Продолжение интервью с Яной Литовинской, студенткой магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», которая отучилась семестр в США по академической мобильности и осталась работать еще на несколько месяцев. Яна занимается продюсированием видеоконтента и уже успела поработать со Светланой Лободой, Алексеем Воробьевым, P. Diddy, DJ Khaled, группами Set It Off и Wallows. В этой части Яна рассказывает о сложностях переезда, перспективах и полученном опыте в кино- и видеопроизводстве.
Из личного архива Яны Литовинской
Первая часть интервью о пути Яны из Вышки в США, учебе в университете Geroge Mason по обмену и продюсировании студенческих фильмов.
Как ты осталась в Америке еще на 4 месяца?
Студенты обмена по партнерской программе университета приезжают по визе J1. Еще до отъезда в Штаты я узнала от знакомой, которая тоже ездила на осенний семестр, что можно воспользоваться программой Academic Training и остаться работать в Америке ровно на тот же период времени, сколько учился по обмену. Я могла остаться на 4 месяца, так как приезжала на учебу с августа по декабрь.
Для участия в программе нужно выполнить ряд условий. Во-первых, целью изначальной поездки должно быть обучение, а не поиск работы. Во-вторых, надо получить официальное предложение о работе с подписью и контактами компании, в котором подробно расписаны обязанности на предлагаемой позиции. В-третьих, работа должна обязательно соответствовать той специальности, на которой ты учишься и в России, и в США – никто не разрешит остаться в стране работать официантом или няней. Ну и наконец, желательно, чтобы работа оплачивалась, а не была бесплатной стажировкой, ведь принимающий университет продолжает нести за тебя ответственность, и им нужно быть уверенными, что ты не останешься ночевать на улице.
Самая большая сложность для студента заключается в том, что надо найти работу всего на 4 месяца. Какому работодателю хочется брать тебя даже меньше, чем на полгода, зная, что ты скоро уедешь? При этом он должен оплачивать твой труд, то есть ты действительно должен что-то уметь и представлять ценность как сотрудник. При этом университет неоднократно проверяет работодателя: звонит и расспрашивает все детали. В общем, если я хотела переехать в Лос Анджелес и найти работу в киноидустрии, надо было сильно постараться!
Из личного архива Яны Литовинской
Моя история сложилась следующим образом: семестр в George Mason подходил к концу, и у меня выходило довольно хорошее портфолио, включающее разнообразный опыт на съемочных площадках в США и в России; туда же вошли несколько последних студенческих фильмов, хоть они и не так высоко ценятся при приеме на работу в крупные компании, это был уже какой-никакой опыт. Помимо этого, я работала в кампусе во время обучения – занималась видеомонтажом для продакшна университета, благодаря чему я сделала себе Social Security Number, без которого нельзя работать в США. Был конец ноября, я начала рассылать резюме потенциальным работодателям, но понимала, что процесс может затянуться. Мне помог знакомый из родного города Казань, который живет в Лос Анджелесе уже около 8 лет. Когда он работал оператором на одних съемках, узнал, что продюсер веб-сериала подумывает об ассистенте. Он написал ей обо мне, а она в свою очередь как раз хотела попробовать взять ассистента на небольшой срок. Это идеально подходило и мне. Все сошлось! Мы оформили все необходимые формальности, и я устроилась ассистентом продюсера к Фэй Вивиане.
Из личного архива Яны Литовинской
В чем заключается работа?
Фэй Вивиана – продюсер, режиссер, актриса театра и кино. Еще до того, как она взяла меня на работу, она начала продюсировать театральную постановку в театре Беверли Хиллз (Beverly Hills Play House). В целом, в мои обязанности входит все, что обычно делают ассистенты, чтобы облегчить расписание продюсера: монтаж трейлеров для социальных сетей, саунд-дизайн для постановки, шоурилы для Фэй и ее друзей, бюджетирование полнометражного фильма, исследования рынка новых проектов для предложения инвесторам и многое другое. Сейчас театр, где учится и работает Фэй, готовит краундфандинговую кампанию, для которой я, в свою очередь, монтирую интервью. Иными словами, набираюсь самого разнообразного опыта в сфере продюсирования.
Расскажи немного о разнице между российским и американским продакшном? Какие вообще можешь дать советы тем, кто только начинает свой путь в кино?
Во-первых, нужно понимать, что вы хотите делать в кино (снимать, писать сценарии, режиссировать, заниматься светом, быть актером и т.д.). Если не знаете, попробуйте всего по чуть-чуть. Во-вторых, важно осознавать, зачем вам это, для чего вы идете в кино? Хотите много денег? Кинематограф – такая же работа, как и многие другие. Она не менее тяжелая и не более оплачиваемая. Просто кому-то она нравится, а кому-то – нет.
Если вы определились, чего хотите, но понимаете, что в России с этим не очень, знайте, что есть шанс сделать лучше. Напишите мне и, возможно, я предложу вам проекты, на которых вы научитесь делать кино правильно. Все, что от вас требуется, это доверие и желание работать без завышенных ожиданий.
А почему ты выбрала сферу кино?
Я хочу создавать – созидать, а не только потреблять. Мне страшно, что я проживу жизнь впустую, не сделаю чего-то важного для мира. Я хочу жить вечно в умах и сердцах людей, войти в анналы истории, создав что-то важное. Поэтому я выбрала сферу кино, где я могу доносить до людей идеи через фильмы. Чем больше проблем показано в кино, тем чаще мы над ними задумываемся, чем больше новых явлений репрезентировано в кинематографе, тем чаще мы относимся к ним как к норме. Раньше афроамериканцев брали только на роли преступников. Сейчас западная киноиндустрия с этим борется.
Из личного архива Яны Литовинской
То же самое происходит с женщинами. Есть тест (Bechdel test), через который можно проверить фильм на то, как в нем репрезентирована женщина. Нужно всего лишь пройтись по вопросам: в фильме больше, чем одна женщина, есть ли у этих женщин имена, говорят ли они друг с другом и говорят ли они о чем-то кроме мужчин. Так вот горькая правда на данный момент заключается в том, что в фильмах чаще всего показывают женщин так, словно все, о чем мы говорим и думаем – это мужчины и романтические отношения с ними. Поверьте, у нас куча своих забот и интересов, мы точно так же ходим на работу, развиваем свои проекты, обучаемся новому, ходим на курсы, в общем, на самом деле, делаем все то же, что и мужчины. И это необходимо показывать на экранах, потому что кино влияет на культуру мышления и культуру восприятия и отношения.
Вернемся к твоему опыту жизни в Америке. Смена учебы на работу – непростой шаг. Расскажи, как ты справилась, тем более в иностранной среде.
Когда я только собиралась ехать в Лос Анджелес работать, мои зарплатные ожидания были очень высокие. Я считала, что ради этого стоит остаться еще на 4 месяца, хотела много заработать, чтобы вернуться с деньгами в Москву, помочь родителям, накопить что-то.
Моей ошибкой было то, что я понадеялась на большой доход, потому что мыслила стереотипами. Да, в Лос Анджелесе один из самых высоких МРОТ по штатам: в среднем МРОТ в США составляет 7.25 долларов в час, тогда как в штате Калифорния это 12 долларов в час, то есть платить людям меньше – незаконно. Но я не учла, что здесь еще очень много людей, которые работают давно, имеют большой стаж и составляют мне конкуренцию. Огромной удачей было и вообще то, что я нашла официальную работу по специальности, хоть и part-time. С учетом нынешнего курса я все равно получаю больше, чем когда-то в Москве. Я ни в чем себе не отказываю, снимаю shared room (спальня с тремя соседями – прим.). Но из-за того, что изначально реальность не сошлась с моими ожиданиями, были депрессивные моменты. Я не понимала, зачем вообще осталась, если не зарабатываю столько, сколько хотела. Однако я поработала с собой и настроила себя на другую волну, ведь есть высшие цели: создание кино, передача какой-то важной мысли, крутые проекты. Такая работа крута, в первую очередь, потому что можно выстроить свой нетворк – необходимо как можно больше знакомиться с новыми людьми, общаться, оставлять контакты. В конце концов, никогда не знаешь, какие знакомые и знания тебе пригодятся.
Из личного архива Яны Литовинской
Конечно, любой переезд дается нелегко. Особенно если ты только за 4 месяца привык к одной местности и людям, а тут приходится снова собирать вещи и менять локацию, окружение, быт. В Вирджинии было чуть проще еще и потому, что там я училась в университете. Учеба очень структурирует твою жизнь в плане распорядка дня и оформления документов и бумаг. Когда я только переехала в Лос Анджелес и первое время жила без работы, было, откровенно говоря, очень плохо. Психологически это очень непростой период. Оглянувшись на тот опыт, я могу дать кучу советов о том, как облегчить это время тем, кому еще, быть может, это предстоит.
Например, такой совет. Когда вы переезжаете на новое место, выделите себе время и деньги на то, чтобы побыть наедине с собой, ведь возможно вам захочется поплакать, поскучать, и это нормально! Вы на новом месте, ничего вокруг не знаете, знакомые если и есть, то у них все равно свои проблемы, как и у каждого. Первые две недели на новом месте человек особенно ранимый и чувствительный. Я совершила большую ошибку, когда, только приехав в Лос Анджелес, первое время постоянно жила в таких условиях, что нельзя было, грубо говоря, закрыть дверь и остаться одной – я еще и четыре места жительства за первую неделю сменила. Сейчас понимаю, что надо было снять Airbnb на две недельки и побыть наедине с собой, чтобы прийти в себя, потому что когда на новом месте в другой стране нет возможности даже уединиться, это очень давит.
Вернешься ли ты снова в США?
Возвращаться в Штаты я вижу смысл только в том случае, если у меня будет официальное предложение по работе, которое обеспечит мне визу. Поэтому я рассматриваю вариант жизни и работы в Америке, только если работодатель возьмётся за то, чтобы оформить на меня документы, потратить время и деньги и трудоустроить официально.
Из личного архива Яны Литовинской
Я постоянно слышу от знакомых и друзей «Не возвращайся в Россию, не надо». Я приезжаю летом, ну хоть в этот период года в Москве должно быть неплохо! Также я скучаю по Европе, из Америки до неё добраться очень сложно, далеко, а хочется снова съездить в Италию, Португалию, Францию, Грецию, заново все посетить. К тому же надо в любом случае закончить Вышку, я как раз прилетаю к защите магистерской диссертации. Ну и на самом деле, я бы не смогла так поступить с родителями – я же им сказала, что вернусь в декабре, а потом взять и остаться на неопределенное количество лет, без понимания, когда можно будет съездить обратно в Россию – так нельзя. В США нечего делать без легального статуса, без денег и документов для работы.
Ты уже немного начала рассказывать, но расскажи подробнее, какой ты видишь свою жизнь по возвращении в Россию?
Сказать честно, я не знаю, что меня ждёт по возвращении. В первую очередь, следует закончить магистратуру, для этого я сейчас тут параллельно с работой и продюсированием новых фильмов пишу диссертацию на тему «Продюсирование студенческих фильмов в США». Что касается работы, я бы не хотела работать в российских реалиях, но если и придется, то только по американским стандартам продюсирования. Сейчас я открыта любым проектам, поэтому если вы хотите снять что-то на профессиональном уровне, то пишите мне. Возможно, вы пригодитесь на площадке, а я передам вам свои ценные знания о продюсировании фильмов по стандартам Голливудской киноиндуистрии. В России я бы хотела собрать вокруг себя людей, готовых работать без непотизма, коррупции, отмывания денег. Возможно, когда-нибудь это выльется в продакшн, который создаст новые условия для создания фильмов в стране.
Связаться с Яной можно по почте yalitovinskaya@gmail.com или в Инстаграме @litovinskaya.
Интервью брала Диана Андреева