Заключительный в этом учебном году День открытых дверей Института медиа прошел 15 июня. На нем абитуриенты и их родители узнали самую актуальную информацию об обучении и поступлении.

© Владимир Волков для Института медиа
В аудитории Высшей школы экономики на Покровском бульваре было многолюдно, шумно и интересно. Уже с 20-го июня для поступающих открывается прием документов на программы «Журналистика» и «Медиакоммуникации», а пока они вместе с родителями побывали в стенах ВШЭ и смогли прояснить для себя все оставшиеся вопросы и окончательно определиться с вузом.
Традиционным приветствием встречу открыл директор Института медиа Эрнест Мацкявичюс. Ведущий программы «Вести» на телеканале «Россия 1», Лауреат ТЭФИ вышел в прямой эфир со своего рабочего места и раскрыл несколько секретов профессионального телеведущего. Он познакомил абитуриентов с устройством студии, из которой выходят главные новостные выпуски страны. Новости — это лишь малая часть того, чему научатся будущие студенты Института медиа, где под руководством ведущих специалистов медиасферы фундаментальная теория встречается с профессиональной практикой.
О практической составляющей учебы подробно рассказал академический руководитель программы «Журналистика» Иван Князев. Он уделил внимание одной из особенностей обучения, возможности попасть в Творческие мастерские лидеров медиаиндустрии. В них студенты напрямую работают совместно с действующими профессионалами и создают свои медиапродукты, которые становятся ценной частью их портфолио.
Мастерских в Институте медиа несколько:
-
В творческой мастерской Вадима Такменева «Основы журналистской деятельности» студенты изучают тонкости работы на телевидении: создание репортажей, написание журналистских текстов, продюсирование, техника работы в кадре и многое другое. Итогом обучения становится выпуск программы «Центральное телевидение», полностью подготовленный студентами.
-
Иван Кудрявцев, автор и ведущий программы «Индустрия кино», руководитель отборочной комиссии Московского международного кинофестиваля, возглавляет мастерскую кино и журналистики. В ней студенты, интересующиеся кино, его жанрами и стилями, получают опыт работы на съемочных площадках, фестивалях и премьерах и трудятся над созданием собственной рубрики, выходящей в эфир телеканала «Россия24».
-
Мастерская научно-популярной журналистики Сергея Малоземова, телеведущего, корреспондента информационной службы НТВ, автора YouTube-канала «Малоземов проверит», создана для тех, кто стремится создавать научно-популярный контент, писать материалы и делать репортажи так, чтобы это было интересно любому зрителю.
-
Журналистов, умеющих писать, готовит мастерская деловой газеты «Ведомости». Студенты работают над статьями, лонгридами, новостными заметками, знакомятся с полным циклом создания печатного СМИ. В прошлом году участники мастерской создали и выпустили два приложения газеты — «Туризм» и «Инновации и технологии».
-
«Творческая лаборатория VK» — одна из самых популярных по количеству заявок. В ней студенты учатся азам создания контента для новых медиа, особенностям работы с аудиторией и соцсетями, а также получают необходимый набор навыков для успешной работы в сфере SMM.
-
Участники мастерской от «Российской газеты» приобретают опыт работы в ведущем печатном издании и собирают качественное журналистское портфолио, состоящее из материалов написанных для сайта и газеты.
-
В освоении навыков, необходимых для работы с аудиторией, поможет мастерская популярного актера театра и кино, лауреата Государственной премии РФ Игоря Петренко. Студентов обучат секретам актерского мастерства, умению уверенно держаться на публике и грамотно управлять своими эмоциями. Все это — необходимая опора для работы в медиа.
Внеучебная жизнь — обязательная составляющая активного студенчества — в Институте медиа сочетает разнообразные направления и помогает приобрести необходимые для будущей профессии навыки. Иван Князев обратил внимание на один из «клубов по интересам», Межуниверситетский медиаклуб «ТОП месяца». Его участники в неформальной обстановке встречаются с асами медиасферы, чтобы задать им самые разные и даже каверзные вопросы. Среди них уже побывали главный редактор телеканала «Россия 24» Евгений Бекасов, создатель и генеральный директор телеканалов «Пятница» и «Суббота!» Николай Картозия, директор Департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова и многие другие. Помимо этого, академический руководитель программы «Журналистика» отметил литературно-исторический клуб профессора Института медиа Григория Прутцкова, театральную студию доцента Факультета креативных индустрий Жанны Москвиной и философский клуб творческого руководителя программы «Медиакоммуникации» Юлии Апполоновой, как возможные пути развития студенческой внеучебной жизни. Также Иван Князев рассказал о клубе «Летучка», которым руководит экс-корреспондент «Россия 1» Алена Мучник. Благодаря ему студенты посещают студии главных телеканалов страны и общаются с опытными журналистами.
Поработать в профессиональном медиа студенты могут, и не покидая стен университета: гордостью Института медиа является редакция «Высшая школа новостей». Как рассказала ее главный редактор, ведущая программы «Вести» на телеканале «России 1» Татьяна Ремезова, ВШН состоит из телевизионного, радио и интернет-поздразделений, и студенты могут поработать в каждом из этих форматов. Курируют процесс действующие профессионалы индустрии, а Институт медиа оснащает редакцию всем необходимым для работы оборудованием, например, рядом телевизионных студий и студий звукозаписи. Все сделано для того, чтобы погрузить участников в будущую профессию и дать опыт, который станет основой для их дальнейшего пути. Ирина Куманева и Юлия Апполнова, академический и творческий руководители «Медиакоммуникаций», традиционно представили программу и остановились на самых важных её аспектах. Они подробно рассказали о профессиональных и гуманитарных дисциплинах, которые в совокупности представляют единый прочный фундамент знаний любого медиаспециалиста. Помимо него, внимание было уделено вариативной части программы, а именно — специализациям и курсам по выбору. Они помогают студентам строить свой учебный путь согласно персональным предпочтениям и необходимости освоения конкретных навыков.
На программе «Медиакоммуникации» 4 специализации:
-
Трек «Медиаисследования» курирует Юлия Апполонова. Она обратила внимание, что это направление академическое, ориентированное на исследование медиа с политической, социологической, философской и филологической сторон.
-
На треке «Управление медиа и продюсирование» студенты учатся работать с самыми разнообразными и сложными медиапроектами, продвигать и монетизировать их. Руководит направлением доцент Института медиа Максим Корнев.
-
Специализация «Сторителлинг» готовит будущих сценаристов, профессионально разбирающихся в принципах создания историй, которые лежат в основе большинства медиапродуктов нашего времени. Стоит отметить, что курирует трек Мария Штейнман, кандидат филологических наук, исследователь мифопоэтики жанра фэнтези и трансмедийного нарратива.
-
Направление «Технологии медиа», реализующееся под руководством доцента Института медиа Алексея Новичкова, существует, по словам Ирины Куманевой, «на грани технологий, статистики, математики, программирования и искусства». Она также подчеркнула востребованность специалистов, обладающих навыками, которым обучают на треке.
Ирина Куманева также отметила особенность программы «Медиакоммуникации», отличающую ее от «Журналистики».
«Иногда мы сталкиваемся с таким мнением, что студенты не совсем понимают, чем они будут заниматься и какими специалистами выйдут. Мы формулируем для себя, что такой надкомпетенцией, метакомпетенцией все-таки является продюсирование. Поэтому она будет сквозить все 4 года, и проявляться через разные дисциплины, в разных аспектах, независимо от трека. Это одно из различий наших программ».
Ирина Куманева
Руководители программы отметили разнообразие областей, в которых выпускники программы могут себя реализовать, начиная от продюсирования кино и телепроектов, заканчивая медиаменеджментом в социокультурной, экономической и государственной средах.
Своими впечатлениями о студенчестве и программе «Медиакоммуникации» поделились студентки 2-го курса, Елизавета Щербакова и Александра Клименко. Они рассказали, как Институт медиа помог им развить профессиональные навыки и приобрести знания, незаменимые для карьерного пути и личностного роста.
«Помимо того, что Вышка — это люди, Вышка — это качественное образование, еще Вышка — это эмоции. И 4 года здесь — это такая маленькая жизнь», — отметила Александра.
О составляющей программы «Журналистика» детально рассказал её академический руководитель, Иван Князев. Он отметил гуманитарные дисциплины, такие как литература, история, философия и другие, занимающие важное место в учебном плане студентов, а также обратил внимание на обязательный к освоению блок Data Culture, охватывающий программирование и работу с данными. Дисциплины общего цикла подразумевают изучение основ профессии журналиста. Студенты знакомятся с историей и жанрами журналистики, погружаются в медиа, посвящают много времени литературе и написанию текстов.
Иван Князев акцентировал внимание на внедрении в образовательный процесс дисциплин, связанных с искусственным интеллектом.
«Мы стараемся не отставать. Вышка в этом плане опережает многие университеты. И наша программа также идет в ногу со временем. У нас, например, разрешено пользоваться нейросетями при написании курсовых, дипломных работ. Искусственный интеллект мы стараемся интегрировать фактически в любую дисциплину нашей образовательной программы, потому что без этого в будущем, мне кажется, уже сложно будет представить наш мир и нашу профессию».
Иван Князев
Студенты программы «Журналистика» также выбирают одну из 4 специализаций:
-
Иван Князев курирует трек «Телерадиожурналистика», который предполагает изучение сферы с теоретической стороны, а также развитие компетенций, связанных с работой на телевидении: создание новостных текстов, ведение информационных программ и ток-шоу, продюсирование проектов и другие.
-
На треке «Деловая журналистика» студенты под руководством экс-главы новостной службы цифрового блока ТАСС, доцента Института медиа Михаила Зеленцова погружаются в область экономических процессов и финансовых рынков, чтобы затем научиться понятно и просто рассказывать о них людям.
-
Подробнее о контенте для цифровых платформ и социальных сетей рассказано на треке «Новые медиа», куратором которого является создатель медиаплатформы «Смотрим» Василий Максименко. Студентов учат не только создавать контент в этой области медиа, но и верно определять запросы аудитории, а также продвигать свои проекты.
-
Для тех, кто мечтает профессионально и качественно рассказывать о стремительно меняющейся сфере международных процессов, лучше всего подойдет специализация «Международная журналистика», куратором которой выступает политический обозреватель ВГТРК Александр Христенко. Преподаватели этого трека — действующие журналисты-международники, проводящие занятие онлайн из самых разных стран, в которых они освещают события мирового масштаба. Еще одна особенность направления заключается в выборе дополнительного иностранного языка, арабского, испанского, французского или китайского.
Абитуриентам и их родителям подробнее рассказали о траекториях поступления на программы в 2025 году. Сроки приема документов на «Журналистику» в этом году с 20 июня по 15 июля, на «Медиакоммуникации» — с 20 июня по 25 июля. Со списком необходимых для поступления ЕГЭ и их минимальными баллами можно ознакомиться на сайте приемной комиссии.
Подробнее про дополнительное вступительное испытание (ДВИ) рассказал профессор Института медиа Григорий Прутцков. Он отметил, что поступающим предстоит написать работу, выбрав одну из 10 тем, которые поделены на 2 блока: 5 тем по литературе и другие 5, связанные с общественно-политической, журналистской областями. Григорий Прутцков также обратил внимание, что они не концентрируются на одном конкретном периоде или авторе, а охватывают сразу несколько — и XIX, и XX века, и темы из нашей жизни.
Иван Князев дополнил слова коллеги, рассказав, чего ждут проверяющие от абитуриентов: «Это два важных момента, которые мы хотим увидеть. Увидеть, как вы думаете и как вы пишете, владеете словом и насколько вы погружены в жизнь и в литературу, если это касается блоков литературных тем».
Творческое испытание состоится 18 июля в дистанционном формате с использованием технологии прокторинга. О том, как работает эта система можно узнать из ролика, опубликованного в сообществе Института медиа в ВК. Там же можно найти записи всех прошедших консультаций по ДВИ. Финальная из них состоится 24 июня в 16:00, зарегистрироваться можно по ссылке.
Для ответа на все волнующие будущих студентов вопросы, касающиеся поступления, у Института медиа есть чат-бот для абитуриентов, а также телеграмм-канал, со всеми анонсами. Также для обеих программ составлен подробный гайд по поступлению с самой важной и актуальной информацией, его можно изучить в любое время на сайте Института медиа НИУ ВШЭ.
Стоит отметить и то, что свою работу уже начали консультации, которые можно посетить в офлайн или онлайн формате, чтобы лично обсудить индивидуальные ситуации абитуриентов.
Подробнее про основную важную информацию и то, на что поступающим стоит обратить внимание, нашей редакции рассказали начальник отдела по работе с абитуриентами Вера Просецкая и руководитель Центра маркетинговых коммуникаций Ольга Благодарова.
«Программы Института медиа очень популярны, поэтому конкурс и на «Журналистику», и на «Медиакоммуникации» достаточно высок. Что касается процедуры зачисления на бюджетные места в этом году, мы пока ждем официальную информацию, но обращаем внимание абитуриентов, что для «зеленой волны» возможны изменения. По ДВИ будет техническая консультация, как раз по прокторингу: как устроить место, чем можно пользоваться, чем нельзя пользоваться, как настроить камеру, как пройти процедуру прокторинга. Обо всем этом будем рассказывать уже ближе к июлю».
Вера Просецкая
«На сайте Института медиа размещены полные гайды по поступлению, в которых есть ответы на все вопросы — что нужно делать и каким способом. Обязательно абитуриентам стоит следить за нашими пабликами, в них вся информация актуальна - мы напоминаем о каждом событии, о том, что происходит и будет происходить. Советуем слушать приемную комиссию. Смотреть регламенты не только на нашем сайте, но и на сайте приемной комиссии. Несмотря на то, что вы можете подать документы через «Госуслуги» или лично в Приемной комиссии, обязательно нужно зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Высшей школы экономики. Без регистрации в кабинете невозможно будет сдать экзамен по «Журналистике» — все доступы на экзамен будут только через личный кабинет. В нем же будет ссылка на пробное испытание. По «Медиакоммуникациям» — прийти, сдать документы и ждать конкурсных результатов».
Ольга Благодарова
Заключительный День открытых дверей принес гостям не только самую важную информацию по поступлению и возможность задать все необходимые вопросы, но и воодушевление, приятные впечатления и уверенность в собственном выборе:
«Атмосфера очень располагающая, преподаватели все подробно объяснили, рассказали, вопросов осталось, ну, совсем мало, а точнее только один: как выбрать, куда теперь поступать, на какой факультет. Такие мероприятия помогают определиться с факультетом, с направлением, понять, твое это направление или нет. Посещать Дни открытых дверей, где можно познакомиться поближе со специальностями, это очень важно, я считаю», — поделилась София Орлова, ученица 10 класса из города Каменск-Шахтинский.
Варвара Тимошенко, 1 курс ОП «Медиакоммуникации»