Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Факультет креативных индустрий — один из самых популярных факультетов Высшей школы экономики: сегодня у нас учится более 5 тысяч студентов. В международном рейтинге QS в предметной области «Коммуникации и медиа» НИУ ВШЭ занимает лидирующее место среди вузов России, а в категории «Искусство и дизайн» Вышка стала лучшим российским вузом и вошла в топ-200 международных университетов.
Наш факультет — один из крупнейших центров подготовки специалистов креативных индустрий, объединяющий направления рекламы и связей с общественностью, коммуникаций, медиа, дизайна и кино. Факультет креативных индустрий — это лучшие преподаватели-практики, талантливые студенты и успешные выпускники, которые работают в ведущих компаниях России и мира или создают собственные стартапы.
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.
Kolozaridi P., Dovbysh O.
In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.
In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.
Savin N., Solovyeva O.
In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.
In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.
Общество снова испытывает живой интерес к космосу. Нейтронные звезды, экзопланеты, темная материя, черные дыры, затмения приковывают внимание широкой аудитории. Накануне конференции «Медиакосм-2017. Per media ad astra», посвященной дискурсу о космосе, IQ.HSE побеседовал с одним из ее организаторов, Екатериной Лапиной-Кратасюк.
Екатерина Лапина-Кратасюк,
доцент департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна, руководитель исследовательского «Космического проекта в российских и американских медиа»
Интерес общества к космосу вновь начинает расти. За звездным небом сегодня все чаще наблюдают не только ученые-астрофизики, но и обычные люди. Распространяется краудсорсинг: пользователи с помощью смартфонов участвуют в составлении карты звездного неба, визуализируют свои наблюдения, размещают их в медиа. Такая эйфория объясняется несколькими причинами. И прежде всего тем, что освоение космоса – как давняя мечта человечества – представляется все более выполнимой.
Самые смелые космические проекты – путешествия в далекий космос, колонизация планет Солнечной системы – уже не воспринимаются однозначно скептически. Доверие к науке выросло, появилась новая вера в ее возможности.
В 2000-е годы начался новый период «большой науки» – стал активно использоваться телескоп «Хаббл», запущен Большой адронный коллайдер. Специалисты и непрофессионалы, пишущие о космосе в социальных сетях, блогах и на образовательных платформах, объединились в поисках общего языка. Одновременно начался бум частных космических компаний.
На фоне некоторой неудовлетворенности действиями государственных космических корпораций в России и в США – дороговизны полетов, их деромантизации (а она началась уже после первой высадки человека на Луну), рутинизации космических медиасобытий – вырос общественный интерес к частным космическим компаниям. Стала актуальной тема космического туризма. Частные компании пообещали сделать полеты в космос дешевле и доступнее для людей. Появилось ощущение, что побывать на Марсе или совершить получасовое путешествие по Земле на космической ракете вполне реально.
С другой стороны, дискурс об освоении космоса разворачивается и в социальном поле. Межконфессиональные конфликты, экологические проблемы, тема перенаселенности Земли, – создается впечатление, что люди хотят сбежать от этих проблем в космос, причем не только виртуально, но и физически.
По сути, для астрофизики настало золотое время. Новости о спутниках, открытии экзопланет, о темной материи и нейтронных звездах снова выходят на первые позиции медийной повестки дня, а следовательно, исследования космоса получают широкую общественную поддержку.
Так, по данным опроса ВЦИОМ (апрель 2017 года), лишь 15% респондентов считают, что лучше сократить бюджетные расходы на космические программы. 60% полагают, что нужно оставить финансирование этой отрасли прежним. И 19% выступают за увеличение вложений государства в космос.
Космос стал ближе и благодаря экспансии цифровых технологий. С их помощью люди ощущают свою сопричастность к освоению Вселенной. С другой стороны, космос уже давно и незримо стал частью нашей повседневности.
Из доклада участницы проекта Евгении Ним «Космос в твоем смартфоне: астрокультура, медиа и повседневность»: «Благодаря спутниковым технологиям (ТВ, радио, Интернету, системам навигации) мы лучше слышим, видим, двигаемся, ведем поиск. Космическая радиосвязь встроена в нашу повседневность. Мобильные телефоны с GPS и геотеггинг фотографий в социальных сетях – это результат использования информационно-космических технологий.
И напротив, земные медиа делают космос более доступным для восприятия людей. Это не только профессиональные обсерватории и телескопы. Благодаря астрономическим мобильным приложениям теперь можно «видеть» звезды через смартфон, определять местоположение любых небесных тел, планировать наблюдения за звездопадами и даже получать оповещение о скором появлении МКС над головой. Космос становится дополненной реальностью».
Тема освоения Вселенной популярна сегодня в России еще и потому, что в обществе существует ностальгия по временам, когда страна была ведущей космической державой. Репрезентация советских космических достижений в фильмах последних лет («Время первых» (2017) Дмитрия Киселева, «Салют-7» (2017) Клима Шипенко), а также публикации в СМИ фиксируют эту ностальгию.
Любопытно, что нарративы, положенные в основу сценариев этих фильмов, заимствуются журналистами (возможно, бессознательно) из газет 1950-1960-х годов: это и героизация космонавтов, и патетика великих достижений, и попытка найти нарративный компромисс между политическим соперничеством двух государств и логикой движения вперед всего человечества. Возвращение этих историй на экраны говорит и о том, что та эпоха, оказывается, не до конца исследована.
Важно, что серьезные противоречия в понимании отечественной истории ХХ века разными общественными группами практически не оставляют нам сюжетов для конструирования общенациональной «позитивной идентичности»: это, по сути, только Великая Отечественная война и освоение космического пространства. Образы космических достижений, в отличие от образов войны, – более мирная сфера, в которой действовала, в том числе, логика сотрудничества с другими странами, а к советской науке тогда было приковано внимание всего мира. Космические достижения 1950-х – 1970-х годов создают образ истории, которой можно гордиться. Слава Юрия Гагарина, Валентины Терешковой, Алексея Леонова и других космических первопроходцев не девальвируется при смене политических парадигм.
Из доклада Евгении Ним «Космос в твоем смартфоне: астрокультура, медиа и повседневность»: «Мировые космические державы в разной мере полагаются на общественное мнение по поводу необходимости тех или иных космических программ. В любом случае, широкая поддержка граждан необходима для государств, имеющих эти дорогостоящие проекты, – особенно с учетом того, что коммерциализация космоса еще не получила широкого развития. Поэтому здесь важно, чтобы медиа занимались популяризацией космических инициатив.
Между тем, у астромедиа есть свои приоритеты в построении космической повестки дня. Излюбленный сюжет для массовой культуры, равно как и для новостных медиа, – люди в космосе. Романтика космоса требует присутствия там человека, хотя бы на МКС».
Сюжеты о пилотируемой космонавтике регулярно воспроизводятся медиа, поддерживая представление о том, что главная цель космических исследований – «обживание» Вселенной. Однако значительная часть ученых считает иначе: нужно развивать автоматическую космонавтику, более дешевую, безопасную и эффективную. Россия и США – державы, первыми отправившие человека в космос, – находятся под определенным давлением этих ожиданий, постоянно подпитываемых медиа. С другой стороны, биологическое выживание людей в космосе – отдельная научная задача, требующая своих программ и капиталовложений.
Анализ текстов российских СМИ, американских газет (The NewYorkTimes с 2003 по 2016 год), а также интервью с популяризаторами науки подтвердили, что Россия и США – как державы-лидеры в освоении космоса – находятся под постоянным давлением ожиданий пилотируемых космических полетов. И игнорировать эти ожидания двум государствам довольно сложно.
В СМИ продолжает воспроизводиться сюжет о соперничестве космических держав. Полеты трактуются не просто как общественно значимые события, но и как демонстрация силы. Но в профессиональных сферах ситуация выглядит иначе. Космические агентства скорее, склонны к сотрудничеству, исследования космоса воспринимаются как общечеловеческая задача. NASA, Роскосмос и другие космические агентства развиваются в одном направлении. Сообщества ученых разговаривают на одном языке. К тому же, сама идея соперничества России и США размывается тем, что появилось много новых игроков: европейские, индийские, китайские космические корпорации.
В то же время, Россия и США до сих пор конкурируют друг с другом за историю освоения космоса. В популяризации космонавтики Россия пока проигрывает США. Информационная политика NASA по сравнению с Роскосмосом более открыта, NASA имеет больше информационно-образовательных ресурсов.
Трудно не заметить, что освещение космической гонки всегда амбивалентно. С одной стороны, космические исследования – «theraceforhumankind», гонка ради интересов всего человечества. С другой стороны, дискурс об общечеловеческих ценностях – это и маскировка военных космических программ (Denis Cosgrove, Appolo’s Eye).
Наконец, есть и более частные вопросы, в которых медиа и космическая отрасль решительно спорят. Так, СМИ до сих пор часто сомневаются в высадке в 1969 году американских астронавтов на Луну. Этим сомнениям отчасти подыграл и псевдодокументальный фильм Алексея Федорченко «Первые на Луне» (2005) о том, что первенство в освоении Луны принадлежит не США, а СССР. Зато в сообществе специалистов вопрос о достоверности высадки на Луну Нила Армстронга и Базза Олдрина поднимать нельзя. Это все равно, что утверждать, что вечный двигатель все-таки существует.
Один из самых интересных разделов темы конструирования космоса в медиа – изучение цифровых визуализаций космических объектов и пространств, доступных сегодня широкой публике. Космические аппараты передают миллионы снимков далеких планет, «земная» асторофотография стала распространённым хобби, которое преодолевает границы профессиональных исследований. Среди прочих методов при создании визуализаций применяется и краудсорсинг, создаются целые базы любительских астрофотоснимков. Это позволяет пополнить научные знания. Дизайнеры создают картины целых галактик, собранных из профессиональных и любительских фотографий, обработанных для придания им визуальной привлекательности и постижимости. Это попытки охватить взглядом то, что недостижимо. И, по сути, это работа на границе между наукой и искусством.
Смысл этой визуализации может быть связан исключительно с прелестью обладания, поскольку расшифровать эти картины можно не всегда. Такое знание без выводов тоже возможно. Художники и ученые в этом случае работают с эмоциями и впечатлениями людей.
Советская кинофантастика в свое время опережала, предсказывала, додумывала события в космических исследованиях. И эти образы с любопытством рассматривались наукой. Но акценты в освещении космоса в медиа, в том числе в кино, несколько меняются.
Из исследования участницы проекта Натальи Верещагиной (ЛИКИ ШАГИ РАНХиГС): «Когда о кейсе Алексея Леонова и Павла Беляева в 1965-1970 годах писали советские газеты, образ космонавта был выдержан в мифологическом стиле. Это был классический культурный герой, покоритель стихии. В фильме «Время первых» плоскость противостояния другая. Космонавт – сильный герой, который сталкивается с государством. Похожая смена акцентов наблюдалась и в США. В 1960-е годы вокруг астронавтов строился мифологический нарратив. А потом стали снимать фильмы не о великих покорителях космоса, а о второстепенных, рядовых героях. «Время первых» часто сравнивают с «Гравитацией» (2013) Альфонсо Куарона (в этом фильме астронавты также действуют в открытом космосе, и герой Джорджа Клуни совершает подвиг).
Что касается незаметных героев космоса, то им посвящен, например, фильм «Скрытые фигуры» (2016) Теодора Мелфио женщинах-математиках, проводящих вычисления для осуществления космических полетов NASA».
Особый интерес вызывает фильм «Интерстеллар» (2014) Кристофера Нолана. Речь сейчас не идет о столько о художественных достоинствах картины, сколько о способе взаимодействия ученого- астрофизика Кипа Стивена Торна (лауреата Нобелевской премии) и режиссера при создании сценария фильма. В определенном смысле, это эксперимент, ответ на вопрос, может ли художественный фильм быть эффективным инструментом популяризации сложных и противоречивых знаний о дальнем космосе. В исследовании, основанном на экспертных интервью с астрофизиками – популяризаторами, участник нашего проекта Денис Сивков опроверг тезис о том, что популярная наука – это сильно упрощенное научное знание. На деле научное знание нестабильно и контроверзивно, а практики его популяризации значительно усложняют его, добавляя дополнительные элементы.
В фильме «Интерстеллар», например, необходимость показать черную дыру привела к практическому решению проблемы, которую серьезные ученые могли бы счесть неразрешимой. В то же время, визуализации космических объектов в фильме ни в чем не противоречат современному уровню знаний о космосе. Как говорит известный отечественный астрофизик-популяризатор Сергей Попов, фильм «Интерстеллар» нужно смотреть одновременно с чтением книги Кипа Торна «Интерстеллар: наука за кадром» и следить за тем, каким захватывающим интеллектуальным приключением может быть поиск компромиссов между твёрдо придерживающимся своего знания ученым и режиссером, уверенным в том, что он хочет показать.
IQ