28 февраля руководитель команды внешнего продвижения ВКонтакте и digital-евангелист Вячеслав Прохоров провел лекцию для студентов Института медиа. Эксперт рассказал, что такое стратегия продвижения, как определить целевую аудиторию и проверить свой выбор, а также ответил на вопросы слушателей.
Первым делом спикер порекомендовал научиться пользоваться Google Trends и Yandex Wordstat. Они позволяют оценить популярность интересной вам темы и понять, как другие пользователи с ней взаимодействуют.
Большое внимание на встрече Вячеслав Прохоров уделил смысловой коммуникации, подбору ключевых слов и фраз, которые нужны для продвижения сайта: «Уже на уровне семантики вы определяете то, как вы упаковываете свой продукт, как вы его преподносите миру». Эксперт также отметил, что важно грамотно составлять поисковой запрос в интернете, ведь это позволит получить наиболее точный результат.
Еще одно значимое правило — общаться с клиентом на одном языке. На примере исследования Wordstat студенты убедились, что один и тот же товар благодаря смысловой коммуникации можно преподнести по-разному. Чтобы этому научиться, сначала нужно задаться вопросом, а как люди видят наш товар? На бытовом примере Прохоров разобрал со слушателями отдых в гостинице. Семантическая замена слова «гостиница» на «отель», а «отель» на «Spa & Resort Hotel» позволит увеличить конечную стоимость услуги в несколько раз. А при правильном позиционировании бренда и студенты, и молодожены, и даже семьи с детьми могут поехать в один и тот же отель. Спикер объяснил, что «в зависимости от стратегии продвижения продукт разным людям может по-разному продаться, однако при описании ЦА не надо увлекаться, иначе должность маркетолога превратится в «раздавателя» листовок».
На лекции студентам напомнили: чтобы дать правильные ответы на вопросы, нужно сначала грамотно сформулировать сами вопросы. «Просто «хочу» не работает, ответьте на вопросы: при помощи чего хочу достичь? как? зачем? почему именно вот это? Цените исследования и учитесь копать информацию, это, на мой взгляд, независимо от сферы, очень сильно пригодится в жизни», — объяснил Вячеслав Прохоров.
Грамотный маркетолог — это в первую очередь психоаналитик. Только научившись находить подход к покупателю и индивидуально работать с психологией клиента, специалист сможет в полной мере воспользоваться своими навыками в продажах. Стратегия позволяет определить новый вектор развития и понять, что шло не так при предыдущих попытках. «Прежде чем подписываться под какую-то задачу, прежде чем писать стратегию, вам надо договориться о целях».
Прохоров вывел на экран схему, помогающую грамотно выстроить свои стремления в работе, — SMART-цели, которые должны быть:
-
конкретные,
-
измеримые,
-
достижимые, значимые,
-
ограниченные во времени.
Вот пример, как правильно ставить цели по схеме SMART: формулировка «повысить повторные продажи» не является SMART-целью, правильно поставленная цель — «достижение 65 % повторных продаж через 5 лет».
Помимо постановки целей по SMART, Прохоров предложил студентам использовать методику 5W Марка Шеррингтона по отношению к своей аудитории, чтобы понять, кто эти люди. Главное правило: «Не ограничивайте людей».
«Я считаю неправильным выражение воронка продаж, потому что оно предполагает, что мы идем от широкого к узкому, а это не всегда так происходит. Продажи бывают разными, можем сужать воронку, а потом запустить сарафанное радио и взорвать их(продажи), на этом построен весь influence-маркетинг». Также воронка продаж выполняет линейный путь человека к цели, а путь этот далеко не всегда именно такой.
После того, как спикер объяснил правила постановки целей и формирования воронки продаж, он перешел к архетипам и аватарам. «Платежеспособность не означает, что человек хочет купить ваш товар». При описании портрета потенциального клиента стоит учитывать, насколько он похож на реального человека.
В конце лекции руководитель команды внешнего продвижения ВК перешел к стратегии продвижения: «Нет идеального понятия стратегии. Если вам для вашей стратегии, дальнейшего понимания действий нужен контент-план, пропишите контент-план». Примеры SMM-стратегий, Вячеслав Прохоров посоветовал смотреть в интернете, — там представлено достаточное количество, и желающие могут выбрать любой комфортный для себя вариант.
После лекции слушатели поделились своими впечатлениями:
Данила Лаптев, ОП «Медиакоммуникации», 1 курс: «Сегодня закончилось мое полугодовое обучение в Творческой лаборатории VK. Эта лекция была для меня знаковой, потому что она рассказывала о стратегиях в SMM-сфере — именно в этом направлении я планирую развиваться в дальнейшем. Главное преимущество обучения здесь — объяснение сложных вещей простым языком, и сегодняшний спикер не стал исключением: его шутки я запомню надолго. Теперь мои вопросы в сфере разработок концепций полностью отпали».
Алёна Кутнякова, ОП «Радиоэлектронные системы и комплексы», 3 курс: «Я учусь уже на 3 курсе МГТУ им. Баумана и наконец-то появилось немного свободного времени, которое я решила посвятить работе. Изучила вакансии и поняла, что буду получать больше, если освою SMM-направление. Про лекции от ВК давно слышала и не знала, как туда попасть. Тут появилась возможность, и тема очень интересная и важная, как мне кажется. Сегодня я узнала об интересных кейсах и больше с практической стороны о сегментации ЦА. Также для себя отметила стратегию для более широких охватов. Плюс, было полезно повторить теорию маркетинга. И, конечно, побывать в офисе ВК тоже хотелось».
Полина Рогозина, ОП «Цифровой юрист», 1 курс: «Было достаточно много всего, особенно круто было узнать о таких вещах, как контент-план, формулировка SMART-целей, и вообще тема разработки концепций для меня является важной на данный момент. На эту встречу я хотела попасть, во-первых, из-за спикера Вячеслава Прохорова — шикарный человек с безумной харизмой, которого невероятно приятно слушать, тот материал, который он дает, остается в голове на очень долгое время. Во-вторых, атмосфера самого мероприятия, лично для меня, супер манящая. Окружающие люди, вовлеченные в процесс так же, как и ты, неосознанно, но создают приятную атмосферу, как будто ты находишься с близкими друзьями где-то в уютном месте с чашечкой кофе или чая».
Команова Юлия, 1 курс, ОП «Медиакоммуникации»
Цыплакова Арина, 4 курс, ОП «Журналистика»