2 декабря Директор Института медиа Эрнест Мацкявичюс провел лекцию «Медиа 24+. Перспективы. Угрозы. Секреты» для первого курса ОП «Журналистика». Телеведущий поделился собственным опытом работы в медиасфере и рассказал о ключевых принципах выбора новостей.
© Елена Волкова для Института медиа
Известный журналист, ведущий программы «Вести» на канале «Россия 1» объяснил, что современные медиа — это в первую очередь бизнес или же шоу-бизнес. В условиях быстрого жизненного ритма восприятие информации у человека изменилось. Зрителю стало легче один раз увидеть, чем сто раз услышать. Шоу — это яркая картинка, которая начинает править миром.
«Даже новости — это такое шоу, которое вообще не снилось никому. Ни один сценарист, мне кажется, написать такого не в состоянии. Просто в нашем случае сценарий пишет сама жизнь, наше дело — просто правильно отобрать важные темы».
Эрнест Мацкявичюс
Директор Института медиа уверен, что для понимания природы профессии журналиста, нужно иметь представление о том, как устроен этот шоу-бизнес. Нужно помнить, что как любой бизнес он нацелен на получение прибыли. Но цель хорошего медиабизнеса не только в заработке, но и в возможности помочь, сделать что-то хорошее и полезное для человека или группы людей. Кроме того, современный журналист находится в условиях постоянной конкуренции и поиске новых подходов к аудитории. Эта борьба делает его работу эффективнее.
Эрнест Мацкявичюс рассказал, что еще до работы на НТВ столкнулся со строгими требованиями к качеству съемки. Но вместе с появлением красивой, отвлекающей внимание картинки, уходила суть информации, чего допускать никогда нельзя. Поэтому, как отметил телеведущий, необходимо прежде всего ставить перед собой цель. «Если она сформулирована неправильно, то журналист будет отвлекаться на ненужные объекты и не сможет дойти до сути», — пояснил телеведущий.
Директор Института медиа отметил, что новости делают из журналистов «универсальных бойцов медиафронта». После ведения новостей каждый из них может заниматься любой работой в медиа, так как за ними не тянется «шлейфа» других программ. А вот обратный процесс, по словам Эрнеста Мацкявичюса, уже невозможен.
Эрнест Гедревич опроверг мнение о том, что Интернет превзошел телевидение по количеству аудитории. Несмотря на большое давление со стороны новых медиа, традиционное телевидение все также остается основным источником информации. Большинство блогеров в Интернете дорожат своей репутацией и выкладывают только качественный новостной контент. Но основной массе людей гораздо проще верить официальным сертифицированным СМИ. Уже девять лет канал «Россия 1» остается первым в рейтинге информационного вещания. И именно программа «Вести», которую ведет Эрнест Мацкявичюс, лидирует по просмотрам в масштабах телеканала.
Если раньше хронометраж главной информационной программы канала составлял всего 25 минут, то сейчас программе «Вести» выделено полтора часа эфирного времени. В среднем каждый выпуск включает до 20 сюжетов. Ежедневно информационные агентства, например ТАСС, сообщают около трех тысяч новостей. Чтобы попасть в эфир «Вестей», информации недостаточно быть актуальной, яркой и интересной. Существуют ключевые критерии отбора: новости должны касаться людей, затрагивать человека эмоционально. Самое страшное, по мнению Эрнеста Мацкявичюса, оставить зрителя равнодушным.
«Телевидение — это наука о людях. Выпуск получается, потому что там есть человеческая драма, судьба, глаза, крупный план — от общего к частному. Мы никогда не расскажем новость, если не покажем, как она влияет на простого человека».
Эрнест Мацкявичюс
Эрнест Гедревич считает, что зрителю необходим этот «психотерапевтический продукт». Аудитория должна почувствовать уверенность и спокойствие ведущего. Если же новости ведет человек с дрожащим голосом и бегающими глазами, неуверенный в том, о чем он рассказывает, то у людей сложится ощущение, будто им чего-то недоговаривают. По этой же причине телеведущий уверен, что нейросеть не сможет заменить человека в кадре: зритель поймет, что эмоции на экране фальшивые, а значит — возникнет недоверие, и пропадет интерес.
Эрнест Мацкявичюс в разговоре со студентами рассказал о том, что сейчас происходит с медиасферой, и выделил пять основных качеств успешного журналиста:
1) Успешный журналист — это человек, неравнодушный ко всему, что происходит вокруг. Он никогда не пройдет мимо чужой беды;
2) Журналист — это человек, который умеет быстро принимать решения. Иногда думать времени нет: надо действовать и брать на себя ответственность за последствия;
3) Настоящий журналист — это человек, который живет по принципу «умри, но сделай». Это главный принцип работы в «Вестях»;
4) Гордыня — это одна из самых страшных опасностей, подстерегающих нас на нашем профессиональном пути. Журналист должен уметь ее побороть;
5) Журналист должен знать, что слово имеет как созидательную, так и разрушительную силу. Принцип «не навреди» нужно помнить всегда.
Юлия Саказлы, 1 курс ОП «Журналистика»:
«Лекция Эрнеста Гедревича была очень полезной. Я узнала, что современные медиа — это бизнес, смысл которого заключается в возможности помогать другим. Кроме того, я была удивлена, что телевидение остается главным источником информации, несмотря на современные медиа».
Подобные встречи с первокурсниками директор Института медиа проводит регулярно. Он считает их полезными не только для студентов, но и для себя. Это помогает лучше понять молодых людей, решивших связать свою жизнь с медиасферой.
«Ребята начинают осваивать профессию журналиста, и ключевые представления о том, как сегодня наша профессия выглядит, нужно иметь «на входе». Безусловно, многое будет меняться, но не основополагающие принципы. Именно поэтому я считаю подобные беседы с первокурсниками необходимыми», - поделился с нашей редакцией Эрнест Мацкявичюс.
Давлетбаева Камила, 1 курс ОП «Журналистика»