4 декабря заместитель Генерального директора ВГТРК и программный директор канала «Россия 1» Александр Нечаев прочитал лекцию о стратегиях программирования и управления контентом студентам Института Медиа. Общение выдающегося теоретика и практика медиаиндустрии со студентами прошло в рамках дисциплины «Медиапсихология и трансформация аудитории СМИ».
© Владимир Волков для Института медиа
Мероприятие началось со вступительного слова директора Института медиа Эрнеста Мацкявичюса. Он отметил, что телевидение, вопреки распространенному в обществе мнению, на сегодняшний день не утрачивает свою популярность, и безусловным лидером вот уже многие годы остается ВГТРК, где Александр Нечаев работает почти 10 лет, имея общий стаж работы на телевидении больше 20 лет: «Медиаиндустрия своеобразна, но основные бюджеты сейчас находятся именно в телевидении, и пока сдавать позиции оно не собирается. Это огромные ресурсы, и, конечно же, человек, который управляет кубиками в сетке вещания, управляет просто гигантскими финансовыми средствами. Точно могу сказать, что в стране нет человека, который разбирается в программировании контента лучше, чем Александр Николаевич Нечаев».
Спикер рассказал студентам о FAST (Free ad-supported streaming television) каналах. Так называют пакетные телеканалы, которые представлены на стриминговых платформах. Тенденция перехода на данный формат стремительно развивается во всем мире. В ближайшем будущем ВГТРК планирует создать 5, а затем ещё 12 FAST-каналов для российской аудитории. Также речь зашла о трех моделях телевидения, о том, кто занимается анализом аудитории, потребляеющей контент и, в частности, о работе компании Mediascope, которая проводит эти исследования. Александр Нечаев раскрыл некоторые секреты, которые помогают ему в работе. Спикер отметил, что грамотное планирование сетки вещания способно принести наибольшие охваты – важно подходить к этому осознанно и ориентироваться на потребности аудитории, а главное – оперативно реагировать на масштабные инфоповоды. Так, по словам Нечаева, с началом СВО в феврале 2022 года канал пересмотрел сетку вещания, удалив из программы развлекательные передачи и сериалы и оставив больше информации, аналитики и обсуждений в прямом эфире. Люди были взволнованы и нуждались в том, чтобы им объяснили, что происходит. Взлёт аудитории тогда составил 15 процентов. Сейчас канал постепенно возвращает часть контента. Адаптивность – одна из самых важных составляющих в любой области медиа.
Александр Николаевич Нечаев
Заместитель Генерального директора ВГТРК и программный директор канала «Россия 1»
«Медиа, они как вода. Вся эта сфера очень здорово принимает любую форму, которую общество и окружающий мир создаёт в качестве условий, и вливается в нее, становясь посредником для передачи сообщений внутри социума так, чтобы выполнять эту задачу наиболее эффективно. Чем больше любая медиасфера костенеет, тем быстрее она умирает. Медиа обязаны быть трансформируемыми и аморфными, они все время должны быть немного готовы к тому, что завтра все изменится».
Александр Нечаев
Запрос на мультиплатформенность также является элементом в мозаике медиауспеха. Так, в 2020-м году появилась платформа «Смотрим». Сейчас это приложение объединяет в себе уже не только продукты ВГТРК. Количество новых подписчиков у ресурса растет ежедневно, так что не требуется сложных математических расчетов, чтобы предсказать победу холдинга в Интернете. В конце встречи студенты обсудили с Александром Нечаевым актуальные темы, связанные с темой выступления. Вместе со студентами включились в дискуссию академический руководитель образовательной программы «Журналистика» Иван Князев и директор Института медиа Эрнест Мацкявичюс.
Встреча получилась крайне полезной для будущих журналистов. «Когда человек с огромным опытом, который действительно находится в процессе создания контента, рассказывает о том, как все это устроено и как на самом деле выглядит внутренняя кухня телевизионной индустрии, это всегда дает гораздо более широкое понимание, чем то, что мы можем выучить, прочитав теоретические тексты и статьи. О том, как на самом деле выглядят телевизионные рейтинги просмотров или как строится та или иная терминология, никто в свободном доступе не рассказывает», — поделилась впечатлениями Софья Кукарина, студентка 2 курса образовательной программы «Журналистика».
Что же, новые знания взяты на вооружение, плодотворная работа продолжается.
Анна Гамаонова, студентка первого курса ОП «Медиакоммуникации»