• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участницы проекта «Медиакультура Восточной Азии» организовали круглый стол на студенческой конференции в РГГУ

В рамках Межвузовской студенческой конференции «Изучение культуры в современном мире – IV» (РГГУ, октябрь 2022) состоялся круглый стол «Популярная культура Восточной Азии как исследовательское поле». Его организаторами стали проект«Медиакультура Восточной Азии: дискурсы, индустрии, фэндомы» Института медиа НИУ ВШЭ и факультет культурологии РГГУ.

Участницы проекта «Медиакультура Восточной Азии» организовали круглый стол на студенческой конференции в РГГУ

Фото: пресс-служба РГГУ

Японские манга и аниме, южнокорейские сериалы, китайские новеллы и дунхуа – все это еще недавно было достоянием узкого круга фанатов. Сегодня популярная культура Восточной Азии покоряет все более широкую глобальную аудиторию. Круглый стол был адресован начинающим исследователям, желающим понять, с чем связан интерес к этой культуре, о чем рассказывают восточноазиатские истории и как устроены сообщества поклонников азиатского контента. Участницы круглого стола предложили интересные для обсуждения темы, которые нашли живой отклик у собравшейся аудитории. 

Луиза Смакова представила исследование, посвященное репрезентации значимых исторических событий в южнокорейском сериале «Подснежник» и его критической рецепции национальной и глобальной аудиторией. В выступлении Анны Саного рассматривались разные стратегии профессионального и любительского перевода «повседневных» эпизодов корейских телесериалов, отражающих национальный быт корейцев. Полина Клюсова в своем докладе раскрыла жанровые и нарративные особенности гангстерского аниме «91 день», фокусируясь на образах преступных группировок. Выступление Яны Шевченко содержало детальный анализ сериальных адаптаций китайских данмей-новелл (в частности, произведений Мосян Тунсю) и их восприятия российским фэндомом. Доклад Марии Эль-Факи был посвящен исследованию способов изображения эмоций (и возможностям их «считывания» зрителем) в биографическом дунхуа «Вождь» о Карле Марксе.

Круглый стол «Популярная культура Восточной Азии как исследовательское поле» стал первым опытом коллективного публичного выступления студентов-участников проекта «Медиакультура Восточной Азии: дискурсы, индустрии, фэндомы».  И опыт этот, как мне кажется, стал весьма удачным. Все доклады были содержательными, яркими, хорошо подготовленными. И подтверждением тому – живой отклик аудитории. Интерес, проявленный участниками студенческой конференции к нашему круглому столу хотелось бы отметить отдельно: послушать доклады, посвященные различным аспектам восточноазиатской культуры собралось множество студентов и преподавателей РГГУ, так что и университетская аудитория была полна, и онлайн-трансляция мероприятия оказалась весьма востребованной.

Тарасова Александра Владимировна
Департамент медиа: Приглашенный преподаватель

Была приятно удивлена тем, что на круглом столе присутствовало так много слушателей! Все доклады были интересными, каждый хотелось обсуждать отдельно. Мне же больше всего запомнился доклад Яны Шевченко о данмей-произведениях и их экранизациях. Было так занимательно, что дома я позже решила сама погрузиться в источники.

Луиза Смакова
Участница круглого стола

Для меня было удивительно, что нас пришли послушать так много людей. Мне и самой было интересно послушать доклады, потому что каждый из них раскрывал свою уникальную тему. И, конечно же, я была рада выступить и рассказать о том, что мне нравится, чтобы темой заинтересовалось как можно больше людей. Мне удалось рассказать про то, как в одном аниме («91 День») совмещаются черты американского ганстерского кино и японский жанр якудза-эйга. Также я затронула тему репрезентации преступных группировок в данном медиапродукте. Я была рада поделиться результатами своего исследования с такой большой аудиторией.

Полина Клюсова
Участница круглого стола

Я уже выступала с похожей темой на конференции востоковедов в НИУ ВШЭ, но отдельный круглый стол, посвященный именно медиакультуре Восточной Азии, — это замечательное событие. За организацию этого мероприятия стоит поблагодарить РГГУ и, конечно же, руководительниц нашего проекта! Я рада, что мы вместе с другими участницами можем внести свой вклад в популяризацию восточноазиатской медиакультуры. На круглом столе мне удалось довольно подробно рассказать про аспекты китайской цензуры, проанализировать, как она работает в экранизациях данмей-произведений, и выяснить, каким образом русскоговорящие зрительницы (в основном это все-таки девушки) считывают зацензуренные смыслы. Китайские книги и сериалы, в отличие от нашумевших корейских и японских, менее популярны в России. Поэтому мне приятно поделиться результатами своего исследования с более широкой аудиторией.

Яна Шевченко
Участница круглого стола

Прежде всего, благодарю партнера нашего проекта – факультет РГГУ, который с радостью откликнулся на наше предложение совместно организовать этот студенческий круглый стол. Аудитория была очень отзывчивая, доклады слушали и обсуждали с большим интересом. Для нас это ценная обратная связь, значит, тематика восточноазиатской поп-культуры действительно востребована для изучения российскими исследователями. И конечно, большое спасибо всем участницам проекта «Медиакультура Восточной Азии» за прекрасные выступления! 

Ним Евгения Генриевна
Институт медиа: Доцент