• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вопрос как исследовательский инструмент

18 декабря Школа коммуникаций НИУ ВШЭ провела семинар, посвящённый закономерностям и специфике формулирования вопросов в социологических исследованиях, а также разбору типичных ошибок при их составлении.

Вопрос как исследовательский инструмент

Автор фото: Варвара Метлова
Спикером на встрече выступила Королёва Ксения Юрьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и рекламной коммуникации Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина.
 
Семинар был нацелен на обсуждение техники составления вопросов в прикладном исследовании. Спикер уделила особое внимание внутренней связности и логике опросного инструментария. Когерентность коммуникации, по мнению Ксении Юрьевны, должна не только поддерживаться между вопросами, но и коррелировать с субъективной реальностью респондента: необходимо давать возможность объяснить свою позицию, потому что именно это измерение раскрывает важные причинно-следственные связи. Лектор отмечает: «Самые важные вопросы начинаются со слова «почему?». Потому что субъективные смыслы, мотивы, ценности, которыми оперирует субъект социальных отношений, имеют существенное значение для принятия им решений, определяют направленность социальных действий».
 
По мнению Ксении Юрьевны, при формулировке вопросов важно учитывать возможность когнитивных искажений респондентов. Так, при ответе на фактологические вопросы они могут забыть информацию, релевантную вопросу. Другим препятствием является искажение восприятия ситуации, которую респондент пережил в прошлом: при необходимости ретроспекции человек оценивает события, обладая иными знаниями и опытом, исходя из позиции сегодняшнего дня. Третьим барьером в получении достоверной информации является личностная сензитивность темы или её стигматизация в обществе. В таком случае респондент может подвергнуться самоцензуре, чтобы соответствовать социально одобряемой модели поведения.

В ходе семинара лектор обратила внимание аудитории на несколько типичных ошибок, допускаемых в составлении опросов. Первой из них является группировка большого количества вопросов-индикаторов в один. Слишком перегруженная формулировка может не быть воспринята так, как изначально задумывалась исследователем. Вторым препятствием является недостаточно глубоко проведённая эмпирическая интерпретация понятий и подбор индикаторов. Чтобы составить более полное представление об измеряемом индикаторе, необходимо задавать к нему несколько вопросов, включающих шкалы на разных уровнях измерения — так исследователь может сделать более полные и точные выводы. Третий совет, который дала спикер — структурировать вопросы по тематическим блокам и использовать вопросы связки, направляющие внимание респондента по ходу опроса.  
Таким образом, лектор подняла актуальную тему, с которой встречаются исследователи в ходе опросов — использование вопроса как инструмента. По итогам семинара слушатели получили представление об оптимальной структуре анкеты, которая обеспечила бы наиболее полное измерение целевых параметров.

Семинар открывает возможности для дискуссии относительно критериев оценки качества опросных инструментов. Слушатели получили практико-ориентированные знания в формате прикладных приёмов формулировки вопросов как инструмента изучения фактов сознания. 

«Исследования лежат в основе любой коммуникации — этому нас учат на парах. На встрече Ксения Юрьевна комплексно и конкретно показала, как правильно готовить инструментарий для количественных исследований и какие ошибки наиболее распространены в онлайн-опросниках. Также мы разобрали теорию на практике — посмотрели анкеты в интернет-ресурсах и оценили их уже на новом, социологическом уровне! Ксения Юрьевна была открыта к вопросам и разбору работ присутствующих. Было очень информативно! Большое спасибо Школе коммуникаций за организацию таких встреч!» — Джульетта Голдовская, студентка 2 курса бакалавриата «Стратегия и продюсирование в коммуникациях».

Презентация