• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/70/3

60 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

70 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/300/3

40 бюджетных мест

40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

300 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/20/1

20 бюджетных мест

15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Критические медиаисследования / Critical media studies

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
5/25/2

5 мест за счет средств ВШЭ

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/4

50 платных мест

4 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/350/10

65 бюджетных мест

70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

350 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/250/10

25 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

250 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/90/3

10 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

90 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
25/50/3

25 бюджетных мест

20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
15/1

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/60/5

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
25/1

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/10/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
50/2

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Практики кураторства в современном искусстве

2 года
Очная форма обучения
15

15 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
25/1

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/20/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Книга
Финансовый анализ в СМИ

Самарина Л. В.

СПб.: Общество с ограниченной ответственностью «Реноме», 2024.

Статья
Pension Reform Framing on Russian Federal Television: Editorial Policy and Audience Reaction

Yefanov A., Tomin V.

Russian Politics. 2024. Vol. 9. No. 2. P. 236-256.

Глава в книге
Информационные агентства и новая конвергентная среда: попытка теоретического осмысления

Зеленцов М. В.

В кн.: Современные СМИ в контексте информационных технологий. Вып. 9. СПб.: ИПЦ СПбГУПТД, 2024. С. 28-30.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

Американская мечта: от магистратуры в Вышке до работы в Голливуде. Часть 2

Продолжение интервью с Яной Литовинской, студенткой магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», которая отучилась семестр в США по академической мобильности и осталась работать еще на несколько месяцев. Яна занимается продюсированием видеоконтента и уже успела поработать со Светланой Лободой, Алексеем Воробьевым, P. Diddy, DJ Khaled, группами Set It Off и Wallows. В этой части Яна рассказывает о сложностях переезда, перспективах и полученном опыте в кино- и видеопроизводстве.

Американская мечта: от магистратуры в Вышке до работы в Голливуде. Часть 2

Из личного архива Яны Литовинской

Первая часть интервью о пути Яны из Вышки в США, учебе в университете Geroge Mason по обмену и продюсировании студенческих фильмов.


Как ты осталась в Америке еще на 4 месяца?

Студенты обмена по партнерской программе университета приезжают по визе J1. Еще до отъезда в Штаты я узнала от знакомой, которая тоже ездила на осенний семестр, что можно воспользоваться программой Academic Training и остаться работать в Америке ровно на тот же период времени, сколько учился по обмену. Я могла остаться на 4 месяца, так как приезжала на учебу с августа по декабрь.

Для участия в программе нужно выполнить ряд условий. Во-первых, целью изначальной поездки должно быть обучение, а не поиск работы. Во-вторых, надо получить официальное предложение о работе с подписью и контактами компании, в котором подробно расписаны обязанности на предлагаемой позиции. В-третьих, работа должна обязательно соответствовать той специальности, на которой ты учишься и в России, и в США – никто не разрешит остаться в стране работать официантом или няней. Ну и наконец, желательно, чтобы работа оплачивалась, а не была бесплатной стажировкой, ведь принимающий университет продолжает нести за тебя ответственность, и им нужно быть уверенными, что ты не останешься ночевать на улице.

Самая большая сложность для студента заключается в том, что надо найти работу всего на 4 месяца. Какому работодателю хочется брать тебя даже меньше, чем на полгода, зная, что ты скоро уедешь? При этом он должен оплачивать твой труд, то есть ты действительно должен что-то уметь и представлять ценность как сотрудник. При этом университет неоднократно проверяет работодателя: звонит и расспрашивает все детали. В общем, если я хотела переехать в Лос Анджелес и найти работу в киноидустрии, надо было сильно постараться!

Из личного архива Яны Литовинской

Моя история сложилась следующим образом: семестр в George Mason подходил к концу, и у меня выходило довольно хорошее портфолио, включающее разнообразный опыт на съемочных площадках в США и в России; туда же вошли несколько последних студенческих фильмов, хоть они и не так высоко ценятся при приеме на работу в крупные компании, это был уже какой-никакой опыт. Помимо этого, я работала в кампусе во время обучения – занималась видеомонтажом для продакшна университета, благодаря чему я сделала себе Social Security Number, без которого нельзя работать в США. Был конец ноября, я начала рассылать резюме потенциальным работодателям, но понимала, что процесс может затянуться. Мне помог знакомый из родного города Казань, который живет в Лос Анджелесе уже около 8 лет. Когда он работал оператором на одних съемках, узнал, что продюсер веб-сериала подумывает об ассистенте. Он написал ей обо мне, а она в свою очередь как раз хотела попробовать взять ассистента на небольшой срок. Это идеально подходило и мне. Все сошлось! Мы оформили все необходимые формальности, и я устроилась ассистентом продюсера к Фэй Вивиане.

Из личного архива Яны Литовинской

В чем заключается работа?

Фэй Вивиана – продюсер, режиссер, актриса театра и кино. Еще до того, как она взяла меня на работу, она начала продюсировать театральную постановку в театре Беверли Хиллз (Beverly Hills Play House). В целом, в мои обязанности входит все, что обычно делают ассистенты, чтобы облегчить расписание продюсера: монтаж трейлеров для социальных сетей, саунд-дизайн для постановки, шоурилы для Фэй и ее друзей, бюджетирование полнометражного фильма, исследования рынка новых проектов для предложения инвесторам и многое другое. Сейчас театр, где учится и работает Фэй, готовит краундфандинговую кампанию, для которой я, в свою очередь, монтирую интервью. Иными словами, набираюсь самого разнообразного опыта в сфере продюсирования.

Расскажи немного о разнице между российским и американским продакшном? Какие вообще можешь дать советы тем, кто только начинает свой путь в кино?

Во-первых, нужно понимать, что вы хотите делать в кино (снимать, писать сценарии, режиссировать, заниматься светом, быть актером и т.д.). Если не знаете, попробуйте всего по чуть-чуть. Во-вторых, важно осознавать, зачем вам это, для чего вы идете в кино? Хотите много денег? Кинематограф – такая же работа, как и многие другие. Она не менее тяжелая и не более оплачиваемая. Просто кому-то она нравится, а кому-то – нет.

Если вы определились, чего хотите, но понимаете, что в России с этим не очень, знайте, что есть шанс сделать лучше. Напишите мне и, возможно, я предложу вам проекты, на которых вы научитесь делать кино правильно. Все, что от вас требуется, это доверие и желание работать без завышенных ожиданий.

А почему ты выбрала сферу кино?

Я хочу создавать – созидать, а не только потреблять. Мне страшно, что я проживу жизнь впустую, не сделаю чего-то важного для мира. Я хочу жить вечно в умах и сердцах людей, войти в анналы истории, создав что-то важное. Поэтому я выбрала сферу кино, где я могу доносить до людей идеи через фильмы. Чем больше проблем показано в кино, тем чаще мы над ними задумываемся, чем больше новых явлений репрезентировано в кинематографе, тем чаще мы относимся к ним как к норме. Раньше афроамериканцев брали только на роли преступников. Сейчас западная киноиндустрия с этим борется.

Из личного архива Яны Литовинской

То же самое происходит с женщинами. Есть тест (Bechdel test), через который можно проверить фильм на то, как в нем репрезентирована женщина. Нужно всего лишь пройтись по вопросам: в фильме больше, чем одна женщина, есть ли у этих женщин имена, говорят ли они друг с другом и говорят ли они о чем-то кроме мужчин. Так вот горькая правда на данный момент заключается в том, что в фильмах чаще всего показывают женщин так, словно все, о чем мы говорим и думаем – это мужчины и романтические отношения с ними. Поверьте, у нас куча своих забот и интересов, мы точно так же ходим на работу, развиваем свои проекты, обучаемся новому, ходим на курсы, в общем, на самом деле, делаем все то же, что и мужчины. И это необходимо показывать на экранах, потому что кино влияет на культуру мышления и культуру восприятия и отношения.

Вернемся к твоему опыту жизни в Америке. Смена учебы на работу – непростой шаг. Расскажи, как ты справилась, тем более в иностранной среде.

Когда я только собиралась ехать в Лос Анджелес работать, мои зарплатные ожидания были очень высокие. Я считала, что ради этого стоит остаться еще на 4 месяца, хотела много заработать, чтобы вернуться с деньгами в Москву, помочь родителям, накопить что-то.

Моей ошибкой было то, что я понадеялась на большой доход, потому что мыслила стереотипами. Да, в Лос Анджелесе один из самых высоких МРОТ по штатам: в среднем МРОТ в США составляет 7.25 долларов в час, тогда как в штате Калифорния это 12 долларов в час, то есть платить людям меньше – незаконно. Но я не учла, что здесь еще очень много людей, которые работают давно, имеют большой стаж и составляют мне конкуренцию. Огромной удачей было и вообще то, что я нашла официальную работу по специальности, хоть и part-time. С учетом нынешнего курса я все равно получаю больше, чем когда-то в Москве. Я ни в чем себе не отказываю, снимаю shared room (спальня с тремя соседями – прим.). Но из-за того, что изначально реальность не сошлась с моими ожиданиями, были депрессивные моменты. Я не понимала, зачем вообще осталась, если не зарабатываю столько, сколько хотела. Однако я поработала с собой и настроила себя на другую волну, ведь есть высшие цели: создание кино, передача какой-то важной мысли, крутые проекты. Такая работа крута, в первую очередь, потому что можно выстроить свой нетворк – необходимо как можно больше знакомиться с новыми людьми, общаться, оставлять контакты. В конце концов, никогда не знаешь, какие знакомые и знания тебе пригодятся.

Из личного архива Яны Литовинской

Конечно, любой переезд дается нелегко. Особенно если ты только за 4 месяца привык к одной местности и людям, а тут приходится снова собирать вещи и менять локацию, окружение, быт. В Вирджинии было чуть проще еще и потому, что там я училась в университете. Учеба очень структурирует твою жизнь в плане распорядка дня и оформления документов и бумаг. Когда я только переехала в Лос Анджелес и первое время жила без работы, было, откровенно говоря, очень плохо. Психологически это очень непростой период. Оглянувшись на тот опыт, я могу дать кучу советов о том, как облегчить это время тем, кому еще, быть может, это предстоит.

Например, такой совет. Когда вы переезжаете на новое место, выделите себе время и деньги на то, чтобы побыть наедине с собой, ведь возможно вам захочется поплакать, поскучать, и это нормально! Вы на новом месте, ничего вокруг не знаете, знакомые если и есть, то у них все равно свои проблемы, как и у каждого. Первые две недели на новом месте человек особенно ранимый и чувствительный. Я совершила большую ошибку, когда, только приехав в Лос Анджелес, первое время постоянно жила в таких условиях, что нельзя было, грубо говоря, закрыть дверь и остаться одной – я еще и четыре места жительства за первую неделю сменила. Сейчас понимаю, что надо было снять Airbnb на две недельки и побыть наедине с собой, чтобы прийти в себя, потому что когда на новом месте в другой стране нет возможности даже уединиться, это очень давит.

Вернешься ли ты снова в США? 

Возвращаться в Штаты я вижу смысл только в том случае, если у меня будет официальное предложение по работе, которое обеспечит мне визу. Поэтому я рассматриваю вариант жизни и работы в Америке, только если работодатель возьмётся за то, чтобы оформить на меня документы, потратить время и деньги и трудоустроить официально.

Из личного архива Яны Литовинской

Я постоянно слышу от знакомых и друзей «Не возвращайся в Россию, не надо». Я приезжаю летом, ну хоть в этот период года в Москве должно быть неплохо! Также я скучаю по Европе, из Америки до неё добраться очень сложно, далеко, а хочется снова съездить в Италию, Португалию, Францию, Грецию, заново все посетить. К тому же надо в любом случае закончить Вышку, я как раз прилетаю к защите магистерской диссертации. Ну и на самом деле, я бы не смогла так поступить с родителями – я же им сказала, что вернусь в декабре, а потом взять и остаться на неопределенное количество лет, без понимания, когда можно будет съездить обратно в Россию – так нельзя. В США нечего делать без легального статуса, без денег и документов для работы. 

Ты уже немного начала рассказывать, но расскажи подробнее, какой ты видишь свою жизнь по возвращении в Россию?

Сказать честно, я не знаю, что меня ждёт по возвращении. В первую очередь, следует закончить магистратуру, для этого я сейчас тут параллельно с работой и продюсированием новых фильмов пишу диссертацию на тему «Продюсирование студенческих фильмов в США». Что касается работы, я бы не хотела работать в российских реалиях, но если и придется, то только по американским стандартам продюсирования. Сейчас я открыта любым проектам, поэтому если вы хотите снять что-то на профессиональном уровне, то пишите мне. Возможно, вы пригодитесь на площадке, а я передам вам свои ценные знания о продюсировании фильмов по стандартам Голливудской киноиндуистрии. В России я бы хотела собрать вокруг себя людей, готовых работать без непотизма, коррупции, отмывания денег. Возможно, когда-нибудь это выльется в продакшн, который создаст новые условия для создания фильмов в стране.

Связаться с Яной можно по почте yalitovinskaya@gmail.com или в Инстаграме @litovinskaya.

Интервью брала Диана Андреева