Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Факультет креативных индустрий — один из самых популярных факультетов Высшей школы экономики: сегодня у нас учится более 5 тысяч студентов. В международном рейтинге QS в предметной области «Коммуникации и медиа» НИУ ВШЭ занимает лидирующее место среди вузов России, а в категории «Искусство и дизайн» Вышка стала лучшим российским вузом и вошла в топ-200 международных университетов.
Наш факультет — один из крупнейших центров подготовки специалистов креативных индустрий, объединяющий направления рекламы и связей с общественностью, коммуникаций, медиа, дизайна и кино. Факультет креативных индустрий — это лучшие преподаватели-практики, талантливые студенты и успешные выпускники, которые работают в ведущих компаниях России и мира или создают собственные стартапы.
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.
Kolozaridi P., Dovbysh O.
In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.
In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.
Savin N., Solovyeva O.
In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.
In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.
Студенты ФКМД участвовали в проекте по производству телевизионного журнала под руководством опытных наставников Эрнеста Мацкявичюса и Марии Штейн. Мы узнали, как прошел первый сезон Мастерской, и что больше всего запомнилось участникам и руководителям проекта.
На лекционных занятиях с журналистом Эрнестом Мацкявичюсом студенты изучали главные правила поведения в кадре, выполняли упражнения для развития дикции и дыхания, познакомились с технологией подготовки репортажей и интервью и даже научились жестикулировать в кадре так, как это делают профессиональные ведущие.
На практических занятиях с телеведущей Марией Штейн участники Мастерской тренировались читать новости по суфлеру, учились работать в кадре в режиме многокамерной съемки и писали собственные информационные тексты.
Итогом работы мастерской стало создание проекта, в котором приняли участие все студенты, прошедшие курс. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне студенты подготовили фильм, в котором прочитали дневниковые записи из «Блокадной книги» Даниила Гранина. Запись происходила в студии с профессиональным оборудованием. Работу над проектом координировали сотрудники Медиацентра НИУ ВШЭ, которые помогали организовывать съемочный процесс и монтировать итоговый фильм.
Я учусь на ОП «Реклама и связи с общественностью», но при этом моя деятельность довольно тесно связана с журналистикой. Я всегда мечтала работать на телевидении и быть именно в кадре. На мой взгляд, один из главных навыков, полученных в Мастерской – развитое критическое мышление и понимание того, что создаваемый контент должен быть логичным и достоверным. Это очень важно для меня как рекламиста, который постоянно презентует свои идеи и проекты. Помню, на первом занятии мне пришлось синхронно комментировать видео в режиме онлайн, которое я видела первый раз в жизни, а на третьем занятии мы читали текст с суфлера при многокамерной съемке. Самым сложным в работе было смотреть на себя со стороны. Смотришь на себя в кадре и думаешь: «Я что, всегда так киваю головой, когда читаю с суфлера, у меня правда такая странная дикция, и вообще – я всегда так выгляжу? Ужас какой, нужно срочно исправлять». После этого начинаешь делать работу над ошибками, чтобы становиться лучше. В «Мастерской» я познакомилась с ребятами-единомышленниками, которые были так же заинтересованы в телевидении, как и я. Я не только получила новые знания и навыки, но и стала более уверенной в себе, намного четче стала представлять свои профессиональные планы на будущее. Конечно, готовой телеведущей меня назвать еще нельзя, есть к чему стремиться, но в телевизионных кастингах я точно себя попробую.
Мне, как медиапродюсеру, необходимо понимать, как работает тележурналистика и сам принцип, концепцию, все тонкости и нюансы. Во время работы Мастерской я получил навыки, которые пригодятся мне не только для работы на ТВ, но и для повседневной жизни: например, то, как быть уверенным, убеждать и эмоционально заражать людей. Для меня самым сложным стал анализ своих ошибок, потому что я прекрасно понимал, как надо, но у меня не всегда выходило. Было осознание, что я могу лучше и должен лучше. Поэтому надо было собраться, сосредоточиться и двигаться вперед. Наши преподаватели, и Мария, и Эрнест – одни из самых удивительных людей в моей жизни. Помимо богатого опыта, которого у них хоть отбавляй, они оказались очень добрыми и позитивными людьми. Я бы хотел, чтобы Мастерская продолжила своё существование и в следующем году. Это было бы полезным для меня. Я бы смог еще раз закрепить пройденный материал, смог бы чувствовать себя более уверенно, потому что эти полгода пролетели, как один миг.
Я учусь на 2 курсе ОП «Медиакоммуникации», то есть готовлюсь стать продюсером. И я считаю, чтобы быть достойным продюсером, нужно в сфере медиа уметь многое, в том числе работать в кадре. Никогда не знаешь, какая ситуация может сложиться на площадке. Тем более, написание текста для собственной программы – это вполне привычная закадровая работа в производстве контента. Когда я шла на проект, даже не думала, что будет так круто. Мастерская наполнена интересной практикой, абсолютно новой информацией и конструктивной обратной связью. Очень понравился формат работы с наставниками: они чередовались каждую неделю и отлично дополняли друг друга: спокойный Эрнест и взрывная, весёлая Мария. Это не давало нам привыкнуть к чьей-то манере и заскучать. Они прекрасные люди, общаться с ними было очень просто и интересно. Их истории, связанные с профессией, очень увлекательные! А навыки, которые я от них получила, невероятно полезны. Самым сложным заданием для меня оказалась импровизация: мы должны были на ходу комментировать новостной сюжет, видя его впервые в жизни. Мария иногда подсказывала нужные слова, мудро указывала на ошибки и давала пробовать несколько раз, чтобы мы всё-таки научились. Также мне понравилось читать новости с суфлера, очень захватывающий опыт!
Я пошла на проект, потому что хочу связать свою жизнь с телевидением. На мой взгляд, лучшее развитие — это общение с опытными практиками, а именно ведущими, репортерами и редакторами. К тому же, такие занятия не просто помогают научиться работать в кадре, но и развивают речь, коммуникацию, то есть навыки, необходимые и в повседневной жизни. Да и просто получаешь массу полезных лайфхаков. Мария и Эрнест – опытные преподаватели, на мой взгляд. Самое главное – они горят своей работой. У нас не было четкого тайминга, и мы часто заканчивали намного позже, просто потому что развивали какую-то интересную тему или практиковались до тех пор, пока не выжмем максимум из возможного. Так как моя курсовая связана с темой ТВ, я задавала преподавателям много персональных вопросов и получала очень содержательные ответы. Я очень надеюсь, что проект будет продлен. Хотелось бы побольше практики, а именно чтения с суфлера и наизусть, чтобы была возможность продолжать работать над своей речью и приближать ее к профессиональной.
На Медиакоме готовят продюсеров, однако это очень широкое понятие. Все мы до конца не понимаем, кем в итоге будем, поэтому мне сейчас важно получить навыки из разных сфер медиа, чтобы понять, что мне ближе. Когда появилась возможность увидеть, как работает телевидение, тем более от суперпрофессионалов своего дела, я решила не упускать такой шанс. Я не пожалела, занятия были очень интересными. Эрнест нам рассказывал, как поставить голос и что нужно делать, чтобы не бояться публичных выступлений. Это очень важные навыки. Вроде бы все очевидно, однако, когда погружаешься в нюансы – все не так уж просто. Наставник давал нам много упражнений и профессиональных советов, подкрепляя их историями из своего личного опыта. С Марией мы много тренировали журналистские навыки, почти с ходу выполняя реальную работу репортеров. Мне больше всего запомнилось, как мы снимали с Марией «Блокадную книгу». Для меня это был первый опыт работы с суфлером, я никогда до этого ничего не читала на камеру. К тому же, я пропустила некоторые занятия с Эрнестом, где другие ребята практиковались в работе с суфлером и камерой, поэтому очень нервничала. Это был очень крутой опыт, я совладала с собой, и все получилось.
Высшая школа экономики – это один из ведущих вузов с серьезной репутацией и большим конкурсом. И, конечно же, для любого уважающего себя преподавателя работать в этом учебном заведении почетно. Когда появилась такая возможность, я с большим интересом за нее ухватился. Человек с улицы, человек без знаний сюда не попадает ни при каких обстоятельствах – очень серьезный отсев, остаются самые мотивированные. Для преподавателя или профессионала, который передает свой опыт, такие ученики – это просто мечта. Именно из таких студентов получаются профессионалы, и в этом смысле поработать в Вышке для меня было важным вызовом, который я принял. Должен сказать, что не разочаровался.
Единственное, что я и мои коллеги по-настоящему смогли привнести в образовательную программу – это профессиональные скиллы, которые необходимы в прикладной журналистике, – мы это называем "прожиточный минимум" журналиста. Он нужен, чтобы не потеряться в профессии, поскольку практически никогда непосредственно в вузе студент не получает тех практических знаний, что пригодятся ему в поле. Практика, безусловно, существует, но там студент получает знания урывками, от случая к случаю, и они не систематизированы. По крайней мере, я помню свой журналистский путь. Мне приходилось всему учиться самому, подбирая с пола, падая в ямы, спотыкаясь о минные растяжки, получая травмы – в общем, весь этот опыт пришлось получить самому. Та программа, с которой мы приходим в Вышку – это выжимка из журналистского опыта, это то, что железобетонно работает. Причем, необязательно на телевидении – это можно будет сделать в социальных сетях, на YouTube, который сейчас здорово наступает на пятки телевидению, но те приемы, те базовые знания и те навыки, которыми пользуются успешные блоггеры, они получили (если эти блоггеры по-настоящему успешные) как раз из профессии журналиста.
В прошлом году я была на Книжном салоне в Петербурге, который был посвящен столетию Гранина – я общалась с его дочкой, много читала и была потрясена Блокадной книгой и фильмом Сокурова. Почему-то я увидела, что именно со студентами хочу сделать этот проект к 75-летию Победы. Я увидела их образы, и мне показалось, что они смогу это сделать по-журналистски, потому что это очень интересное сочетание документалистики конца 70-х годов и того, как мы можем примерить те события на себя. Авторы книги ведь ходили по домам блокадников, детей, переживших блокаду, и всех опрашивали. В этом проекте мы выступаем и как читатели, и как рассказчики. Это такой жанр документалистики, который позволил нам, как журналистам, почувствовать себя в совершенно новом образе, побыть героями книги. Плюс ко всему, мы отработали весь алгоритм подготовки ведущих к эфиру: связка с режиссером, связка с продюсером, работа с ухом, работа с суфлером, сами отбирали свои отрывки, репетировали и работали с текстом, чтобы это было минимум актерства, но максимум искренности и достоверности. Даже от одной репетиции до второй была заметна разница, потому что ребята очень гибкие, очень быстро все впитывают. В самом начале, когда мы встретились, было непонятно – надо ли им вообще что-то, а в итоге получился своего рода симбиоз продюсирования, документалистики и журналистики. Кто-то, действительно, был самобытен с самого начала и имел определенный образ в кадре или интересные тембральные особенности голоса, а кто-то после многочисленных репетиций предстал совершенно по-другому даже перед самим собой. Мне кажется, что получилось очень здорово, потому что я до сих пор при первых словах первого участника Виктора Савина начинаю плакать и продолжаю практически до конца. Такой материал – это один из лучших способов понять то, что происходило в военные годы. Это способ прочувствовать весь ужас и героизм нашего народа периода ВОВ. Это не глянцевая история, но такая важная. Именно через такой материал и детям, и взрослым нужно прививать правильное отношение к истории войны и к нашей Победе.
Текст подготовили: Мария Паули, Виктор Савин,
Владислав Галкин, Анастасия Селетникова