21 февраля старший редактор ВКонтакте Мария Изгина провела лекцию для студентов Института медиа и рассказала, каким должен быть идеальный текст. Лектор поделилась полезными лайфхаками и чеклистами, а также ответила на вопросы слушателей.
Встреча началась с повторения известной формулы. Мария подчеркнула, что в первую очередь текст должен отвечать на вопросы: что? где? когда? При этом важно, чтобы он содержал детали, но был кратким и понятным. Чтобы добиться этого, автору достаточно проверить свой материал простым вопросом: «И что?» В идеальном случае на него должно отвечать каждое предложение текста или хотя бы каждый абзац.
После этого редактор VK вывела на экран универсальный конструктор поста. Он должен состоять из трех главных элементов: пользы для читателя, деталей и пользы для бренда. Первый включает в себя ответ на вопрос: «Зачем аудитории читать этот текст?» А последний: «Как этот материал поможет компании расти?»
Большое внимание Мария уделила структуре текста. Вместе со студентами она провела редакторскую работу над материалом из ленты новостей, чтобы сделать его более интересным и приятным для чтения. Лектор посоветовала избавляться от оценочных суждений, придерживаться гендерной нейтральности и не перебарщивать с восклицательными знаками и эмодзи. Сделать текст увлекательнее в ряде случаев помогают шутки, но с ними нужно быть аккуратным. «Люди не любят новое и осторожно относятся к экспериментам», — подчеркнула Мария Изгина. Именно поэтому важно придерживаться Tone of Voice — стилистики общения бренда с аудиторией. Вежливость и забота о читателях проявляется не в словах, а в лаконичности и понятности текста. Для этого следует избавляться от пассивного залога, канцеляризмов, журналистских штампов, лишних слов и ненужных усилительных конструкций.
Мария поделилась лайфхаками для самопроверки:
-
Прочитайте текст с конца: так опечатки будут заметнее. Воспользуйтесь сервисами для проверки (например, Главредом).
-
Ненадолго отвлекитесь от текста. Представьте, что читаете его впервые. Отмечайте места, которые заставили задуматься: возможно, их стоит упростить.
-
Прочитайте каждое предложение вслух: если воздуха не хватило, оно слишком длинное. Пишите просто и не утяжеляйте текст. Помните: одно предложение — одна мысль.
А студентам, интересующимся SMM, лектор предложила чеклист с полезными советами. Согласно ему перед написанием поста стоит проверить контекст, подумать о картинке и попробовать пересказать главную мысль маме или подруге. А после публикации следует проверить охваты, изучить вопросы в комментариях, отметить ошибки и удачные моменты.
После лекции студенты НИУ ВШЭ поделились своими впечатлениями:
Вера Глуздакова, ОП «Медиакоммуникации», 1 курс: «Было интересно послушать человека, который уже давно работает с текстами, еще и в такой крутой компании. Отметила для себя несколько советов и нюансов, которые буду применять в работе. Кроме того, это была классная возможность посетить офис VK, зарядиться мотивацией и положительными эмоциями».
Никита Салунин, ОП «Журналистика», 1 курс: «Так как я обучаюсь на «Журналистике», многое из лекции уже знал. Тем не менее было полезно взять на заметку некоторые редакторские приемы. Пошел на встречу, чтобы послушать интересного спикера и узнать, как развиваться в сфере медиа».
Мария Крупко, ОП «Медиакоммуникации», 1 курс: «Хотела попасть на встречу, потому что сама пишу тексты и интересуюсь SMM. Сегодня удалось узнать, что такое Tone of Voice, а чеклисты Марии теперь буду применять в своей работе. Понравилось, что она разбирала конкретные кейсы и наглядно показывала, какие ошибки допускаются чаще всего и как их избежать. Классно, что на лекции были не только советы, но и шутки, связанные с SMM и внутренней кухней VK. Вообще послушать лекцию в главном офисе компании — незабываемый опыт!»
Дарья Петина, ОП «Журналистика», 1 курс: «Многое из того, о чем нам рассказывали на лекции, мы уже прошли в университете. Тем не менее встреча показалась мне полезной, потому что зарядила мотивацией расти в сфере медиа. И, конечно, было любопытно побывать в главном офисе VK».