Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
E-mail: cmd@hse.ru
Творчество художника-абстракциониста Николая Эстиса впервые рассматривается в контексте советского варианта абстрактного экспрессионизма, который начал формироваться в период хрущевской оттепели. Анализируются условия, причины и источники, повлиявшие на возникновение интереса к абстракционизму у ряда советских художников в конце 1950-х годов, а также особенности складывания абстрактной манеры Николая Эстиса. Впервые проводится сравнительный анализ концептуальных оснований и формальных решений произведений Эстиса и других представителей советского абстрактного экспрессионизма таких как Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Лев Кропивницкий, Евгений Михнов-Войтенко. Творчество Эстиса также сопоставляется с созвучными ему работами Джексона Поллока. Процесс формирования Николая Эстиса как абстракциониста существенно отличался от складывания беспредметной манеры у его старших современников. Эстис шел к абстракции постепенно и первые полностью беспредметные работы написал уже в 1970-е. Соответственно, смыслы абстракции, связанные с периодом хрущевской оттепели, затронули его живопись лишь отчасти. Работы Эстиса 1970-х оказываются наиболее близкими к абстракциям Владимира Немухина и Льва Кропивницкого рубежа 1950-1960-х годов, однако имеют и существенные отличия. В 1980-е стиль художника меняется и становятся ближе к некоторым ранним произведениям Евгения Михнова-Войтенко и живописи Джексона Поллока. В то же время работы московского абстракциониста остаются самобытными. При этом, идейные основания творчества Эстиса и рассматриваемых советских художников во-многом близки. Они связаны с попыткой уйти от повседневной точки зрения и отобразить скрытое устройство реальности. Исследование показывает, что творчество Николая Эстиса вписывается в общую линию развития советского варианта абстрактного экспрессионизма. В то же время в русле этого направления живописцу удалось выработать индивидуальную манеру.
Академическая поддержка со стороны сотрудников кафедр или аспирантских школ играет важную роль в аспирантуре, но то, как она устроена, может по-разному сказываться на результатах аспирантов. Цель статьи - дать классификацию типов такой академической поддержки и определить, как эти типы связаны с ожиданиями аспирантов о завершении программы и защите диссертации. Эмпирической базой для исследования послужили данные опроса аспирантов в шести российских университетах. С помощью латентно-классового анализа были выделены шесть типов академической поддержки в зависимости от функций, выполняемых научными руководителями, руководителями кафедр или аспирантских школ и другими сотрудниками. Результаты показывают, что сама академическая поддержка играет значимую роль в опыте и результатах аспирантов, а отсутствие поддержки повышает неуверенность аспиранта относительно завершения диссертации. В то же время полученные результаты свидетельствуют о том, что чрезмерное вовлечение сотрудников подразделений в работу с аспирантами может быть менее продуктивным, чем активное вовлечение научного руководителя, сопровождаемое информационной поддержкой других сотрудников.
В данной статье авторы исследуют специфику анимированных изображений в формате GIF, в том числе различные стратегии анимирования изображений, существующих в веб-пространстве, – пространстве интенсивной коммуникации зрителя с электронной средой, в результате которой возможно получить уникальный пользовательский опыт взаимодействия с динамичными объектами.
В одних случаях «анимирование» не порождает значимого эстетического эффекта и используется в основном для того, чтобы привлечь внимание зрителя к какой-то информации, например, к новости или рекламируемому продукту (стратегия «захвата внимания»); в других же – благодаря использованию анимации иллюстратору удается полнее донести конкретное послание (message), усилить образ и т.д. (добиться «прибавления смысла»).
В рамках данной статьи авторы рассматривают «гифки» в контексте развития как интернет-технологий, так и современной визуальной культуры, освещают историю появления графического формата GIF («Graphic Interchange Format»), его специфику в сравнении с другими технологиями для передачи видео и анимации, например: Macromedia Shockwave, Macromedia Flash, Microsoft Silverlight, Java и др., и историю его дальнейшего развития. В 2010-х годах с ростом популярности «гифок» появляется все больше так называемых «GIF artists» – художников и иллюстраторов, которые обращаются к данному формату для создания художественного проекта, высказывания. Все чаще перед иллюстратором ставится «двойная» задача – создание такого изображения, которое будет «работать» и в цифровой среде, и в «статике» (например, на бумажном носителе), как отдельный «кадр».
Авторы статьи осуществили попытку классифицировать различные сценарии работы художника с анимированным GIF-изображением. Условно такие изображения можно разбить на три категории: 1) «технические» (имеющие прикладную функцию, существующие как анимированная версия технической иллюстрации и облегчающая пользователю понимание работы того или иного механизма либо некоей механики), 2) «гифки», которые актуализируют категорию ритма (эффект их «воздействия» на зрителя построен за счет ритмичного повторения отдельных элементов в кадре либо самого кадра целиком); 3) «нарративные», то есть, рассказывающие некую историю – при этом, разумеется, значительную часть этой истории пользователь должен достроить самостоятельно; разумеется, данные три сценария могут взаимно дополнять друг друга. В тексте статьи приводятся соответствующие примеры работ современных иллюстраторов.
Отдельного внимания, на взгляд авторов статьи, заслуживают те проекты, которые требуют от зрителя «медленного чтения», создают необычную коммуникационную ситуацию, как бы препятствие на пути автоматического восприятия – и этим подталкивают зрителя сознательно включиться в процесс обработки визуальной информации. Здесь можно провести аналогию с видеоартом, а также сравнить «гифки» с другими современными «короткими» (простыми, легкочитаемыми, актуальными в контексте современной визуальной культуры) форматами, например, с форматом зацикленных микрофильмов Coub.
Цель книги искусствоведа Сергея Кавтарадзе — максимально простым и понятным языком объяснить читателю, что такое архитектура как вид искусства. Автор показывает, как работают механизмы восприятия архитектурного сооружения, почему зритель получает от него эстетическое удовольствие. Книга учит самостоятельно видеть и анализировать пластические достоинства формы и бесконечные слои смыслового наполнения архитектурных памятников, популярно излагая историю европейских стилей и логику их развития.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся архитектурой и историей искусства. На обложке — фрагмент фасада собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (фото автора).
Книга - лауреат премии Дмитрия Зимина "Просветитель" 2016 г. за лучшую научно-популярную книгу на русском языке в номинации "Гуманитарные науки".
Презентация книги
Лекция "Наблюдатель. Антонио Гауди.Барселона" ТК "Культура" 14.09.2017 г.
Интервью в журнале "Университетская книга" (сентябрь, 2017)
Сергей Кавтарадзе. Анатомия архитектуры. Пространство
Сергей Кавтарадзе. Анатомия архитектуры. Арка
Сергей Кавтарадзе. Анатомия архитектуры. Дом с колоннами
Рецензии
• Интернет-портал БайкалИНФОРМ 16.10.2016
• Журнал "Русский репортер" №21, 2015
Альбом подготовлен к 110-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина. В книге представлены (¡ютографии исторической) здания и интерьеров музея (архитектор Р.И. Клейн), выполненные в 2021 году знаменитым архитектурным фотографом Михаилом Розановым. Его снимки подчеркивают красоту архитектуры, представляя ее в неожиданных ракурсах, акцентируя внимание на драгоценных, но часто не замечаемых деталях декора залов. По словам Михаила Розанова, «съемка здания и интерьеров Пушки! ского — это попытка показать идеальное музейное пространство, в котором нет ничего лишнего и которое соответствует первоначальному замыслу устроителей музея». Альбом будет интересен всем, кто любит Пушкинский музей и изобразительное искусство.
Как пандемия COVID-19 повлияла на отношение россиян к политическим институтам? Агрегированные данные мониторинговых опросов показывают, что по сравнению с допандемийным периодом различные показатели политической поддержки в России незначительно снизились. Однако статистика такого рода не позволяет понять, как именно разнообразные аспекты опыта столкновения с коронавирусным кризисом отразились на индивидуальных оценках деятельности правительства. В настоящей статье представлены результаты анализа данных первых двух волн международного панельного онлайн-опроса «Ценности в кризисе» (Values in Crisis) по России. Первая волна прошла в июне 2020 г.; вторая – в апреле – мае 2021 г. Размер выборок составил 1527 и 1199 респондентов соответственно; 1014 человек приняли участие в обоих этапах исследования. В качестве зависимой переменной использовался интегральный индекс политической поддержки, включающий показатели как диффузной, так и специфической поддержки. Регрессионное моделирование показало, что в ходе первой волны пандемии непосредственный опыт болезни и связанная с коронавирусом тревожность положительно коррелировали с уровнем политической поддержки, а вот опасения насчет возможных материальных потерь – отрицательно. При этом ухудшение материального положения на поддержку не влияло. Другими важными предикторами оказались правые политические взгляды и доверие традиционным СМИ (повышавшие поддержку), а также склонность к ковид-скептицизму (ее снижавшая). Через год ситуация несколько изменилась: ни опыт болезни, ни ковидтревожность не были связаны с поддержкой, тогда как эффекты экономических факторов стали более заметными.
2019 и 2020 гг. стали этапными в работе российской системы образования в целом и высшего образования в частности. Цифровизация вузов началась еще до пандемии COVID‑19, но последняя резко ускорила этот процесс и потребовала дополнительных инвестиций в организацию дистанционного и смешанного обучения. Инвестиционные возможности вузов в такой ситуации – это вопрос сохранения способности функционировать и конкурировать в кратко- и среднесрочной перспективе. В бюллетене на основе данных Мониторинга эффективности вузов Минобрнауки России, а также данных статистической отчетности по форме ВПО‑2 и планов финансово-хозяйственной деятельности вузов за 2018–2020 гг. представлена оценка изменений инвестиционных возможностей вузов на основе сравнения динамики их доходов с динамикой самой крупной статьи расходов – оплатой труда работников: • несмотря на падение внебюджетных доходов, в 2020 г. вузы нарастили суммарные доходы (с учетом инфляции) за счет государственной поддержки; • доля расходов на самую крупную статью в бюджете вузов – оплату труда – в среднем не увеличилась, соответственно это не ухудшило существующие инвестиционные возможности вузов. С объективными показателями ресурсной динамики сопоставляются субъективные оценки возможности инвестиций в ИКТ вузов, полученные по данным опроса руководителей ИКТ-служб вузов в рамках МЭО, 2020/2021 уч. г. В целом анализ ситуации указывает на риски потери конкурентоспособности существенной части вузов из-за недостаточности ресурсов для цифровой трансформации, удержания качества обучения на должном уровне и привлечения кадров, обладающих необходимыми компетенциями.
В условиях современных вызовов дошкольное образование приобретает все большую свободу в выборе содержания, методов и средств развития своих воспитанников. Семьи признают его значимость как первого уровня образования и разделяют ответственность за воспитание и обучение детей с дошкольными образовательными организациями. Упор на активное развитие сегмента раннего детства в дошкольном образовании является стратегическим маневром для поддержания образовательных и демографических процессов в России. В книге представлен анализ ресурсного потенциала всех образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, для обеспечения максимального использования созданной инфраструктуры. Исследуются позитивные изменения, позволившие обеспечить принципы равного доступа к услугам дошкольного образования при оказании своевременной адресной государственной поддержки по субсидированию многодетных и малообеспеченных семей. Особое внимание уделено развивающему потенциалу образовательной среды и его влиянию на участников образовательного процесса. Показаны результаты внедрения эффективного контракта в дошкольном образовании, исследуется влияние увеличения нагрузок по видам деятельности, связанных с результативностью работы, на формирование и увеличение дифференциации оплаты труда. Рассматриваются три вектора помощи в дошкольном образовании, направленных на преодоление угроз и последствий коронавирусной инфекции, охватившей все мировое сообщество: внедрение цифровых технологий в работу с детьми, изменение приоритетов в повышении квалификации педагогов, развитие практики удаленной работы. Книга предназначена для руководителей и специалистов сферы образования, а также всех, кто заинтересован в повышении доступа к образовательным программам дошкольного образования и раннего развития.