Экспедиция студентов НИУ ВШЭ и КамГУ « Образовательные и профессиональные траектории школьников Камчатского края»
С 10 по 20 сентября в Петропавловске-Камчатском прошла исследовательская экспедиция проектно-учебной лаборатории медиакоммуникаций в образовании Факультета креативных индустрий в рамках проекта «Открываем Россию заново». Группа из 6 студентов НИУ ВШЭ и 8 студентов КамГУ им. Витуса Беринга изучала образовательные стратегии школьников и студентов Камчатского края. В исследовании приняли участие студенты образовательных программ: медиакоммуникация, журналистика, психология, социология, педагогическое образование.
На протяжении 10 дней участники экспедиции работали в образовательных учреждениях региона – проводили глубинные интервью со школьниками, студентами техникумов и университета. Выбор темы исследования обусловлен тем, что для удержания молодежи в регионе важно понимать не только социально-демографические характеристики населения, но и текущие социальные процессы в молодежной среде – их ценности, интересы, мотивацию к обучению, а также представления об успешных образовательных и профессиональных траекториях.
Во время интервью участники экспедиции выясняли, как школьники и студенты идентифицируют себя с родным регионом и как объясняют решение остаться учиться на Камчатке или уехать за ее пределы. Мы считаем важным, что высокая личная ответственность за город, регион или край часто проявлялась у информантов, которые собираются уехать «на материк». Молодые люди объясняют свой выбор желанием получить качественное образование или учиться по специальности, которой нет в местных вузах. Такие школьники не раз отмечали, что хотели бы вернуться обратно для развития своей малой родины.
Одним из решений удержать молодежь на местах могло быть стать развитие онлайн-программ высшего образования. Однако на данный момент школьники рассматривают онлайн-образование только в контексте подготовки к предстоящим экзаменам. На вопрос, готовы ли они рассматривать вариант высшего образования в онлайн-формате, большинство отвечают, что не готовы ни при каких условиях. Причин тому несколько: в первую очередь, очное образование выступает в качестве социального лифта, который позволяет сменить статус, уровень жизни, окружение и место проживания — учебная миграция является наиболее распространенным способом миграции. Во-вторых, школьники преимущественно привыкли к очной коммуникации и важными параметрами сами выделяют социализацию, возможность приобрести новые знакомства и «прочувствовать» студенческую жизнью. Также многие отмечали, что синхронное онлайн-обучение сложно осуществлять из-за разницы во времени: большинство ведущих вузов расположены в других часовых поясах. Тем не менее, это интересный вектор для развития образования в регионе.
За время нашей экспедиции мы собрали обширную базу данных, с которой еще предстоит работать. Предварительные результаты экспедиции были представлены руководству КамГУ им. Витуса Беринга и Института развития образования Камчатского края. Мы благодарим коллег, которые помогали в организации нашей поездки и проведении полевого этапа исследования, и надеемся на продолжение совместной работы над другими проектами.