1-го сентября Институту медиа НИУ ВШЭ исполняется два года. Созданный на базе Департамента медиа, сегодня Институт широко известен в кругах медиасообщества. Число желающих учиться на программах вуза стабильно держится на высоком уровне, это подтверждает и внушительная аудитория абитуриентов и их родителей во время Дней открытых дверей, которые проходят по несколько раз в год.
По итогам приемной кампании 2024 года число абитуриентов, зачисленных на первый курс бакалавриата превысило 500 человек, еще почти 140 стали студентами магистратуры.
Многие абитуриенты признаются, что важную роль при выборе места учебы играет практико-ориентированный подход к обучению в Институте медиа. Формула 40% теории и 60% практики успешно реализуется с участием ведущих профессионалов, среди которых сотрудники ведущих изданий, медиахолдингов, крупнейших интернет-компаний.
Студенты программы «Журналистика» уже со второго курса выбирают одну из специализаций: «Телерадиожурналистика», «Деловая журналистика», «Журналистика новых медиа» и «Международная журналистика». Трек «Международная журналистика» ведут действующие журналисты-международники: Валентин Богданов в США, Сергей Пашков в Израиле, Александр Хабаров в Великобритании, Михаил Антонов в Германии, Ася Емельянова в Италии. Руководитель трека, политический обозреватель ВГТРК, 8 лет проработавший собкором в Вашингтоне, Александр Христенко.
Институт стал первым учебным подразделением в России, реализовавшим набор по направлению подготовки «Медиакоммуникации». Уникальная образовательная программа совмещает в себе обучение продюсированию, менеджменту СМИ, анализу данных, коммуникациям, основам режиссуры и создания медиапродукта, — это позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов, отвечающих всем вызовам современности.
В новом учебном году вновь открывают набор Творческие мастерские лидеров медиа. Этот формат успешно развивается и уже стал популярным. Принять участие в масштабном проекте могут студенты всех курсов и образовательных программ Института медиа, как бакалавриата, так и магистратуры. Число мастерских в этом году стало больше. Впервые приступит к работе «Мастерская Игоря Петренко. Актерское мастерство», где под руководством известного актера театра и кино и его команды студенты будут овладевать навыками публичных выступлений, ораторского искусства, узнают о лучших актерских школах, а в итоге — поставят собственный спектакль, который затем представят зрителям.
Газетное направление усилит открытие мастерской «Российской газеты» под руководством заместителя главного редактора Елены Березиной, где студенты смогут поработать внештатными авторами и пополнить портфолио публикациями в одном из ведущих изданий.
Кроме того, продолжат работу уже известные в стенах вуза Мастерские под руководством топовых практикующих журналистов и телеведущих: Вадима Такменева, Сергея Малоземова, Ивана Кудрявцева, сотрудников газеты «Ведомости» и платформы VK. Десятки студентов Института медиа в прошедшем году получили неоценимый опыт в рамках работы мастерских, смогли узнать изнутри производственный процесс ведущих редакций и создать собственные медиапродукты под руководством профессиональных наставников. Кроме того, все досрочно получили оценку за практику, а несколько человек — предложение о работе.
За прошедший год более 120 студентов получили приглашения на стажировки в компаниях-партнёров Института медиа. Среди них: ВГТРК, Первый канал, ВК, Ведомости, Didenok Team, МИА «Россия сегодня», СТС, РБК, Фонд «Гуманитарный мир», «Ведомости», Яндекс и еще десятки медиакомпаний, заключивших партнерские соглашения с ВШЭ о практике и проектной деятельности.
Учащиеся бакалавриата и магистратуры активно работают в рамках редакции сайта и соцсетей Института медиа. 1626 публикаций подготовили студенческие редакции для цифровых платформ вуза.
Студенты создали более 200 репортажей и записали более 300 минут тематических подкастов для «Высшей школы новостей». Это еще один бренд Института медиа, который появился в 2023-2024 учебном году и активно развивается под руководством Творческого руководителя ОП «Журналистика» и ведущей канала «Россия 1» Татьяны Ремезовой.
С 1-го сентября продолжит работу и студенческий клуб «Летучка», который ведет опытный журналист, экс-репортёр программы «Вести» Елена Мучник. В течение года «Летучка» посетила около двух десятков редакций телеканалов, газет, информагентств, организовала встречи с представителями медиасферы, студенты смогли поучаствовать в различных фестивалях и конкурсах. У каждого есть возможность посмотреть, как работают ведущие СМИ и познакомиться с потенциальными работодателями.
Большой популярностью в Институте медиа пользуются и два других студенческих клуба — философский и литературно-исторический. Их возглавляют ведущие преподаватели — кандидат философских наук, творческий руководитель ОП «Медиакоммуникации» Юлия Апполонова и профессор Института медиа НИУ ВШЭ, доктор филологических наук Григорий Прутцков — экскурсии профессора о становлении высшего образования в России уже посетили более 200 студентов - на новый учебный год профессор подготовил еще одну авторскую экскурсию - по кварталам Хитровки и медиадвору Института медиа.
Не меньшее внимание в Институте уделяется и науке. В течение года более 100 студенческих докладов было представлено на научных конференциях. В конце мая Институт медиа при поддержке Факультета креативных индустрий провел первую научно-практическую конференцию «Исследования видеоигр в России: вызовы, перспективы и направления», где помимо экспертов научные доклады представили студенты вуза. Началом научной деятельности для многих стало участие в первой научно-практической конференции «Молодые Медиа», которая теперь станет ежегодной.
Важным событием в жизни вуза стало участие Высшей школы экономики в «Глобальной неделе медийной и информационной грамотности» под эгидой ЮНЕСКО. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа ФКИ организовали в Москве Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды».
Вот уже два года сотрудники Института медиа вместе с коллегами из Первой академии медиа РЭУ имени Плеханова работают в Образовательном центре «Сириус», где реализуют практико-ориентированную программу «Журналистика и литературное творчество» для одаренных школьников со всей России. Это стало традиционной практикой работы с будущими абитуриентами.
Сотрудники и преподаватели Института принимают самое активное участие в подготовке и проведении Олимпиад для школьников — Международной Олимпиады Молодежи, олимпиады «Высшая лига» и «Высшая проба», а также в организации Зимних школ.
В преддверии выпускных и вступительных экзаменов опытные преподаватели Института медиа проводят для абитуриентов серию экспертных мастер-классов, где помогают подготовиться к ЕГЭ и дополнительному вступительному испытанию (ДВИ) - разбирают типовые ошибки, примеры сочинений и обращают внимание на важные моменты, которые станут залогом успеха во время экзаменов.
Отдельно стоит отметить и первый студенческий фестиваль, капустник MEDIAJAM — который в прошлом учебном году стал одним из самых ярких событий. Он объединил студентов, преподавателей, профессиональных музыкантов и звёзд шоу-бизнеса, которые в этот день стали большой творческой командой, своими талантами подарившей праздник зрителям.
Наша редакция поздравляет всех студентов, преподавателей и сотрудников Института медиа НИУ ВШЭ с началом нового учебного года и желает успехов, побед и свершений!
Ольга Покровская