Интегральные индикаторы в исследованиях медиакоммуникационной индустрии
5 февраля Центр по развитию научных компетенций Школы коммуникаций НИУ ВШЭ организовал семинар, посвящённый измерениям медиакоммуникационной индустрии (МКИ) и системной методологии её интегральных индикаторов.
Сергей Александрович Вартанов — доктор социологических наук, профессор департамента электронной инженерии МИЭМ НИУ ВШЭ — представил результаты своих исследований, посвящённых определению способов количественного измерения МКИ.
В начале семинара спикер обозначил ключевые принципы и элементы измерения индустрии и современное состояние исследований в этой области. Он представил известные на данный момент количественные показатели, сделав акцент на региональных метриках, которые представляют особый интерес для исследователей медиакоммуникаций. Эти метрики позволяют оценить равномерность национальной медиасистемы, взаимосвязи внутри неё и пространственные эффекты, влияющие на показатели в разных регионах. Сергей Александрович отметил, что количественные данные пока не могут быть исчерпывающими для исследователей, поскольку не все необходимые показатели и факторы можно измерить.
Особое внимание спикер уделил описанию проекта «Медиамонитор» — базы данных, помогающей отслеживать состояние медиакоммуникационной индустрии. Количество переменных в проекте превышает несколько тысяч и охватывает временной горизонт до 20 лет. Будучи создателем этой обширной базы, Сергей Александрович включил в неё информацию не только из открытых, но и из проприетарных источников: были учтены показатели телепросмотров, прослушивания радио, использования мессенджеров и т.д. В выступлении была подробно представлена методология сбора и анализа данных, а также перспективы развития «Медиамонитора» и работы с ним.
Особое место в докладе Сергея Александровича заняло объяснение необходимости расчёта интегральных индикаторов для измерения элементов медиакоммуникационной индустрии. Потребность в их выявлении связана со слишком большим числом показателей, что не позволяет основываться на них в необработанном виде. Спикер предложил несколько вариантов методологии выявления интегральных индикаторов: метод главных компонент, «блочный» метод Айвазяна, а также их комбинацию. После описания расчётов и анализа данных «Медиамонитора» его создатель резюмировал, что итоговые результаты могут обеспечить подробное описание развития медиакоммуникационной индустрии в пространственном и временном измерениях.
В выступлении была рассмотрена актуальная для индустрии медиакоммуникаций проблема: при наличии крайне обширного массива данных до недавнего времени отсутствовала структура, которая могла бы определить связи между компонентами и объединять их для дальнейшей обработки.
Исследование Сергея Александровича систематизирует необработанные разрозненные переменные и расширяет возможности исследований медиакоммуникационной индустрии.