Высшая школа экономики в этом году стала активным участником «Глобальной недели медийной и информационной грамотности», которая прошла под эгидой ЮНЕСКО по всему миру.
© Владимир Волков для Института медиа
Организация является основным институтом в системе ООН, курирующим проблемы информации, образования, науки и культуры. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа Факультета креативных индустрий организовали в Москве Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды», которая прошла 8-9 ноября.
В мероприятии приняли участие авторитетные специалисты, медиаисследователи – теоретики и практики. Открывая конференцию, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов отметил, что вопросы медиаграмотности требуют очень серьезного участия экспертов и профессионалов. И наличие у конференции такой международной составляющей глобального уровня, как ЮНЕСКО, является важным знаком.
«Международная политика России заключается в том, чтобы продвигать нашу повестку в интересах нашей страны, развивать наши международные отношения. Со стороны университета мы расширяем повестку по восточному вектору, открывая хабы и представительства в странах Юго-Восточной Азии. Например, на днях мы открыли образовательный хаб в Индонезии, в четверг - зеркальную лабораторию в Малайзии, в субботу делегация Вышки вылетает в ОАЭ. ВШЭ и многие другие российские университеты улучшают свои позиции даже в западных международных рейтингах. И это свидетельствует о том, что если мы выстраиваем свою повестку, своё поведение, свою политику в интересах нашего государства, то это никто не рискнет оспаривать.»
Никита Анисимов
«Новая информационная среда трансформируется, и навигация в этом взбаламученном океане непроста. Очень сложно определить точные источники информации. Объём их настолько велик, что нужно формировать новые навыки поведения и ориентирования, а это, безусловно, требует интеллектуального роста и развития. Происходит стремительное развитие цифрового мира, который многими воспринимается как отдельная виртуальная реальность. Но мы должны понимать, что реальный мир и виртуальный мир – это единое пространство, которое неразрывно связано между собой посредством человека. Человек – единица измерения всего, и информационное поле также регулируется через человека. Поэтому постепенно в интернет-пространство, подобно реальному гражданскому обществу, перенесутся и другие институты, ему присущие. Это институты ответственности, права и контроля. И в этом направлении возможно объединение усилий в рамках работы БРИКС и с китайскими партнерами в рамках инициативы «Один пояс – один путь.»
Андрей Быстрицкий
Об информационной и медийной безопасности говорил в своём выступлении и Директор Института медиа НИУ ВШЭ Эрнест Мацкявичюс, заявивший, что выступает одновременно в двух ипостасях – с одной стороны как действующий представитель медиа-индустрии, каждый день обязанный проявлять медиаграмотность в эфире и делиться ею с аудиторией, с другой стороны – как руководитель института являющегося частью одного из крупнейших и авторитетнейших научно исследовательских университетов и педагог, готовящий будущих работников медиасферы.
«Сегодня медиаграмотность становится таким же необходимым средством выживания, как и обычная грамотность, предполагающая умение читать и писать. При этом одной медийной и информационной грамотностью уже не обойтись. Время подбросило нам такие понятия, как информационная и медийная безопасность, информационная и медийная чистоплотность. Именно в медийное, информационное пространство переместились наиболее жестокие и разрушительные конфликты. В том числе глобальные. А потому ответственность человека, имеющего доступ к эфиру и выход на аудиторию, собирающего, анализирующего, формирующего или ретранслирующего контент, возрастает в разы. С точки зрения науки, мы рассматриваем медиаграмотность как объединение двух направлений: медиаобразования и медиакультуры с одной стороны с информационной грамотностью и информационной культурой – с другой. Кроме того, появилось понятие цифровая грамотность. А ещё сетевая и интернет-грамотность. Пришло время определиться в дефинициях, чтобы понять, какие именно специалисты необходимы на рынке сегодня и как мы должны их готовить.»
Эрнест Мацкявичюс
Председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Сергей Бакейкин назвал медиаграмотность одним из самых важных и актуальных вопросов современности. Комитет всегда понимал актуальность продвижения медийной информационной грамотности, даже когда этот термин был известен только узкой группе специалистов, а важность медиаобразования приходилось доказывать представителям и руководителям практически всех сфер: и медиа, и образования, и информационных технологий, и культурной, и социальной политики.
«Это связано с тем, что информационная грамотность является одним из шести приоритетных направлений деятельности Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Российский комитет стал первым комитетом, созданным в рамках программы, и, по оценкам нескольких генеральных директоров ЮНЕСКО, самым передовым, флагманским национальным комитетом. Московская декларация о медиаграмотности и информационной грамотности, разработанная в 2012 году усилиями представителей 40 стран по итогам совместной работы, впервые в мире представила объёмное понимание этого вида грамотности в контексте междисциплинарного подхода к возможностям и вызовам информационной эры.»
Сергей Бакейкин
Именно в тот период и началось сотрудничество Российского Комитета и Высшей школы экономики в области продвижения медийной информационной грамотности, которое спустя 10 лет продолжается, воплощаясь в дискуссиях, выступлениях, обмене опытом и взаимодействии, в том числе в рамках научной конференции.
Секретарь Общественной палаты России Лидия Михеева в приветственном послании организаторам и участникам конференции отметила важность формирования медийной и информационной грамотности, как одной из задач современного образования: «В современном мире медиаграмотность приобретает ключевое значение для обеспечения качества и всеобщей доступности образования и обучения на протяжении всей жизни, а ее формирование у граждан является необходимым условием общественного развития».
Читать письмо
Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Татьяна Довгаленко в приветственном письме в адрес участников конференции отметила, что ЮНЕСКО всегда уделяла особое внимание осмыслению современных технологий и их влияния на жизнь человека. Тематика медийной и информационной грамотности закрепилась в числе приоритетов Организации более 15 лет назад, и Россия здесь в числе лидеров. «У нас ведётся большая работа по формированию культуры использования ИКТ в информпространстве, воспитании, в том числе у школьников и студентов, критического восприятия информационных потоков, борьбе с дезинформацией. В условиях изобилия генерируемых нейросетью фейков большое значение приобретает регулирование соответствующих технологий», – говорится в приветственном письме Татьяны Довгаленко.
Читать письмо
«Конференция проходит под международной эгидой, и очень приятно, что опыт Высшей школы экономики, в частности Института медиа, по развитию идей медиаграмотности уважают не только в России, но и во всём мире. Нам очень интересно понять, кто что изучает, какие у всех нас есть точки соприкосновения. И есть шанс, что эта конференция может стать основой для формирования более широкого профессионального сообщества. Тот факт, что здесь присутствуют представители ЮНЕСКО, ещё раз подчёркивает, что российский опыт, несмотря на международную ситуацию, будет рассмотрен и его будут уважать.»
Олег Дмитриев
К участникам конференции обратился по видеосвязи профессор Университета Хайдарабада из Индии, член Бюро Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Джандьяла Прабакар Рао – он прекрасно говорил по-русски. По убеждению спикера, в условиях, когда 70% молодежи всего мира используют интернет, медийная и информационная грамотность важна для устройства устойчивого инклюзивного общества. Всем странам необходимо разработать политику и стратегии эффективного развития медийной и информационной грамотности. Это должно осуществляться в рамках национальных нужд и культур.
Работа конференции на протяжении двух дней велась в формате тематических панельных дискуссий. Значительное внимание было уделено практике обучения медийной информационной грамотности. Своё видение вопроса высказали практикующие специалисты, вузовские преподаватели, учителя средних школ, научные работники и педагоги.
О важности таких мероприятий говорили и преподаватели НИУ «Высшая школа экономики». В их числе – профессор Института медиа НИУ ВШЭ Григорий Прутцков.
«Медианаука и медиаобразование не стоят на месте. В нашу цифровую эпоху всё проходит и меняется очень быстро, и даже материалы 2020-го года уже устаревают. Нужно постоянно «держать руку на пульсе» событий. Именно для того, чтобы понимать, куда движутся медиа, наука, образование, нужны такие конференции. Это самый оперативный способ обменяться опытом и узнать что-то новое».
Григорий Прутцков
В качестве экспертов приняли участие преподаватели Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в том числе декан факультета журналистики Елена Вартанова, а также сотрудники Российской академии образования, Московского государственного института культуры, Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного педагогического университета и других учебных и научных учреждений.
Особый интерес участников вызвало выступление Сергея Чумарёва – заместителя директора Департамента многостороннего сотрудничества по правам человека Министерства иностранных дел России. Спикер отдельно остановился на вопросах развития медийной грамотности в контексте целей Международного десятилетия языков коренных народов ООН.
Первый день конференции был посвящён теоретическому аспекту медиаобразования. Спикеры обсудили, как могла бы развиваться информационная грамотность, как пользователям бороться с фейками и думскролингом и какую роль сыграют нейросети в новом цифровом пространстве. Во второй день участники конференции сосредоточились на практической стороне информационной грамотности. Спикеры рассмотрели возможности интеграции элементов медиаграмотности в учебный процесс, рассказали о разработке специальных учебных пособий и обсудили перспективы развития цифровых навыков у будущего поколения.
«Мы учим ответственности уже взрослых, состоявшихся медийщиков, продюсеров, сценаристов, блогеров. И если мы говорим, что от внешней среды надо учить защищаться, то почему бы нам не попробовать воздействовать на эту среду?»
Александр Куприянов
В завершение встречи прошли мастер-классы от московских педагогов, которые поделились опытом успешного внедрения элементов медиа в образовательный процесс.
Председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Сергей Бакейкин, подводя итоги, отметил, что конференция прошла успешно, участники выступили на высочайшем уровне, а представители Министерства иностранных дел и комиссии по делам ЮНЕСКО остались очень довольны её результатами. «Возможно, информация об этой конференции появится на сайте большого ЮНЕСКО в Париже. И если её разместят, это будет дипломатической победой, вкладом России в продвижение медийной и информационной грамотности в мире!», – подчеркнул спикер.
Анастасия Жалий, студентка 3 курса ОП «Журналистика»