Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Факультет креативных индустрий — один из самых популярных факультетов Высшей школы экономики: сегодня у нас учится более 5 тысяч студентов. В международном рейтинге QS в предметной области «Коммуникации и медиа» НИУ ВШЭ занимает лидирующее место среди вузов России, а в категории «Искусство и дизайн» Вышка стала лучшим российским вузом и вошла в топ-200 международных университетов.
Наш факультет — один из крупнейших центров подготовки специалистов креативных индустрий, объединяющий направления рекламы и связей с общественностью, коммуникаций, медиа, дизайна и кино. Факультет креативных индустрий — это лучшие преподаватели-практики, талантливые студенты и успешные выпускники, которые работают в ведущих компаниях России и мира или создают собственные стартапы.
5 мест за счет средств ВШЭ
25 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
4 платных места для иностранцев
65 бюджетных мест
70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
40 бюджетных мест
40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
300 платных мест
3 платных места для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
3 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 платных мест
20 бюджетных мест
15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 758-771.
Kolozaridi P., Dovbysh O.
In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.
In bk.: The Political Economy of Celebrity Activism. L.: Routledge, 2020. Ch. 10. P. 151-165.
Savin N., Solovyeva O.
In bk.: Strategic communications in Russia: Public relations and advertising. Routledge, 2021. P. 167-176.
In bk.: The Routledge Companion of Local Media and Journalism. L.: Routledge, 2020. Ch. 16. P. 167-175.
Оксана Силантьева – первый в России магистр мультимедиа-журналистики (диплом Bournemouth University, Великобритания), 7 лет назад преподавала в Высшей школе экономики, а сейчас является членом академического совета образовательной программы «Медиакоммуникации». Она также руководит своей компанией, которая занимается продюсированием мультимедийных проектов и проводит тренинги для редакторов и медиаменеджеров.
Студент первого курса Медиакома Владислав Николаенко побеседовал с Оксаной Силантьевой по поводу будущего медиатехнологий и медиаобразования. Разговор начался с обсуждения перспектив выпускников образовательной программы.
В этом году состоится первый выпуск на программе «Медиакоммуникации» в Высшей школе экономики. Как с вашей точки зрения выглядит успешное будущее нашего выпускника?
Успешный выпускник медиакоммуникаций, на мой взгляд, это человек, который понимает, как работают современные медиатехнологии. Причем, понимает, как с точки зрения смыслов, психологии коммуникации, так и с технической стороны — устройства каналов связи и форматов «упаковки» информации. Также это человек, который умеет рассказывать истории так, чтобы их было интересно слушать. Чаще всего к этому прибавляется какая-то тематическая сфера: кроссмедийный драматург для музеев, мультимедийный сторителлер в туристических проектах, трансмедийный режиссер интерактивных онлайн-офлайн игр. Этот человек умеет сам организовать свою проектную деятельность и создаёт команду вокруг себя. То есть это не писатель, не автор текстов, а человек, который понимает, как люди передают друг другу смыслы, и может сделать этот процесс качественным, цельным, эффективным и грамотным.
Из архива Оксаны Силантьевой
Чтобы сделать что-то качественным, нужны определенные компетенции. Как вы считаете, что является главными навыками будущего?
Первое, что точно нужно специалистам по коммуникации, — это умение работать в команде, распределять задачи, выполнять дедлайны и нести ответственность. Ни школа, ни даже большинство вузов у нас пока эти навыки особо не развивают. Подросткам, старшеклассниками, студентам, на мой взгляд, недостаточно площадок, где можно эти навыки приобретать и отрабатывать. Медийные проекты – это всегда командная работа. Умение упорядочивать свою работу, видеть, где границы чьих задач, где, кто и как в этой производственной цепочке за что отвечает – это важнейший навык.
К тому моменту, как сегодняшние абитуриенты выйдут с дипломами, эти навыки станут «очевидными» и «само собой разумеющимися».Уже сейчас таких продюсеров и сценаристов с фонариками ищут работодатели.
Разработку интерфейсов приложений я бы тоже записала в важные навыки будущего. Для медиаспециалиста важно понимать, как люди читают, смотрят, работают с разными медиаплатформами. Уметь управлять вниманием с помощью различных инструментов и приёмов — обязательно. А уж работа на паблишинг платформах, работа с данными, базовые техники визуализации — это уже минимальная планка входа в отрасль.
Вы упомянули технологии дополненной реальности. А какие ещё идеи, по вашему мнению, будут лидировать в отрасли в будущем?
Стремительно набирает обороты голосовое управление чем бы то ни было, автоматизация и роботизация создания контента (когда контент делают роботы по алгоритмам), также гораздо сильнее пойдет Big Data, когда совокупное поведение человека анализируется, и ему предлагается продукт на основе его поведения.
Очевидно, что при такой скорости появления инноваций, будет меняться и образование. Каким вы видите будущее медиаобразования?
Я не могу сказать каким оно будет, но я очень хочу, чтобы образование было максимально заточенным под конкретного человека. Времена «коврового бомбометания знаниями» прошли.
Нам нужно учиться при поступлении достаточно непредвзято замерять, что человек умеет и что человек знает. И это не для того, чтобы ему поставить 5 или 2, а затем, чтобы ему достроить сеть его знаний и компетенций.
Я уверена, что образование в будущем будет сетевым и безграничным, дающим возможность получать самые разные навыки у специалистов, живущих в разных странах мира, проходить стажировки и участвовать в международных распределенных проектах. Но все эти мечты должны иметь под собой серьёзную навигационную инфраструктуру. Чтобы отправиться на стажировку, нужно уметь оценивать себя, выстраивать свою образовательную стратегию, формулировать свои цели, иметь доступ к развёрнутой информации о различных вариантах профессионального роста и уметь выбирать, что лучше всего поможет воплотить твою мечту.
Если говорить конкретно об образовании в области медиа, я бы хотела, чтобы в нём было больше практических проектов, реальных, пусть и небольших, исследований. Наши теории рождаются из практики. Мир развивается, технологии конкурируют, сотни тысяч людей пробуют разные подходы к созданию медиапроектов. Исследователи изучают это, видят зависимости, сопоставляют факты, выдвигают гипотезы. Практики знакомятся с исследованиями, спорят с выводами, адаптируют идеи к своей деятельности… Исследования должны быть неразрывно связаны с практикой.
Из архива Оксаны Силантьевой
Вот в такую насыщенную деятельность нам и нужно погрузить студента. Чтобы за время своего обучения он успел и попробовать, и оценить, и проанализировать, и исследовать, и организовать, и получить обратную связь от экспертов, и подискутировать… И так несколько десятков раз. Образование — это активная деятельность, а не пассивное сидение на лекциях.
Плюс мы должны выстроить для студентов навигаторы, карты, которые помогут им ориентироваться, что, где, когда, у кого они могут изучить, какие требования предъявляются к их проектам и исследовательским работам. Я часто использую метафору образовательного путешествия. У туриста должен быть путеводитель и гиды, но идти по неизведанным тропам ему придётся самостоятельно. Те студенты, кто прочувствовал такой подход к собственному образовательному треку, к выпуску уже выбирают из нескольких хороших работодателей. Кто хочет отсидеться в бакалавриате, чтобы получить престижный диплом, «а потом найти себе теплое место», в мире медиакоммуникаций далеко не идут.
В заключение беседы мы не можем не спросить вас, какие идеи вы собираетесь отстаивать в Академическом совете?
В области преподавания медиакоммуникаций Вышка уже несколько лет известна своими экспериментами, отсутствием страха делать непохожее. Вышка смотрит в будущее, придумывает это будущее и формирует учебные программы, которые позволяют его формировать.
Нет готовых решений, нет лекал, по которым можно взять и скопировать процесс обучения. Всё нужно придумывать, прорабатывать, анализировать и адаптировать к реалиям страны и отрасли. Хорошо, когда преподавательский состав и студенты не боятся, готовы экспериментировать и вкладываться мозгом, энергией, знаниями, руками. И, конечно, потом очень ценно, чтобы этот опыт распространялся.Инновации — штука болезненная, но без них мы не сдвинемся с места.
Я — большой фанат проектного и деятельностного обучения. Я знаю, насколько насыщенным и продуктивным может быть учебный процесс, построенный на идеях самостоятельности, связанности и командной работы. Готова обсуждать с коллегами различные варианты и комбинации внедрения этих методик в практику направления «Медиакоммуникации».