Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Факультет креативных индустрий — один из самых популярных факультетов Высшей школы экономики: сегодня у нас учится более 5 тысяч студентов. В международном рейтинге QS в предметной области «Коммуникации и медиа» НИУ ВШЭ занимает лидирующее место среди вузов России, а в категории «Искусство и дизайн» Вышка стала лучшим российским вузом и вошла в топ-200 международных университетов.
Наш факультет — один из крупнейших центров подготовки специалистов креативных индустрий, объединяющий направления рекламы и связей с общественностью, коммуникаций, медиа, дизайна и кино. Факультет креативных индустрий — это лучшие преподаватели-практики, талантливые студенты и успешные выпускники, которые работают в ведущих компаниях России и мира или создают собственные стартапы.
25 бюджетных мест
13 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
70 платных мест
2 платных места для иностранцев
65 бюджетных мест
50 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
20 платных мест для иностранцев
40 бюджетных мест
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
10 платных мест для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
13 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
40 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
200 платных мест
10 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
7 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.
Kolozaridi P., Dovbysh O.
In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.
In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.
Savin N., Solovyeva O.
In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.
In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.
Субботним утром около 100 человек из Москвы, Вятки, Казани, Самары, Санкт-Петербурга, Берлина собрались в здании факультета коммуникаций, медиа и дизайна, чтобы разобраться, на что государство выделяет деньги российским СМИ. Все участники должны были поделиться на команды по 2-4 человека, из которых как минимум один — журналист, а один — программист, однако были и «одиночки», которые захотели выполнять задание самостоятельно. Участникам предложили список доступных баз данных (базы госконтрактов, реестр федеральных субсидий, перечень грантов и государственных контрактов) и полезных ресурсов, после чего они должны были определиться с темой и начать работу. Будущим дата-журналистам помогали менторы, которые подсказывали, как лучше реализовать замысел, также был открыт канал в Slack, по которому можно было получить оперативные консультации.
«Хакатоны сейчас становятся все более популярными, помогают совмещать общественную активность с журналистикой: программисты, журналисты, дизайнеры собираются для мозгового штурма, проводят расследование и создают медиатесты, используя инструменты дата-журналистики», — объясняет Мария Пильгун, руководитель новой магистерской программы «Журналистика данных».
Задача участников — сформулировать конкретную тему своего исследования, найти и отфильтровать нужные данные, выбрать инструменты работы, сделать выводы и красиво их упаковать в форму лонгридов, которые все команды должны публично защищать в конце второго дня. Таким образом, жюри могло оценить, на каком уровне ребята умеют работать с базами данных, какие находят способы эти данные «очистить» и насколько внятно их визуализировать.
Несмотря на то, что область исследования была одной для всех, команды выбрали совершенно разные темы: «Какие СМИ бюджеты съели», «Как повлиял закон об ограничении доли иностранного капитала на российские СМИ», «Интернет-спецпроекты как новый способ монетизации», «Блеск и нищета российского кино», «Как меняется тематика СМИ после получения государственных дотаций» и другие. Участники работали двое суток почти без перерыва — интересно, что многие команды впервые встретились только на хакатоне, поэтому журналистам и программистам пришлось очень быстро притереться друг к другу и сразу грамотно поделить зоны ответственности.
Конечно, самым интересным и одновременно волнительным были защиты проектов — примерно за 10 минут ребята должны были показать результаты своей работы.
«Было много хороших проектов — до такой степени много, что мы даже не смогли определить традиционную тройку лидеров, и второе место занимают сразу три команды», — удивился член жюри основатель и разработчик сервиса SocialDataHub Артур Хачуян.
Несмотря на большое количество интересных работ, члены жюри единогласно назвали лучшим проект «Финансирование социальной пропаганды» группы «Где деньги, Зин?». Ребята взяли списки всех изданий, которые получили субсидии в 2015 году, вручную распределили их по группам в соответствии с категориями, которые определяет Роспечать, нашли и проанализировали договоры по всем субсидиям и в итоге получили таблицу, отображающую «издание», «предмет контракта», «стоимость», «категорию». Главным выводом проекта стала документально подтвержденное доказательство того, что хотя в государственных контрактах встречаются заказы на пропаганду толерантности, здорового образа жизни и достижений в сельском хозяйстве, однако бОльшая часть заказных статей СМИ направлена на самопиар государственных органов. Сам проект был оформлен в качественный лонгрид на платформе tilda.
«Мы работали до 4 утра, совсем не отдыхали и почти не отвлекались, специфика нашей темы была в том, что многое пришлось делать руками — например, обрабатывать контракты субсидий, которые хранятся в сканах. Выбрать тему было очень легко: мы начали заниматься тем, что нас удивило. Мы увидели суммы и названия проектов — и сразу поняли, что это трэш», — рассказывает одна из участниц команды Софья Савина. «В современных условиях журналистика данных уже становится традиционной журналистикой, по крайней мере, для расследовательской журналистики - это уже must», — поддерживает ее коллега по команде Елена Темченко.
«Сегодня отчасти рождалась журналистика завтрашнего дня, которую вы и будете делать. Есть три элемента, которые необходимы для реализации задачи, которая стояла перед участниками: умение находить данные, правильно интерпретировать их и качественно визуализировать. По отдельным элементам все участники проявили недюжинные способности — каждый привнес что-то уникальное», — поделился впечатлениями соруководитель образовательной программы «Журналистика» Сергей Корзун после того, как победителям и участникам были вручены дипломы и памятные призы. Напомним, что все участники хакатона получат дополнительные баллы при поступлении на магистерскую программу «Журналистика данных», которая со следующего учебного года стартует на нашем факультете.
Победители Хакатона:
1 место — проект «Финансирование социальной пропаганды» (группа «Где деньги, Зин?»)
2 место — проект «Больше денег — меньше слов» ( группа «Цукерберг не дозвонился»)
проект «Россия: взгляд со стороны» (группа «Цена вопроса»)
проект «Интернет-спецпроекты как новый способ монетизации» (группа «Трое в лодке»)
3 место — проект «Блеск и нищета российского кино» (группа «Итерация»)
Результаты работы участников хакатона можно посмотреть по ссылкам: