Вопрос как исследовательский инструмент
18 декабря Школа коммуникаций НИУ ВШЭ провела семинар, посвящённый закономерностям и специфике формулирования вопросов в социологических исследованиях, а также разбору типичных ошибок при их составлении.
В ходе семинара лектор обратила внимание аудитории на несколько типичных ошибок, допускаемых в составлении опросов. Первой из них является группировка большого количества вопросов-индикаторов в один. Слишком перегруженная формулировка может не быть воспринята так, как изначально задумывалась исследователем. Вторым препятствием является недостаточно глубоко проведённая эмпирическая интерпретация понятий и подбор индикаторов. Чтобы составить более полное представление об измеряемом индикаторе, необходимо задавать к нему несколько вопросов, включающих шкалы на разных уровнях измерения — так исследователь может сделать более полные и точные выводы. Третий совет, который дала спикер — структурировать вопросы по тематическим блокам и использовать вопросы связки, направляющие внимание респондента по ходу опроса.
Таким образом, лектор подняла актуальную тему, с которой встречаются исследователи в ходе опросов — использование вопроса как инструмента. По итогам семинара слушатели получили представление об оптимальной структуре анкеты, которая обеспечила бы наиболее полное измерение целевых параметров.
Семинар открывает возможности для дискуссии относительно критериев оценки качества опросных инструментов. Слушатели получили практико-ориентированные знания в формате прикладных приёмов формулировки вопросов как инструмента изучения фактов сознания.
«Исследования лежат в основе любой коммуникации — этому нас учат на парах. На встрече Ксения Юрьевна комплексно и конкретно показала, как правильно готовить инструментарий для количественных исследований и какие ошибки наиболее распространены в онлайн-опросниках. Также мы разобрали теорию на практике — посмотрели анкеты в интернет-ресурсах и оценили их уже на новом, социологическом уровне! Ксения Юрьевна была открыта к вопросам и разбору работ присутствующих. Было очень информативно! Большое спасибо Школе коммуникаций за организацию таких встреч!» — Джульетта Голдовская, студентка 2 курса бакалавриата «Стратегия и продюсирование в коммуникациях».