Образовательная программа «Журналистика» появилась в НИУ ВШЭ в 2007 году. За это время многое изменилось: появился Институт медиа, а учебные планы пополнились новыми дисциплинами. Мы поговорили с академическим руководителем «Журналистики», профессором Института медиа Иваном Князевым о том, какие трансформации пережила программа за последние годы, что ждет «Журналистику» в будущем и как эффективно управлять программой, на которой всего за 2 года появилось около 40 новых курсов.

© Владимир Волков для Института медиа
Три шага к эффективной программе
Когда я стал академическим руководителем в 2023 году, у меня была простая, но очень амбициозная цель: сделать лучший журфак в стране. Эту цель мне поставило и очень помогает достигать руководство Института медиа, в частности, наш директор Эрнест Мацкявичюс. Отдельно стоит поблагодарить и предыдущего академического руководителя Татьяну Борисовну Тихомирову, которая помогла мне войти в этот процесс.
В программе «Журналистика» в то время были серьезные недоработки. Мы как люди, которые провели много лет в профессии, понимали, что происходит разрыв между тем, какие знания и компетенции студенты получают в университете, с тем, что по-настоящему востребовано на рынке труда. Людей, которые приходили к нам в редакцию на работу — ведущими, корреспондентами, редакторами, — приходилось переучивать.
Во-первых, на ОП «Журналистика» нужно было усилить практико-ориентированную составляющую и привести людей, которые работают в профессии и сейчас являются действующими журналистами. Мы пригласили в преподавательский состав лучших своих коллег. Бренд Вышки играет свою роль, и многие профессионалы хотят с нами сотрудничать. Но здесь возникла другая сложность: из этих профессионалов нужно было сделать преподавателей, — и эта задача колоссальным грузом легла на мои плечи. Моя личная и наша общая гордость — это то, что многих практиков, которые к нам пришли, все же удалось трансформировать в хороших преподавателей. Об этом очень убедительно говорят результаты СОП (Студенческая оценка преподавания).
Во-вторых, мы с удивлением обнаружили, что у Института медиа нет собственного медиа. При этом есть Медиацентр с большим объемом технических возможностей и ресурсов. Мы создали «Высшую школу новостей». Нынешние первокурсники и второкурсники ею просто живут: постоянно ездят на съемки, записывают выпуски новостей, подкасты, проводят интервью — я уже даже не успеваю все отслеживать. Интернет-редакция ВШН в этом году выиграла студенческое ТЭФИ. Я 22 года на телевидении, и у меня нет ТЭФИ! Конечно, мы их направляли, в чем-то помогали, но большую часть они делали самостоятельно. И это для нас — большая победа, как и для самих студентов.
Это все — околопрограммные вещи, но нужно было делать что-то и с самой программой. В наборе обязательных курсов и курсов по выбору не было, на наш взгляд, системности. Пришлось заново отстраивать логику получения теоретических и профессиональных знаний и компетенций. Первое, что мы сделали: пошли по старому и проверенному пути — ввели специализации, треки. Отталкивались от того, что видели сами в профессии: к нам в редакцию приходили молодые специалисты, которые знали всего понемногу, но при этом не могли правильно написать сюжет репортажа, текст статьи. Это надо было менять. Одних лишь знаний недостаточно, чтобы получить хорошего, квалифицированного специалиста: нужны еще и практические навыки. Причем весьма конкретные.
Еще одна сложность, которую необходимо было преодолеть, заключалась в том, чтобы после введения треков специализаций все-таки сохранить возможность выбора дисциплин, формирования собственной траектории обучения. Это очень хорошая особенность Вышки, и мы не хотели ее терять. Мы оптимизировали те дисциплины, которые не пользовались большой популярностью среди студентов, при этом за два года добавили в программу много новых курсов и факультативов. Студенты ОП «Журналистика» фактически стали учиться по двум базовым учебным планам: одни поступили уже на новый, другие доучивались по старому. Поэтому в какой-то момент мне пришлось научиться думать в нескольких измерениях. Какие-то знания и навыки студенты получают в мастерских, на специализациях, на курсах по выбору и факультативах, и все это должно органично друг с другом сочетаться.
Учиться журналистике? В Институте медиа!
Уже после 1 курса ребята у нас могут понять, что им нужно и интересно в профессии. Мы пригласили на руководство треков очень опытных людей: специалиста по деловой журналистике Михаила Зеленцова (трек «Деловая журналистика»), одного из создателей платформы «Смотрим» Василия Максименко (трек «Журналистика новых медиа»). Журналист-международник Александр Христенко возглавил трек «Международная журналистика». На нем, кстати, дополнительно наши студенты изучают второй иностранный язык: французский, испанский, арабский и китайский на выбор. А преподают на треке, на секундочку, действующие сотрудники МИД России! Сам же я подхватил «Телерадиожурналистику», потому что всю жизнь работаю в этом направлении. И все преподаватели на моем треке — действующие журналисты.
Отдельно мы гордимся нашими творческими мастерскими лидеров медиа (мастерская кино и журналистики Ивана Кудрявцева, мастерская научно–популярной журналистики Сергея Малоземова, мастерская Вадима Такменева и др.) и даже СМИ: «Ведомостей», «Российской газеты», плюс есть мастерская VK. Таких мастерских нет ни в одном вузе страны. Ни в одном вузе не преподает Вадим Такменев или актер Игорь Петренко.
При этом перед нами стоял еще один серьезный вызов — не превратиться в телевизионное или журналистское ПТУ. Важно было сохранить баланс между практико-ориентированными дисциплинами, изучением новых трендов — цифровизация, искусственный интеллект, — и при этом не потерять гуманитаристику. Мы в три раза увеличили количество часов по русскому языку и литературе. Почему? Потому что журналист должен уметь хорошо писать и быть эрудированным, начитанным. Искусственный интеллект хоть уже и становится цифровым помощником журналиста, но довольно скоро у аудитории возникнет острая потребность в авторском контенте. Человек не может создать хороший авторский текст или заниматься аналитикой, если он не умеет писать и обладает узким кругозором. Чисто технически научить снимать репортажи можно за неделю, вести новости — за пару месяцев, особенно если у человека есть к этому предрасположенность. Но сделать журналиста высокообразованным, умеющим аналитически мыслить, медиаграмотным — не так просто.
И в целом технологии не отвечают на основные смысловые запросы, а журналистика — это всегда поиск смыслов. У нас достаточно гуманитарных дисциплин: по филологии, литературе, философии, социологии, культуре и др.
При этом мы, разумеется, не забываем о ключевых трендах. Дисциплины по ИИ у нас есть на каждом курсе: например, «Генеративные алгоритмы в видеопроизводстве», «Практика использования генеративных моделей в создании медиаконтента», «Технологии ИИ и нейросетей в журналистике», «Применение ИИ в технологиях продюсирования». Мы интегрируем цифровые компетенции, к примеру, даже в «Практическую стилистику русского языка». Навыки студентов очень разнятся. Первокурсники прошлого года, когда мы начали рассказывать им про искусственный интеллект, немного скептически на нас посмотрели, мол, мы сейчас сами вам все расскажем. Это радует, но нам тоже есть, чем их удивить.
Новые дисциплины: от пиара и IT-журналистики до постмодерна
За последние 2 года у нас появилось порядка 40 новых дисциплин.
На 2, 3, 4 курсах появились и еще появятся новые курсы, которые расширят профессиональные знания и возможности студентов. Например, «Технологии создания исторических документальных проектов» — авторская дисциплина Екатерины Бурлаковой о том, как работать с историческими фактами при создании проектов. Еще одна новинка уже будущего года — «Корпоративный PR». Многие наши выпускники работают в бренд-медиа, пресс-службах или PR-отделах. Еще интересные курсы — «Шоу-программы в современных медиа», «Современные реалити-шоу», «Новые спортивные медиа», «Основы спортивного комментирования», «Подкастинг как инструмент продвижения и способ монетизации контента», «Искусство публичного выступления», «CultTech: Цифровая трансформация в журналистике и культурных индустриях», «Дизайн звука в современной медиаиндустрии», «IT-журналистика», «Основы GR-коммуникации в журналистике», «Политическая география для журналистов», «Современные креативные индустрии региона АТР», «Массмедиа и стратегии управления прошлым», «Эффективная коммуникация в переговорах», «Эмоциональный интеллект в работе журналиста», «Продюсирование проектов в сфере digital» и многие другие.
В прошлом году мы запустили новый проектный семинар «Дизайн в медиа». А уже в этом появится семинар «Мультимедийные спецпроекты», который будут вести журналисты из ТАСС. Их отдел спецпроектов работает с инновационными мультимедийными форматами, и студенты также смогут научиться создавать собственные проекты, интегрируя разные медиаэлементы.
Журналисты не должны замыкаться только на актуальной информационной повестке — важно, чтобы они разбирались и в других сферах, например, в искусстве. Классно же, если, интервьюируя кого-нибудь, журналист сможет поддержать разговор об искусстве, истории, модернизме, постмодернизме... Поэтому у нас на программе в блоке онлайн-курсов представлена широкая палитра подобных дисциплин. Студенты могут познакомиться с историей дизайна, рекламы, современным искусством и многим другим.
Не только учеба, но и работа, наука и творчество
В рамках дисциплины «Создание и продюсирование документальных проектов» наши студенты сняли несколько профессиональных документальных фильмов.
Документальный фильм «Крокус — срезанный цветок» создали студенты 4 курса программы «Журналистика» Арина Коростелева и Максим Селиванов. Руководил проектом известный продюсер-документалист, один из новых преподавателей Института медиа Александр Дюков. Фильм будет показан на федеральных телеканалах «ОТР», «Россия 24», «Спас». Эти же студенты на 3 курсе сняли документальный фильм «Беслан. Запомнить то, что хочется забыть». Он уже вышел в эфир на федеральном телеканале.
Сейчас студенты Александра Дюкова снимают документалку про работу волонтеров по уборке мазута на побережье Черного моря.
В марте у нас прошла очень мощная и, вероятно, единственная такая в стране Всероссийская научно-практическая конференция «Современные медиа: смысловые стратегии и подготовка кадров». О ее уровне можно судить по участникам: заместитель Руководителя Администрации Президента, пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков, министр культуры РФ Ольга Любимова, Директор Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова, руководители практически всех крупных медиахолдингов и компаний страны (даже перечислять долго), известные журналисты, преподаватели лучших вузов России.
Эта конференция станет нашим флагманским ежегодным событием. Ей будут предшествовать менее масштабные конференции, на которых будут обсуждаться актуальные темы медиасферы.
Отдельно можно отметить научную конференцию «Молодые медиа», где наши студенты представляют свои научные исследования. Недавно, кстати, вышел сборник публикаций по ее итогам.
Что дальше?
Еще одна задача, которую я наметил себе на следующий год — переформатирование, переориентация дисциплин программы в сторону проектного формата обучения. Здесь мы воспользуемся опытом Школы дизайна, но с адаптацией под нашу специфику. У нас есть много курсов, обучение на которых заканчивается созданием классных проектов. А их можно упаковать в портфолио студента на специальной интернет-странице. Это поможет при трудоустройстве. Любой работодатель сможет по тегам найти интересные ему проекты и посмотреть, кто их сделал. И это уже не абстрактные строчки в резюме, но демонстрация подлинных навыков студента, выпускника.
Также мы продолжим развивать научное направление. На базе дисциплин по экономике и медиаэкономике, которые мы преподаем, создана «Лаборатория деловой журналистики». Она подразумевает написание научных статей и организацию различных исследований. Наша цель — это совместные проекты с государственными институтами, министерствами (Росстат, Счетная палата, Минпромторг, Минэкономразвития и др.).
Отдельно у нас создается «Двуязычная исследовательская лаборатория искусственного интеллекта: платформы и алгоритмические культуры». Ее возглавит доцент Института медиа Ирина Душакова. Исследования будут проводиться на английском и на русском языках, и к ним будут подключаться наши студенты и преподаватели из бакалавриата и магистратуры.
Еще я надеюсь, что в следующем году на программе появится несколько исследовательских групп по изучению внедрения ИИ в профессиональную деятельность журналиста. Пока мы успешно коснулись этой темы в рамках нескольких курсовых работ. Провели ряд небольших экспериментов, результаты которых очень перспективны. Это уже наука в чистом виде.
И если наш студент захочет выбрать академическую траекторию своего развития, он может в лабораториях уже сделать определенные наработки для последующих научных исследований. Их будет, где публиковать. К примеру, мы выстроили взаимоотношения с издательством «Аспект Пресс».
У нас теперь около 90 индустриальных партнеров, где ребята стажируются и проходят практику. Это лучшие медиакомпании России.
Из новых, к примеру, — лаборатория Касперского. Весной они вышли на диалог, захотели сотрудничать. Теперь мы вместе запускаем новый курс, посвященный цифровой журналистике.
У нас стало в два раза больше докторов наук. Мы усиливаем преподавательский состав еще именно такими мощными академическими кадрами. Вряд ли на каком-то журфаке есть такое количество и ученых, и практиков.
Раньше эта цель казалась мне слишком амбициозной — сделать лучшую программу по журналистике в стране, — но, по-моему, мы уверенно к этому идем с божьей помощью…
Создание по-настоящему качественной образовательной программы требует времени — в идеале лет 10. При этом за последние два-три года нам удалось очень много сделать, и теперь журналистика в Вышке вышла на новый уровень. В дальнейшем мы будем продолжать совершенствоваться. Главным ориентиром для нас остаются студенты — именно их потребности, а также запросы работодателей, актуальные тренды в образовании и профессии будут определять вектор развития нашей программы.
Ксения Жакова, студентка 4-го курса образовательной программы «Журналистика»