Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Факультет креативных индустрий — один из самых популярных факультетов Высшей школы экономики: сегодня у нас учится более 5 тысяч студентов. В международном рейтинге QS в предметной области «Коммуникации и медиа» НИУ ВШЭ занимает лидирующее место среди вузов России, а в категории «Искусство и дизайн» Вышка стала лучшим российским вузом и вошла в топ-200 международных университетов.
Наш факультет — один из крупнейших центров подготовки специалистов креативных индустрий, объединяющий направления рекламы и связей с общественностью, коммуникаций, медиа, дизайна и кино. Факультет креативных индустрий — это лучшие преподаватели-практики, талантливые студенты и успешные выпускники, которые работают в ведущих компаниях России и мира или создают собственные стартапы.
5 мест за счет средств ВШЭ
25 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
4 платных места для иностранцев
65 бюджетных мест
70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
40 бюджетных мест
40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
300 платных мест
3 платных места для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
3 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 платных мест
20 бюджетных мест
15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.
Kolozaridi P., Dovbysh O.
In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.
In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.
Savin N., Solovyeva O.
In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.
In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.
Студенты ФКМД участвовали в проекте по производству телевизионного журнала под руководством опытных наставников Эрнеста Мацкявичюса и Марии Штейн. Мы узнали, как прошел первый сезон Мастерской, и что больше всего запомнилось участникам и руководителям проекта.
На лекционных занятиях с журналистом Эрнестом Мацкявичюсом студенты изучали главные правила поведения в кадре, выполняли упражнения для развития дикции и дыхания, познакомились с технологией подготовки репортажей и интервью и даже научились жестикулировать в кадре так, как это делают профессиональные ведущие.
На практических занятиях с телеведущей Марией Штейн участники Мастерской тренировались читать новости по суфлеру, учились работать в кадре в режиме многокамерной съемки и писали собственные информационные тексты.
Итогом работы мастерской стало создание проекта, в котором приняли участие все студенты, прошедшие курс. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне студенты подготовили фильм, в котором прочитали дневниковые записи из «Блокадной книги» Даниила Гранина. Запись происходила в студии с профессиональным оборудованием. Работу над проектом координировали сотрудники Медиацентра НИУ ВШЭ, которые помогали организовывать съемочный процесс и монтировать итоговый фильм.
Я учусь на ОП «Реклама и связи с общественностью», но при этом моя деятельность довольно тесно связана с журналистикой. Я всегда мечтала работать на телевидении и быть именно в кадре. На мой взгляд, один из главных навыков, полученных в Мастерской – развитое критическое мышление и понимание того, что создаваемый контент должен быть логичным и достоверным. Это очень важно для меня как рекламиста, который постоянно презентует свои идеи и проекты. Помню, на первом занятии мне пришлось синхронно комментировать видео в режиме онлайн, которое я видела первый раз в жизни, а на третьем занятии мы читали текст с суфлера при многокамерной съемке. Самым сложным в работе было смотреть на себя со стороны. Смотришь на себя в кадре и думаешь: «Я что, всегда так киваю головой, когда читаю с суфлера, у меня правда такая странная дикция, и вообще – я всегда так выгляжу? Ужас какой, нужно срочно исправлять». После этого начинаешь делать работу над ошибками, чтобы становиться лучше. В «Мастерской» я познакомилась с ребятами-единомышленниками, которые были так же заинтересованы в телевидении, как и я. Я не только получила новые знания и навыки, но и стала более уверенной в себе, намного четче стала представлять свои профессиональные планы на будущее. Конечно, готовой телеведущей меня назвать еще нельзя, есть к чему стремиться, но в телевизионных кастингах я точно себя попробую.
Мне, как медиапродюсеру, необходимо понимать, как работает тележурналистика и сам принцип, концепцию, все тонкости и нюансы. Во время работы Мастерской я получил навыки, которые пригодятся мне не только для работы на ТВ, но и для повседневной жизни: например, то, как быть уверенным, убеждать и эмоционально заражать людей. Для меня самым сложным стал анализ своих ошибок, потому что я прекрасно понимал, как надо, но у меня не всегда выходило. Было осознание, что я могу лучше и должен лучше. Поэтому надо было собраться, сосредоточиться и двигаться вперед. Наши преподаватели, и Мария, и Эрнест – одни из самых удивительных людей в моей жизни. Помимо богатого опыта, которого у них хоть отбавляй, они оказались очень добрыми и позитивными людьми. Я бы хотел, чтобы Мастерская продолжила своё существование и в следующем году. Это было бы полезным для меня. Я бы смог еще раз закрепить пройденный материал, смог бы чувствовать себя более уверенно, потому что эти полгода пролетели, как один миг.
Я учусь на 2 курсе ОП «Медиакоммуникации», то есть готовлюсь стать продюсером. И я считаю, чтобы быть достойным продюсером, нужно в сфере медиа уметь многое, в том числе работать в кадре. Никогда не знаешь, какая ситуация может сложиться на площадке. Тем более, написание текста для собственной программы – это вполне привычная закадровая работа в производстве контента. Когда я шла на проект, даже не думала, что будет так круто. Мастерская наполнена интересной практикой, абсолютно новой информацией и конструктивной обратной связью. Очень понравился формат работы с наставниками: они чередовались каждую неделю и отлично дополняли друг друга: спокойный Эрнест и взрывная, весёлая Мария. Это не давало нам привыкнуть к чьей-то манере и заскучать. Они прекрасные люди, общаться с ними было очень просто и интересно. Их истории, связанные с профессией, очень увлекательные! А навыки, которые я от них получила, невероятно полезны. Самым сложным заданием для меня оказалась импровизация: мы должны были на ходу комментировать новостной сюжет, видя его впервые в жизни. Мария иногда подсказывала нужные слова, мудро указывала на ошибки и давала пробовать несколько раз, чтобы мы всё-таки научились. Также мне понравилось читать новости с суфлера, очень захватывающий опыт!
Я пошла на проект, потому что хочу связать свою жизнь с телевидением. На мой взгляд, лучшее развитие — это общение с опытными практиками, а именно ведущими, репортерами и редакторами. К тому же, такие занятия не просто помогают научиться работать в кадре, но и развивают речь, коммуникацию, то есть навыки, необходимые и в повседневной жизни. Да и просто получаешь массу полезных лайфхаков. Мария и Эрнест – опытные преподаватели, на мой взгляд. Самое главное – они горят своей работой. У нас не было четкого тайминга, и мы часто заканчивали намного позже, просто потому что развивали какую-то интересную тему или практиковались до тех пор, пока не выжмем максимум из возможного. Так как моя курсовая связана с темой ТВ, я задавала преподавателям много персональных вопросов и получала очень содержательные ответы. Я очень надеюсь, что проект будет продлен. Хотелось бы побольше практики, а именно чтения с суфлера и наизусть, чтобы была возможность продолжать работать над своей речью и приближать ее к профессиональной.
На Медиакоме готовят продюсеров, однако это очень широкое понятие. Все мы до конца не понимаем, кем в итоге будем, поэтому мне сейчас важно получить навыки из разных сфер медиа, чтобы понять, что мне ближе. Когда появилась возможность увидеть, как работает телевидение, тем более от суперпрофессионалов своего дела, я решила не упускать такой шанс. Я не пожалела, занятия были очень интересными. Эрнест нам рассказывал, как поставить голос и что нужно делать, чтобы не бояться публичных выступлений. Это очень важные навыки. Вроде бы все очевидно, однако, когда погружаешься в нюансы – все не так уж просто. Наставник давал нам много упражнений и профессиональных советов, подкрепляя их историями из своего личного опыта. С Марией мы много тренировали журналистские навыки, почти с ходу выполняя реальную работу репортеров. Мне больше всего запомнилось, как мы снимали с Марией «Блокадную книгу». Для меня это был первый опыт работы с суфлером, я никогда до этого ничего не читала на камеру. К тому же, я пропустила некоторые занятия с Эрнестом, где другие ребята практиковались в работе с суфлером и камерой, поэтому очень нервничала. Это был очень крутой опыт, я совладала с собой, и все получилось.
Высшая школа экономики – это один из ведущих вузов с серьезной репутацией и большим конкурсом. И, конечно же, для любого уважающего себя преподавателя работать в этом учебном заведении почетно. Когда появилась такая возможность, я с большим интересом за нее ухватился. Человек с улицы, человек без знаний сюда не попадает ни при каких обстоятельствах – очень серьезный отсев, остаются самые мотивированные. Для преподавателя или профессионала, который передает свой опыт, такие ученики – это просто мечта. Именно из таких студентов получаются профессионалы, и в этом смысле поработать в Вышке для меня было важным вызовом, который я принял. Должен сказать, что не разочаровался.
Единственное, что я и мои коллеги по-настоящему смогли привнести в образовательную программу – это профессиональные скиллы, которые необходимы в прикладной журналистике, – мы это называем "прожиточный минимум" журналиста. Он нужен, чтобы не потеряться в профессии, поскольку практически никогда непосредственно в вузе студент не получает тех практических знаний, что пригодятся ему в поле. Практика, безусловно, существует, но там студент получает знания урывками, от случая к случаю, и они не систематизированы. По крайней мере, я помню свой журналистский путь. Мне приходилось всему учиться самому, подбирая с пола, падая в ямы, спотыкаясь о минные растяжки, получая травмы – в общем, весь этот опыт пришлось получить самому. Та программа, с которой мы приходим в Вышку – это выжимка из журналистского опыта, это то, что железобетонно работает. Причем, необязательно на телевидении – это можно будет сделать в социальных сетях, на YouTube, который сейчас здорово наступает на пятки телевидению, но те приемы, те базовые знания и те навыки, которыми пользуются успешные блоггеры, они получили (если эти блоггеры по-настоящему успешные) как раз из профессии журналиста.
В прошлом году я была на Книжном салоне в Петербурге, который был посвящен столетию Гранина – я общалась с его дочкой, много читала и была потрясена Блокадной книгой и фильмом Сокурова. Почему-то я увидела, что именно со студентами хочу сделать этот проект к 75-летию Победы. Я увидела их образы, и мне показалось, что они смогу это сделать по-журналистски, потому что это очень интересное сочетание документалистики конца 70-х годов и того, как мы можем примерить те события на себя. Авторы книги ведь ходили по домам блокадников, детей, переживших блокаду, и всех опрашивали. В этом проекте мы выступаем и как читатели, и как рассказчики. Это такой жанр документалистики, который позволил нам, как журналистам, почувствовать себя в совершенно новом образе, побыть героями книги. Плюс ко всему, мы отработали весь алгоритм подготовки ведущих к эфиру: связка с режиссером, связка с продюсером, работа с ухом, работа с суфлером, сами отбирали свои отрывки, репетировали и работали с текстом, чтобы это было минимум актерства, но максимум искренности и достоверности. Даже от одной репетиции до второй была заметна разница, потому что ребята очень гибкие, очень быстро все впитывают. В самом начале, когда мы встретились, было непонятно – надо ли им вообще что-то, а в итоге получился своего рода симбиоз продюсирования, документалистики и журналистики. Кто-то, действительно, был самобытен с самого начала и имел определенный образ в кадре или интересные тембральные особенности голоса, а кто-то после многочисленных репетиций предстал совершенно по-другому даже перед самим собой. Мне кажется, что получилось очень здорово, потому что я до сих пор при первых словах первого участника Виктора Савина начинаю плакать и продолжаю практически до конца. Такой материал – это один из лучших способов понять то, что происходило в военные годы. Это способ прочувствовать весь ужас и героизм нашего народа периода ВОВ. Это не глянцевая история, но такая важная. Именно через такой материал и детям, и взрослым нужно прививать правильное отношение к истории войны и к нашей Победе.
Текст подготовили: Мария Паули, Виктор Савин,
Владислав Галкин, Анастасия Селетникова