Кто такой свободный учитель?
Лаборатория медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ провела 20 глубинных интервью с учителями, чтобы выяснить ответы на следующие вопросы:
-
С какими ограничениями свободы учителя сталкиваются в работе?
-
Хотели бы они получить полную свободу (если ощущают себя в чем-то несвободными)?
-
Какими личными характеристиками и достижениями должен обладать учитель, чтобы считаться успешным в глазах своих коллег и чтобы, самое главное, чувствовать себя таковым?
-
Что приносит счастье в работе учителя?
-
И каков образ несчастного учителя?
Счастье
Счастье в профессиональной среде учителя понимают через ощущение, что находятся на своем месте и занимаются своим делом. Многие опрошенные сошлись во мнении, что учитель счастлив в том случае, если дети делают успехи в обучении и получают удовольствие от учебного процесса.
Несчастье
Образ несчастного учителя педагоги воспринимают достаточно однозначно: в качестве причины профессионального несчастья называется отсутствие любви к детям и сложные взаимоотношения с ними, а также неудовлетворенность выбранной профессией или местом работы, что приводит к постоянному недовольству и разочарованию.
Успех
Успешный учитель — это человек, обладающий лидерским потенциалом, стремящийся к личностному развитию и внедрению в образовательный процесс чего-то нового. Также ценятся, как сейчас принято говорить, soft skills — гибкие навыки в виде коммуникабельности и умения найти общий язык с детьми.
Свобода
Что касается профессиональной свободы, то практически все опрошенные считают, что они не ощущают давления на себя в школе. Они свободны в выборе программы обучения, в формах и методах подачи материала, в общении с учениками.
Интересным было мнение о том, что дети влияют на свободу учителя. Просмотры личных страниц педагогов в социальных сетях, обсуждение их жизни, нежелание встать на место учителя и войти в его положение на уроке, а также ожидание, что учитель должен выполнять все желание ребенка, — вот некоторые причины, ограничивающие профессиональную свободу.
Также учителя говорят, что родители по любому поводу стали жаловаться в вышестоящие органы и такое поведение все чаще становится нормой. В чем еще могут быть ограничены учителя? В приказах, спускающихся сверху в виде обязательного использования на уроках электронной доски, электронных сервисов, а также в излишней отчетности, хотя в частных школах последняя проблема практически не возникает, в то время как учителя из государственных школ выделяли ее.
Так хотят ли учителя избавиться от излишнего контроля? Ответим цитатой одного из них:
«Полностью ограничить влияние родителей — это неправильно. Ограничить влияние администрации — это тоже неправильно. Понятно, что контроль должен быть, и, работая, мы все равно должны оглядываться на все вышестоящие инстанции, потому что сильная свобода «что хочу, то и творю» недопустима. Дети все разные, поэтому я не думаю, что это пойдет сильно на пользу, если что-то убрать».
С результатами исследования сотрудники лаборатории Дарья Сапрыкина и Александр Милкус выступили на форуме «Город образования» в сентябре 2019 года.
Свобода и успех учителя
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.