• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
50/250/20
50 бюджетных мест
250 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
40/70/20
40 бюджетных мест
70 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
30/100/20
30 бюджетных мест
100 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
50/10
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
35/200/25
35 бюджетных мест
200 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
30/5
30 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
20/20/8
20 бюджетных мест
20 платных мест
8 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
25/10/5
25 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
25/20/3
25 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Коммуникации, основанные на данных

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Коммуникационный дизайн

2 года
Очная форма обучения
20/8
20 платных мест
8 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Медиапроизводство в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Менеджмент в СМИ

2 года
Очная форма обучения
25/10/7
25 бюджетных мест
10 платных мест
7 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Трансмедийное производство в цифровых индустриях

2 года
Очная форма обучения
25/15/7
25 бюджетных мест
15 платных мест
7 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Статья
Белый шкаф

Савельева О. О.

Энергия: экономика, техника, экология. 2018. № 1. С. 74-80.

Глава в книге
Анализ медиавыступлений кандидатов на пост президента США в 2016 г.: психолингвистический аспект.

Репина Е.А., Белянин В.

В кн.: "25 лет внешней политике России": сб. материалов Х конвента РАМИ (Москва, 8-9 декабря 2016 г.).. Т. 5: Социально-гуманитарные аспекты международных отношений.. Ч. 1. М.: МГИМО-Университет, 2017. С. 131-150.

Препринт
Цифровая навигация в пространстве города: проблемы методологии исследования

Лапина-Кратасюк Е. Г., Запорожец О. Н., Епанова Ю. В.

SSRN-id2779629. SSRN-id2779629. Российская Академия народного хозяйства и государственной службы, 2016

Вселенский ажиотаж

Как мы снова поверили в космос

Общество снова испытывает живой интерес к космосу. Нейтронные звезды, экзопланеты, темная материя, черные дыры, затмения приковывают внимание широкой аудитории. Накануне конференции «Медиакосм-2017. Per media ad astra», посвященной дискурсу о космосе, IQ.HSE побеседовал с одним из ее организаторов, Екатериной Лапиной-Кратасюк.  


Екатерина Лапина-Кратасюк,
доцент департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна, руководитель исследовательского «Космического проекта в российских и американских медиа»

Интерес общества к космосу вновь начинает расти. За звездным небом сегодня все чаще наблюдают не только ученые-астрофизики, но и обычные люди. Распространяется краудсорсинг: пользователи с помощью смартфонов участвуют в составлении карты звездного неба, визуализируют свои наблюдения, размещают их в медиа. Такая эйфория объясняется несколькими причинами. И прежде всего тем, что освоение космоса – как давняя мечта человечества – представляется все более выполнимой.

Космос стал ближе

Самые смелые космические проекты – путешествия в далекий космос, колонизация планет Солнечной системы – уже не воспринимаются однозначно скептически. Доверие к науке выросло, появилась новая вера в ее возможности.

В 2000-е годы начался новый период «большой науки» – стал активно использоваться телескоп «Хаббл», запущен Большой адронный коллайдер. Специалисты и непрофессионалы, пишущие о космосе в социальных сетях, блогах и на образовательных платформах, объединились в поисках общего языка. Одновременно начался бум частных космических компаний.

На фоне некоторой неудовлетворенности действиями государственных космических корпораций в России и в США – дороговизны полетов, их деромантизации (а она началась уже после первой высадки человека на Луну), рутинизации космических медиасобытий – вырос общественный интерес к частным космическим компаниям. Стала актуальной тема космического туризма. Частные компании пообещали сделать полеты в космос дешевле и доступнее для людей. Появилось ощущение, что побывать на Марсе или совершить получасовое путешествие по Земле на космической ракете вполне реально.

С другой стороны, дискурс об освоении космоса разворачивается и в социальном поле. Межконфессиональные конфликты, экологические проблемы, тема перенаселенности Земли, – создается впечатление, что люди хотят сбежать от этих проблем в космос, причем не только виртуально, но и физически.

По сути, для астрофизики настало золотое время. Новости о спутниках, открытии экзопланет, о темной материи и нейтронных звездах снова выходят на первые позиции медийной повестки дня, а следовательно, исследования космоса получают широкую общественную поддержку.

Так, по данным опроса ВЦИОМ (апрель 2017 года), лишь 15% респондентов считают, что лучше сократить бюджетные расходы на космические программы. 60% полагают, что нужно оставить финансирование этой отрасли прежним. И 19% выступают за увеличение вложений государства в космос.

Звезды – в массы

Космос стал ближе и благодаря экспансии цифровых технологий. С их помощью люди ощущают свою сопричастность к освоению Вселенной. С другой стороны, космос уже давно и незримо стал частью нашей повседневности.

Из доклада участницы проекта Евгении Ним «Космос в твоем смартфоне: астрокультура, медиа и повседневность»: «Благодаря спутниковым технологиям (ТВ, радио, Интернету, системам навигации) мы лучше слышим, видим, двигаемся, ведем поиск. Космическая радиосвязь встроена в нашу повседневность. Мобильные телефоны с GPS и геотеггинг фотографий в социальных сетях – это результат использования информационно-космических технологий.

И напротив, земные медиа делают космос более доступным для восприятия людей. Это не только профессиональные обсерватории и телескопы. Благодаря астрономическим мобильным приложениям теперь можно «видеть» звезды через смартфон, определять местоположение любых небесных тел, планировать наблюдения за звездопадами и даже получать оповещение о скором появлении МКС над головой. Космос становится дополненной реальностью».

Ностальгия по космическому величию

Тема освоения Вселенной популярна сегодня в России еще и потому, что в обществе существует ностальгия по временам, когда страна была ведущей космической державой. Репрезентация советских космических достижений в фильмах последних лет («Время первых» (2017) Дмитрия Киселева, «Салют-7» (2017) Клима Шипенко), а также публикации в СМИ фиксируют эту ностальгию.

Любопытно, что нарративы, положенные в основу сценариев этих фильмов, заимствуются журналистами (возможно, бессознательно) из газет 1950-1960-х годов: это и героизация космонавтов, и патетика великих достижений, и попытка найти нарративный компромисс между политическим соперничеством двух государств и логикой движения вперед всего человечества. Возвращение этих историй на экраны говорит и о том, что та эпоха, оказывается, не до конца исследована.

Важно, что серьезные противоречия в понимании отечественной истории ХХ века разными общественными группами практически не оставляют нам сюжетов для конструирования общенациональной «позитивной идентичности»: это, по сути, только Великая Отечественная война и освоение космического пространства. Образы космических достижений, в отличие от образов войны, – более мирная сфера, в которой действовала, в том числе, логика сотрудничества с другими странами, а к советской науке тогда было приковано внимание всего мира. Космические достижения 1950-х – 1970-х годов создают образ истории, которой можно гордиться. Слава Юрия Гагарина, Валентины Терешковой, Алексея Леонова и других космических первопроходцев не девальвируется при смене политических парадигм.

О чем спорят СМИ и космическая отрасль

Из доклада Евгении Ним «Космос в твоем смартфоне: астрокультура, медиа и повседневность»: «Мировые космические державы в разной мере полагаются на общественное мнение по поводу необходимости тех или иных космических программ. В любом случае, широкая поддержка граждан необходима для государств, имеющих эти дорогостоящие проекты, – особенно с учетом того, что коммерциализация космоса еще не получила широкого развития. Поэтому здесь важно, чтобы медиа занимались популяризацией космических инициатив.

Между тем, у астромедиа есть свои приоритеты в построении космической повестки дня. Излюбленный сюжет для массовой культуры, равно как и для новостных медиа, – люди в космосе. Романтика космоса требует присутствия там человека, хотя бы на МКС».

Сюжеты о пилотируемой космонавтике регулярно воспроизводятся медиа, поддерживая представление о том, что главная цель космических исследований – «обживание» Вселенной. Однако значительная часть ученых считает иначе: нужно развивать автоматическую космонавтику, более дешевую, безопасную и эффективную. Россия и США – державы, первыми отправившие человека в космос, – находятся под определенным давлением этих ожиданий, постоянно подпитываемых медиа. С другой стороны, биологическое  выживание людей в космосе – отдельная научная задача, требующая своих программ и капиталовложений.

Анализ текстов российских СМИ, американских газет (The NewYorkTimes с 2003 по 2016 год), а также интервью с популяризаторами науки подтвердили, что Россия и США – как державы-лидеры в освоении космоса – находятся под постоянным давлением ожиданий пилотируемых космических полетов. И игнорировать эти ожидания двум государствам довольно сложно.

В СМИ продолжает воспроизводиться сюжет о соперничестве космических держав. Полеты трактуются не просто как общественно значимые события, но и как демонстрация силы. Но в профессиональных сферах ситуация выглядит иначе. Космические агентства скорее, склонны к сотрудничеству, исследования космоса воспринимаются как общечеловеческая задача. NASA, Роскосмос и другие космические агентства развиваются в одном направлении. Сообщества ученых разговаривают на одном языке. К тому же, сама идея соперничества России и США размывается тем, что появилось много новых игроков: европейские, индийские, китайские космические корпорации.

В то же время, Россия и США до сих пор конкурируют друг с другом за историю освоения космоса. В популяризации космонавтики Россия пока проигрывает США. Информационная политика NASA по сравнению с Роскосмосом более открыта, NASA имеет больше информационно-образовательных ресурсов.

Трудно не заметить, что освещение космической гонки всегда амбивалентно. С одной стороны, космические исследования – «theraceforhumankind», гонка ради интересов всего человечества. С другой стороны, дискурс об общечеловеческих ценностях – это и маскировка военных космических программ (Denis Cosgrove, Appolo’s Eye).

Наконец, есть и более частные вопросы, в которых медиа и космическая отрасль решительно спорят. Так, СМИ до сих пор часто сомневаются в высадке в 1969 году американских астронавтов на Луну. Этим сомнениям отчасти подыграл и псевдодокументальный фильм Алексея Федорченко «Первые на Луне» (2005) о том, что первенство в освоении Луны принадлежит не США, а СССР. Зато в сообществе специалистов вопрос о достоверности высадки на Луну Нила Армстронга и Базза Олдрина поднимать нельзя. Это все равно, что утверждать, что вечный двигатель все-таки существует.

Эйфория визуализации космоса

Один из самых интересных разделов темы конструирования космоса в медиа – изучение цифровых визуализаций космических объектов и пространств, доступных сегодня широкой публике. Космические аппараты передают миллионы снимков далеких планет, «земная»  асторофотография стала распространённым хобби, которое преодолевает границы профессиональных исследований. Среди прочих методов при создании визуализаций применяется и краудсорсинг, создаются  целые базы любительских астрофотоснимков. Это позволяет пополнить научные знания. Дизайнеры создают картины целых галактик, собранных из профессиональных и любительских фотографий, обработанных для придания им визуальной привлекательности и постижимости. Это попытки охватить взглядом то, что недостижимо. И, по сути, это работа на границе между наукой и искусством.

Смысл этой визуализации может быть связан исключительно с прелестью обладания, поскольку расшифровать эти картины можно не всегда. Такое знание без выводов тоже возможно. Художники и ученые в этом случае работают с эмоциями и впечатлениями людей.

Вселенная кинематографа

Советская кинофантастика в свое время опережала, предсказывала, додумывала события в космических исследованиях. И эти образы с любопытством рассматривались наукой. Но акценты в освещении космоса в медиа, в том числе в кино, несколько меняются.

Из исследования участницы проекта Натальи Верещагиной (ЛИКИ ШАГИ РАНХиГС): «Когда о кейсе Алексея Леонова и Павла Беляева в 1965-1970 годах писали советские газеты, образ космонавта был выдержан в мифологическом стиле. Это был классический культурный герой, покоритель стихии. В фильме «Время первых» плоскость противостояния другая. Космонавт – сильный герой, который сталкивается с государством. Похожая смена акцентов наблюдалась и в США. В 1960-е годы вокруг астронавтов строился мифологический нарратив. А потом стали снимать фильмы не о великих покорителях космоса, а о второстепенных, рядовых героях. «Время первых» часто сравнивают с «Гравитацией» (2013) Альфонсо Куарона (в этом фильме астронавты также действуют в открытом космосе, и герой Джорджа Клуни совершает подвиг).

Что касается незаметных героев космоса, то им посвящен, например, фильм «Скрытые фигуры» (2016) Теодора Мелфио женщинах-математиках, проводящих вычисления для осуществления космических полетов NASA».

Особый интерес вызывает фильм «Интерстеллар» (2014) Кристофера Нолана. Речь сейчас не идет о столько о художественных достоинствах картины, сколько о способе взаимодействия ученого- астрофизика Кипа Стивена Торна (лауреата Нобелевской премии) и режиссера при создании сценария фильма. В определенном смысле, это эксперимент, ответ на вопрос, может ли художественный фильм быть эффективным инструментом популяризации сложных и противоречивых знаний о дальнем космосе. В исследовании, основанном на экспертных интервью с астрофизиками – популяризаторами, участник нашего проекта Денис Сивков опроверг тезис о том, что популярная наука – это сильно упрощенное научное знание. На деле научное знание нестабильно и контроверзивно, а практики его популяризации значительно усложняют его, добавляя дополнительные элементы.

В фильме «Интерстеллар», например, необходимость показать черную дыру привела к практическому решению проблемы, которую серьезные ученые могли бы счесть неразрешимой. В то же время, визуализации космических объектов в фильме ни в чем не противоречат современному уровню знаний о космосе. Как говорит известный отечественный астрофизик-популяризатор Сергей Попов, фильм «Интерстеллар» нужно смотреть одновременно с чтением книги Кипа Торна «Интерстеллар: наука за кадром» и следить за тем, каким захватывающим интеллектуальным приключением может быть поиск компромиссов между твёрдо придерживающимся своего знания ученым и режиссером, уверенным в том, что он хочет показать.
IQ