• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология коммуникационных исследований: практические вызовы и инструменты познания

Школа коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ выступила организатором Всероссийского круглого стола, на котором обсудили проблемы исследований коммуникации.

Методология коммуникационных исследований: практические вызовы и инструменты познания

Более 30 учёных и практиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Челябинска и Белгорода стали участниками мероприятия 24–25 мая.

В рамках круглого стола была организована дискуссия с участием спикеров семи методологических семинаров, состоявшихся в марте-мае 2024 года в Школе коммуникаций. В ходе каждого из мероприятий обсуждались теоретические рамки и алгоритмы различных методов коммуникационных исследований.

 Мы с коллегами видим перед собой задачу институционализации коммуникативистики как автономного исследовательского поля. Во-первых, мы столкнулись с проблемой поиска методологии коммуникационных исследований, которая не заимствуется из других отраслей знаний и нацелена на решение уникальных задач. Во-вторых, мы попытались выяснить, каким образом научно обоснованные методы могут быть применены для решения прикладных практических задач

Кожемякин Евгений Александрович
руководитель Центра развития научных компетенций Школы коммуникаций

Первые два вопроса, которые были вынесены на обсуждение в рамках Всероссийского круглого стола, имели преимущественно академический характер. Доктор филологических наук, профессор кафедры теории медиа Челябинского государственного университета Марина Викторовна Загидуллина представила доклад на тему «Новые объекты versus старые методы: каковы возможности нарративного и лингвистического методов исследования мультимедийной и поликодовой коммуникации?». Спикер отметила, что ядром институционализации науки является наличие метода, и подняла вопрос об использовании литературоведческих и лингвистических методов в коммуникационных исследованиях, а также возможностях и ограничениях мультимодального подхода.

«Классическая часть институциональной науки стоит под ударом времени. Прецедентная база культуры гнездится в медиа, а не в литературе», – говорит доктор филологических наук, профессор Марина Викторовна Загидуллина


 

Ольга Геннадьевна Ечевская, кандидат социологических наук, заведующая лабораторией онлайн-педагогики Университета ИТМО (Санкт-Петербург), предприняла попытку ответить на вопрос «Зачем усложнять? Исследовательские компетенции в области процедуры анализа данных versus исследовательские компетенции в области ПО» и обозначила ряд причин, лежащих в области данных, методологии и интерпретации: исследовательская оптика влияет на конечный результат, предмет исследования изменчив, смешение реальности и модели реальности, ложные взаимосвязи и странные закономерности.

В рамках свободной дискуссии первый заместитель руководителя Школы коммуникаций, доцент Мария Андреевна Мордвинова рассказала о развитии компетенций будущих специалистов в области коммуникаций в ВШЭ. Она отметила, что одной из приоритетных задач Школы является формирование интеллектуальной культуры студентов, в частности – способности ясно и логично выражать свои мысли, и в Школе коммуникаций обращают на это особое внимание. Второй фокус направлен на исследовательские компетенции в области процедур и методологии, которые развиваются в рамках научно-методологических семинаров на протяжении всего периода обучения с первого по четвёртый курсы.

 Мы даём нашим студентам качественное гуманитарное образование, которое, безусловно, послужит солидной основой для их профессиональной деятельности в области коммуникаций.

Мордвинова Мария Андреевна
первый заместитель руководителя Школы коммуникаций

В рамках первого дня Всероссийского круглого стола были подняты ещё два вопроса, имеющие более прикладной характер.

Профессор Школы коммуникаций, PhD, Людмила Евгеньевна Запорожцева и доцент Школы коммуникаций, кандидат политических наук Татьяна Дмитриевна Соколова призвали участников к размышлению на тему «Действительно ли у академического и индустриального типов исследования различная "логика"?». Спикеры сфокусировались на нескольких тезисах. Во-первых, у теоретического и практического исследований разный процесс организации. Для фундаментального характерно долгое обдумывание теоретического объекта. Грамотные практики могут быстро найти, агрегировать знание и воплотить в индустриальное исследование с целью получения прибыли. Во-вторых, это компромисс исследователя, упрощение моделей, т.к. для теоретика ценность исследования представляет процесс, а для практика – результат. В-третьих, это измеримость результата, которая для бизнеса имеет первостепенное значение. В-четвертых, это калибровка результатов, чтобы они были не только интересными, но и максимально полезными. Однако поиск неочевидных граней реальности объединяет два типа исследований.

Татьяна Дмитриевна отметила ценность академического знания в мировом масштабе. Если мы сможем аргументированно доказать заказчику необходимость проведения каждого этапа исследования, излишняя теоретизация может стать нашим плюсом. В то же время учёные должны обращать внимание на сформированный запрос и коммуникацию, понимание ценности исследования и постоянное развитие компетенций.

Далее Лилия Ильдаровна Глазова, доцент Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, подробно остановилась на вопросе «Что индустриальным исследователям даёт теоретическое знание объекта?».На примере студенческого проекта по исследованию репутации территории спикер показала, как студенты выполнили литературный обзор, адаптировали зарубежную методику оценки репутации территории для российского рынка и провели пилотаж. Позже эта методика была апробирована агентством на все субъекты РФ.


«Круглый стол приятно удивил насыщенной, содержательной дискуссией. Вопросы, которые на первый взгляд могут показаться нишевыми и сложными, вызвали живой отклик у участников мероприятия. Конструктивный спор, который состоялся вокруг принципиальных вопросов науки о коммуникации, — это очень важный, ценный элемент научного диалога», – высказался преподаватель Школы коммуникаций Элиф Шипи.

Во второй день, 25 мая, состоялась презентация коллективной монографии «Социальная теория и PR», в которой приняли участие соавторы, преподаватели Школы коммуникаций, кандидат политических наук, доцент Ася Филипповна Векслер и кандидат педагогических наук, доцент Нелли Сергеевна Бачурина.

«Коллективная монография имеет несомненный интерес и для сообщества преподавателей, и для студентов. Это очень удачная попытка систематизации теорий, способных объяснить проблемы профессиональной отрасли», – отметил доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Виктор Александрович Сидоров.

Мероприятие завершилось встречей обновлённого состава диссертационного совета по коммуникациям и медиа, действующего на базе НИУ ВШЭ по специальности 5.9.9 «Медиакоммуникации и журналистика» по четырём отраслям науки: «Философия», «Социология», «Филология» и «Политические науки». Были подняты вопросы квалификации научных исследований в соответствии с научной отраслью и выработки критериев отнесения работы к той или иной отрасли.

«Пожалуй, самой сильной стороной нашей встречи можно считать конструктивность. Предметный разговор усиливался политикой открытости и безусловной заинтересованностью всех участников. Уверен, что намечен перспективный вектор, который предопределит развитие науки о коммуникациях и медиа не только в России, но и в мире», – подытожил доктор философских наук, заместитель председателя диссертационного совета по коммуникациям и медиа Александр Александрович Ефанов.

Участники Всероссийского круглого стола поблагодарили руководство НИУ ВШЭ и Школу коммуникаций, отметив высокий уровень организации мероприятия.