• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка выстраивает систему обучения медиаграмотности: с детского сада и до магистратуры

1-2 июня 2023 года НИУ ВШЭ совместно с Городским методическим центром Департамента образования и науки Москвы провели Вторую Всероссийскую научно-практическую конференцию «Преподавание основ медиаграмотности в системе среднего образования: теории, практики, перспективы». Тема этого года — «Медиаобразование в детском саду и школе».

Вышка выстраивает систему обучения медиаграмотности: с детского сада и до магистратуры

Наталья Юхневич

Лекции и мастер-классы конференции были разбиты на четыре трека – дошкольный, младшая школа и два возраста средней школы. Медиаграмотности сегодня нужно обучать всех – лавина информации обрушивается и на детей, и на взрослых. Но вот как правильно выстроить обучение ребят, которые «живут» с гаджетами, зажатыми в кулачке, чуть ли не с 3-4 лет?

Основой конференции стал обмен опытом медиапедагогов, учителей, воспитателей, работающих с детьми разного возраста. Кроме того, ее участники обсудили с заместителем руководителя Городского методического центра ДОНМ Светланой Камка проект профстандарта «Медиапедагог». К сожалению, пока такой специальности официально нет, хотя во многих школах и Москвы, и других городов работают медиапедагоги.

Директор по специальным исследованиям компании Mediascope Марина Пикулева (кстати, приглашенный преподаватель Вышки) представила результаты первого в нашей стране масштабного опроса медиапротребления детской аудитории в России. Юлия Федорова, руководитель Центра цифровых технологий Академии Министерства просвещения, показала игру для учителей, которая позволяет погрузиться в нюансы информационной безопасности. Заместитель директора по воспитательной работе Ликино-Дулевского лицея Алексей Панфилов рассказал про инструменты, которыми пользуется для создания необычных видеопродуктов и за несколько часов успел сделать комикс про то, как он добирался на конференцию из Подмосковья и какие выступления его особенно заинтересовали.

Заместитель директора Института медиа ФКИ Вышки Олег Дмитриев провел мастер-класс о том, как правильно выстраивать тексты и видеосюжеты. И рассказал о треке «Управление медиакоммуникациями в образовании», который открывается в этом году в рамках магистерской программы «Медиаменеджмент». Руководитель Центра трансформации юридического образования Факультета права Вышки Роман Янковский проанализировал особенности российского законодательства об авторском праве и защите персональных данных.

Заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании ФКИ Александр Милкус подчеркнул важность формирования медиаграмотности у дошколят. Но не только... Для доказательства того, что порой фейк сложно распознать даже опытному педагогу, он во время пленарного заседания провел эксперимент. В презентации была приведена цитата некоего «бразильского эссеиста» о том, что людям нужно учиться по-новому воспринимать и обрабатывать обрушивающиеся на нас потоки информации. Сопровождала цитату «бразильца» фотография известного океанолога Жака Ива Кусто, обработанная с помощью искусственного интеллекта. И никого из участников конференции не заподозрил неладное.

Детям тоже приходится сталкиваться с большими объемами информации. В этой ситуации задача учителя заключается в том, чтобы помочь ученикам найти правильный ответ, – заметил и.о. заместителя президента Российской академии образования, декан факультета педагогического образования МГУ Виктор Басюк. – Учитель становится не просто преподавателем, но и сопровождающим в процессе медиаразвития ученика.

Нашей главной целью является повышение уровня медиаграмотности среди школьников, который, к сожалению, не всегда отвечает ожиданиям профессионалов в области медиа, – обратила внимание известная телеведущая, директор Центра современных медиакоммуникаций ФКИ НИУ ВШЭ Арина Шарапова.

С какого возраста стоит начинать обучение детей медиаграмотности? Если в качестве игрушек мы предлагаем ребенку телефон или планшет, то уже тогда важно освоить основы безопасного использования этих устройств, – поддержала главный посыл конференции доцент журфака МГУ Анна Толоконникова.

Вышка ведет работу по повышению медиаграмотности не только обучая студентов в бакалавриате и магистратуре, учителей – на курсах дополнительного образования, – обратил внимание директор по связям с общественностью НИУ ВШЭ Роман Левкович. – Например, реализуется совместный проект по фактчекингу с АНО «Диалог Регионы» и «Лапша-медиа». Интересные материалы и примеры разбора недостоверной информации можно прочитать на сайте HSE Daily и в экспертном телеграм-канале «Для понимания».  

По итогам конференции будет подготовлено собрание выступлений участников и уже создана группа в Telegram для продолжения общения и обмена опытом.