• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Медиакультура Восточной Азии: дискурсы, индустрии, фэндомы

Актуальность проекта связана с возрастающей популярностью восточноазиатской медиакультуры на Западе и среди российской аудитории. Успехи культурной дипломатии Японии (Cool Japan), Южной Кореи (Korean Wave) и Китая (Chinese Dream) привели к тому, что медиапродукция этих стран стала заметной частью поп-культуры, усилила процессы межкультурной коммуникации. Несмотря на этот тренд, отечественные медиаисследования  остаются в большей мере сфокусированными на изучении западного контента и его потребителей. Наш проект призван не только восполнить этот пробел, но и содействовать дестигматизации российских фэндомов восточноазиатских медиа, которые периодически становятся объектами моральных паник.

Цель проекта – анализ и популяризация медиакультуры Восточной Азии и ее рецепции на постсоветском русскоязычном пространстве.

Проект «Медиакультура Восточной Азии: дискурсы, индустрии, фэндомы» предполагает три вида деятельности: исследовательскую, образовательную и просветительскую.

Исследовательское направление

Проект охватывает ряд направлений, включая следующие темы для изучения: 

  • Медиасистемы, медиаполитика и медиаиндустрии стран Восточной Азии;
  • Восточноазиатская поп-культура (сетевая литература, комиксы, анимация, телесериалы, поп-музыка, видеоигры и т.д.);
  • Транснациональные фэндомы японской, южнокорейской и китайской поп-культуры (включая российские сообщества);
  • Социальная повестка восточноазиатских медиа (гендер, раса, социальное неравенство, общественные кризисы, культурные травмы и т.д.);
  • Западные адаптации восточноазиатского контента и восточноазиатские адаптации западной продукции;
  • Образы Восточной Азии в российских и англоязычных медиа, ориенталистский медиадискурс;
  • Интернет-культура стран Восточной Азии (платформы, социальные медиа, приложения, аудитория);
  • Кинематограф Китая, Гонконга, Японии, Южной Кореи.

По результатам исследований участники проекта публикуют научные статьи и делают доклады на конференциях и семинарах.

Образовательное направление

Авторы проекта, Евгения Ним и Александра Тарасова, совместно читают научно-исследовательский семинар «Исследования медиакультуры Восточной Азии» студентам 3 курса образовательных программ «Журналистика» и «Медиакоммуникации». Также мы руководим курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов по тематике проекта. Наши студенты участвуют в работе проекта, как в исследовательском, так и креативном формате.

Просветительское направление

В рамках проекта планируются публичные лекции и встречи с исследователями, популяризаторами и создателями восточноазиатского медиаконтента. 

Новости проекта

В рамках всероссийской научной конференции «Современные методы изучения культуры – ХV» (РГГУ) прошел круглый стол «Популярная культура Восточной Азии: медиа и фэндомы». Его организаторами стали факультет культурологии РГГУ и факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ. Ведущие – Александра Тарасова и Евгения Ним.
12 апреля, 2023 г.
В рамках проекта «Медиакультура Восточной Азии: дискурсы, индустрии, фэндомы» состоялась академическая вечеринка, посвященная празднованию Лунного Нового года. Программа мероприятия включала в себя две части: сначала гости послушали докладчиков семинара «Снежные истории», а потом посетили фэндом-пати с конкурсом, мастер-классом по оригами и танцевальными k-pop каверами.
1 февраля, 2023 г.
Номер журнала «Наука телевидения» за третий квартал 2022 года стал экспериментальным – это первый тематический выпуск за время выхода издания. В качестве приглашённых редакторов выступили сотрудники института медиа Евгения Ним и Александра Тарасова, а сам спецвыпуск посвящен исследованиям визуальных медиа стран Восточной Азии.
16 декабря, 2022 г.
В рамках Межвузовской студенческой конференции «Изучение культуры в современном мире – IV» (РГГУ, октябрь 2022) состоялся круглый стол «Популярная культура Восточной Азии как исследовательское поле». Его организаторами стали проект«Медиакультура Восточной Азии: дискурсы, индустрии, фэндомы» Института медиа НИУ ВШЭ и факультет культурологии РГГУ.
24 октября, 2022 г.
Мастер-класс «Как рассказывать о своих исследованиях» для них провели сотрудники отдела научных коммуникаций ВШЭ
22 сентября, 2022 г.
В своих докладах они рассказали о роли актеров озвучивания в японской индустрии аниме, социальном реализме в азиатском кинематографе и экранизациях китайских boys’ love новелл.
1 июня, 2022 г.
Руководитель проекта Евгения Ним рассказала, как возникла первоначальная идея проекта, посвященного восточноазиатской медиакультуре, и каковы его задачи на ближайшие два года. Участница проекта Александра Тарасова представила доклад на тему «Призраки в южнокорейском телесериале: субъектность и материализация».
20 мая, 2022 г.
Еще новости