В здании НИУ ВШЭ на Покровском бульваре на минувшей неделе прошла вторая научно-исследовательская конференция с международным участием «Человек играющий», посвященная исследованиям видеоигр.

© Владимир Волков для Института медиа
Мероприятие стало продолжением дискуссии, инициированной Институтом медиа и Факультетом креативных индустрий ровно год назад: уже тогда организаторы признавались, что планируют сделать конференцию ежегодной.
Приветственные слова и напутствия участникам конференции прозвучали от первого заместителя декана Факультета креативных индустрий, профессора Института медиа и Школы коммуникаций Олега Солодухина и заместителя директора, профессора Института медиа Олега Дмитриева. Также в открытии принимал участие руководитель направления компьютерной и научно-популярной литературы издательства «Бомбора» Владимир Обручев.
В этот раз конференция проходила в два дня: 27 мая прошло пленарное заседание и профессорско-преподавательские секции, а 28 мая свои доклады представили молодые ученые: бакалавры, магистранты и аспиранты.
«Российское поле game studies — это поле, которое формируется, оно не закостенело, это очень живая структура. Более того, поскольку в игры здесь играют почти все — возможно, наша конференция станет площадкой диалога поколений, причем и научных поколений. На самом деле перед нами ошеломительно интересные перспективы. Есть и сверхзадача на будущее: объединить зарубежные исследования игр и крупнейших ученых в области game studies с нашим российским полем, которое прекрасно сможет дополнить уже существующие концепты и тенденции»
Мария Штейнман
Некоторые участники конференции уже встречались на её полях год назад: так, с докладом о «Новом словаре исследователя видеоигр» выступил руководитель профиля «Гейм-дизайн» в Институте бизнеса и дизайна Александр Ветушинский. В своем выступлении он затронул понятие метаигр на примере «песочниц», а также установил вектор на расширение теоретического словаря исследователей, опираясь на Minecraft.
Кандидат филологических наук, профессор Института медиа НИУ ВШЭ Мария Штейнман, рассказала о концепте «Средневековости» в видеоигровом нарративе, а также порассуждала о возможных перспективах четвертого «Ведьмака».
Кроме того, о своих исследованиях рассказали старшие преподаватели Института медиа Дмитрий Терехов и Илья Фомин, а также кандидат философских наук, доцент философского факультета ГАУГН Екатерина Алексеева.
«Естественно, играем мы дольше, чем исследуем. Но наш рост как исследователей сильно влияет на игровые привычки, потому что мысли и впечатления от игр меняются под грузом исследований. Появляются мысли: «ого, какая интересная деталь, надо про неё статью написать!»
Дмитрий Терехов
Поле дискуссии в сравнении с прошлым годом было расширено: это заметно не только по количеству докладчиков, но и по кругу охваченных тем. Помимо центрального поля game studies были затронуты аспекты философии, психологии, также разговор заходил об адаптациях кинематографа и даже искусственном интеллекте — кандидат философских наук, доцент Института медиа НИУ ВШЭ Юлия Апполонова выступила с докладом об экзистенциальных проблемах коммуникации между человеком и машиной.
«Конференция «Человек играющий», судя по количеству и географии участников уже стала важной площадкой для обсуждения ключевых аспектов геймификации, искусственного интеллекта и философии игры. Game Studies не является моей областью исследований, хотя есть смежные темы, которые мне интересны. Участие в секциях «Геймификация и искусственный интеллект» и «Философия игры» позволило погрузиться в современные тенденции игрового дизайна и технологии, познакомиться с перспективами взаимодействия разработчиков и нейросетей, а также вместе с участниками обсудить новые формы творчества. Думаю, что конференция оказалась крайне полезной как для исследователей, так и для специалистов индустрии, открыв новые горизонты междисциплинарного сотрудничества в области цифровых медиа и игровой культуры»
Юлия Апполонова
Второй день конференции был посвящен докладам студентов НИУ ВШЭ, МГУ, РГГУ, ГАУГН, РГСУ и других. Также в режиме онлайн выступили врач-психотерапевт и геймдизайнер Георгий Панов, изучающий перспективы использования игр в борьбе с психическими расстройствами, нарративный дизайнер Green Grey Елена Щетинина с докладом «От текста к коду: процедурная риторика и новая поэтика игровых нарративов», кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Георгий Шпак, посвятивший выступление образовательным настольным играм в Англии Нового времени и другие.
«Я был очень заинтересован в участии в этой конференции, решил попробовать — как раз у меня была на примете интересная тема. Я проконсультировался с Оксаной Александровной Тимофеевой, она подтвердила, что тема рабочая, и в будущем из неё нужно делать публикацию. Сейчас у меня не было прямого исследования — я не проводил глубинную аналитику, это был теоретический анализ и сравнение с эмпирикой. В будущем я это планирую развивать. Тему выбирал скорее из того, что мне интересно исследовать, то, что я играю в Лигу легенд, особо не повлияло… Хотя нет. Чуть-чуть повлияло», — поделился студент магистратуры «Интерактивные медиа и цифровые индустрии» Степан Канышев, выступивший с темой «Мимикрия оригинального нарратива под трансмедийное расширение: случай Arcane и League of Legends».
«Я учусь на четвертом курсе бакалавриата, и мне нужны публикации, чтобы пополнить портфолио и поступить в магистратуру. Эта конференция показалась очень интересной. У меня была тема «Трансмедийность в Майнкрафте: за и против». Я нашла небольшой пробельчик в научных знаниях, и мне стало интересно рассмотреть, существует ли там эта трансмедийность или нет, заодно рассмотрела недавно вышедшую экранизацию. Я старалась творчески подойти к реализации проекта, поэтому у меня даже презентация была в стиле Майнкрафта. Очень радует, что получилось это реализовать. Было очень здорово, весело, необычно, и я надеюсь, что такая конференция будет и в следующем году», — рассказала студентка бакалавриата ОП «Журналистика» Анастасия Жалий.
Организаторы отметили, что намерены расширить конференцию в следующем году. По словам Марии Штейнман, площадка станет полидисциплинарной, и в рамках «Человека играющего», по планам, появятся отдельные треки: театральный, философский и другие.