с информацией, ведомствами и структурами, искать актуальные темы и создавать новостную картину дня.
Кроме того, в сентябре впервые открывает набор мастерская актёра театра и кино, лауреата Государственной премии РФ Игоря Петренко, известного по ролям в кинокартинах «Герой нашего времени», «Звезда», «Водитель для Веры», «Союз спасения», «Шерлок Холмс». По словам наставника, студенты будут осваивать навыки, необходимые каждому журналисту: актёрская игра, владение телом и голосом, раскрепощение перед камерой.
Пополнился и список учебных курсов. Российский продюсер, журналист, автор и ведущий документальных сериалов на телеканалах «Звезда» и «ТВ Центр» Сергей Медведев презентовал открытие курса «Драматургия документального фильма». По его словам, главный и необходимый навык для каждого журналиста — владение языком и умение хорошо писать. Именно такие специалисты высоко ценятся в индустрии. На курсе студенты будут осваивать работу со сценарием документального фильма, с продакшеном и кадром. Важным аспектом курса станет обучение поиску качественной и объективной информации. Журналист высоко оценил профессионализм и уровень подготовки творческих мастерских и отметил техническую оснащённость медиацентра Вышки: «Такой техники нет, пожалуй, ни на одном факультете журналистики».
За погружение в профессию вне стен университета и внеучебную деятельность в Институте медиа отвечает Елена Мучник — опытный журналист, экс-репортёр программы «Вести» и руководитель студенческого клуба «Летучка». Елена отметила, что зачастую выпускникам журфаков трудно влиться в профессию, но только не студентам Института медиа. «Летучка» посещает редакции телеканалов, газет, информагентств, проводит встречи с представителями медиасферы, студенты участвуют в различных фестивалях и конкурсах. У каждого из них есть возможность посмотреть, как работают ведущие СМИ, заявить о себе и связаться с потенциальными работодателями.
Большой популярностью у тех, кто учится в Институте медиа, пользуются два студенческих клуба — философский и литературно-исторический. Их возглавляют ведущие преподаватели — кандидат философских наук, творческий руководитель ОП «Медиакоммуникации» Юлия Апполонова и профессор Института медиа НИУ ВШЭ, доктор филологических наук Григорий Прутцков.
Академический руководитель ОП «Журналистика», ведущий телеканала «Москва24» Иван Князев и творческий руководитель программы, ведущая телеканала «Россия 1» Татьяна Ремезова подробно остановились на траектории обучения будущих журналистов. Они анонсировали открытие новой студенческой редакции онлайн-радио с эфирным форматом вещания и рассказали о специализациях, которые студенты будут выбирать со 2 курса: «Телерадиожурналистика», «Деловая журналистика, «Журналистика новых медиа» и «Международная журналистика».
Трек «Международная журналистика» в Институте медиа ведут действующие журналисты-международники, которые смогут дать студентам профессиональную опору и поделиться всеми необходимыми знаниями. Руководитель трека, политический обозреватель ВГТРК, 8 лет проработавший собкором в Вашингтоне, Александр Христенко и репортёр «Вестей» Анна Семёнова подробно рассказали гостям МедиаДня об особенностях профессии. В режиме видеосвязи к ним присоединились глава корпункта ВГТРК в Израиле Сергей Пашков, руководитель лондонского бюро «Вестей» Александр Хабаров и руководитель корпункта ВГТРК в Риме Ася Емельянова.
Профессор Института медиа, филолог, ведущая программ о русском языке и автор книг о культуре речи Марина Королёва, выступая на Дне открытых дверей, рассказала о том, как строго в профессии журналиста относятся к речевым ошибкам. По её словам, даже после одной оговорки к ведущему теряется доверие, поэтому цена ошибки весьма высока. Марина Королёва учит студентов писать грамотные и качественные тексты, правильно вести радиоэфиры и подкасты.
Академический руководитель ОП «Медиакоммуникации» Александр Куприянов и Творческий руководитель программы Юлия Апполонова познакомили гостей с особенностями обучения на этой образовательной программе. Александр Куприянов отметил, что медиакоммуникации — это способ произведения того контента, который не касается журналистики. По словам Юлии Апполоновой, это не только создание контента, но и исследования различных феноменов сферы медиа. Специалисты должны не только создавать, но и понимать, какие нововведения привнесёт в современную жизнь произведённый контент.
Руководители рассказали о новых дисциплинах: чтение и мышление, продюсирование визуальных медиа, продюсирование киберспортивных команд, создание чат-ботов с помощью конструкторов, производство мобильного видео и инфлюенс-маркетинг. Также гости более подробно узнали о треках обучения. Со второго курса программа «Медиакоммуникации» делится на «Управление и продюсирование медиа», «Сторителлинг», «Технологии медиа» и Media studies.
О своих успехах после окончания вуза на МедиаДне рассказал выпускник Института медиа НИУ ВШЭ 2021 года, а сейчас — руководитель проектной группы внутри агентства DIDENOK TEAM — Ярослав Жуков. Суть работы Ярослава — помогать крупным брендам зарабатывать деньги через социальные сети, находить нужные течения в сфере медиа и умножать прибыль клиентов. Он отметил, что полученные в Институте медиа навыки помогают ему в работе: в том числе, занятия с Мариной Королёвой, которая научила Ярослава писать короткие и ёмкие тексты.
Академический руководитель Образовательной программы «Журналистика», ведущий новостей на канале «Москва 24» Иван Князев подробно остановился на приемной кампании нынешнего года и рассказал о траектории поступления. Будущие абитуриенты узнали о проходных баллах, сроках подачи документов и обязательных предметах ЕГЭ. Для поступления на ОП «Журналистика» нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе и написать дополнительное вступительное испытание. При поступлении на ОП «Медиакоммуникации» необходимо сдать ЕГЭ по русскому, литературе и одному предмету на выбор — иностранный язык / история / обществознание.
14 июня стартовала приёмная кампания, которая продлится до 15 июля на ОП Журналистика и до 25 июля на ОП Медиакоммуникации. Вступительное испытание для журналистов пройдёт 17 июля в 10:00 в дистанционном режиме с использованием асинхронного прокторинга. Для подготовки к написанию дополнительного вступительного испытания Иван Князев и Григорий Прутцков проводят мастер-классы для абитуриентов в онлайн-формате. Вся информация о приёмной кампании и мастер-классах есть на сайте Института медиа и в наших социальных сетях.
Гости МедиаДня поделились эмоциями и впечатлениями от мероприятия:
— Я уже второй раз прихожу на День открытых дверей в Вышке. В этот раз я впервые побывала в Культурном центре, посмотрела на университет с другой стороны. Сегодня я чуть больше узнала о программе «Журналистика» и убедилась в том, что буду подавать документы на обе программы.
Ульяна, 18 лет, Новосибирск
— Я не первый раз на Дне открытых дверей, и сегодня пришла, так как увидела большое количество интересных спикеров. Я больше узнала про творческие мастерские и осталась очень довольна! Сегодня было более грандиозно, всё совсем по-другому. Я уже решила поступать в Вышку на «Медиакоммуникации».
София, 18 лет, Воронеж
— Отличное мероприятие, мне понравилось! Всё очень ярко и насыщенно. Я планирую поступать в Вышку на «Журналистику».
Кристина, 17 лет, Москва
Захарова Таисия, 1 курс ОП «Журналистика»