Как сделать интервью интересным, когда ваши конкуренты — котики, тортики и Алла Михеева
Подкастов становится все больше. Всего в мире зарегистрировано больше 4.500.000 подкастов. По данным исследователей из GWI за 2025 год, формат подкастинга занимает все большую долю аудиорынка, и впервые слушатели выбирают подкасты чаще, чем радио. Только вдумайтесь, 22% населения Земли слушают подкасты, то есть больше, чем каждый пятый. Может показаться, что это не так много, но это больше, чем процент людей, которые следят за инфлюенсерами и другими экспертами в соц-сетях (последних всего 20%).
Россия — это растущий рынок. На сегодня подкасты слушает почти 13% населения. А по информации «Яндекс.Музыки», сейчас на платформе размещено более 35.000 подкастов, у половины из которых выходили новые выпуски с начала 2024 года. На постоянной основе выходят 750 подкастов в месяц, 25 штук в день. И это только на «Яндекс.Музыке», без учета авторов на YouTube и «VK видео».
Количество авторов растет, тематика становится шире — от саморазвития и психологии до логистики и криптоэкспертизы. Но на фоне этого аудио-взрыва обостряется другой вопрос: как сделать так, чтобы ваш подкаст не утонул в болоте из сотен похожих голосов?
Конкуренция за внимание колоссальная. По оценкам Buzzsprout, 25% подкастов собирают всего 120 загрузок в первые 7 дней после релиза, а больше 50% — всего 31!
Что же сделать, чтобы оказаться в числе лучших (к слову, ТОП-1% собирают 4,988 скачиваний за первые 7 дней с публикации)? Для начала, важно понимать: почему вообще люди включают подкасты? И что заставляет их дослушивать до конца?
Согласно исследованию Pew Research Center (2023), главные причины, по которым слушают подкасты — желание узнать что-то новое (88%) и развлечься (87%). Причем 81% делают это фоном — за рулем, на прогулке, во время уборки.
Это означает: подкаст должен быть не только содержательным, но и удобным для восприятия в фоне. Слишком плотный, монотонный или избыточно академичный формат — сразу мимо.
Я это описываю как «легкая глубина»: что-то познавательное, но при этом увлекательное и легкоусваиваемое. Вот такой парадокс.
Более того, как правило, анализируя рынок, мы в качестве конкурентов рассматриваем проекты на схожую тему. Но на самом деле конкурентное поле в разы шире — слушатель выбирает между вами, аналогичными проектами, обзором тортиков из «ВкусВилл», мемами с котиками, Аллой Михеевой и сериалом на Netflix. В общем, задача привлечь слушателя именно к себе поистине непростая.
Я считаю, что хороший подкаст держится на трех китах:
- Хороший хост с хорошими вопросами
- Хороший гость
- Хорошая тема
Начнем с правильных вопросов интервьюера
Что же удерживает слушателя? Исследование Siobhán McHugh показывает, что эмоциональный ритм, паузы, дыхание, смех, нервы и колебания — все это создает так называемую аудио-эмпатию, вовлекая на более глубоком уровне, чем просто слова.
И, конечно, драматургия и личный нарратив. По данным Mia Lindgren, эпизоды, где герой рассказывает о переломном моменте, внутреннем конфликте или ошибке, вовлекают сильнее. Люди не хотят слушать «правильных». Они хотят слышать тех, кто умеет честно говорить о себе.
Отсюда вывод: если вы делаете подкаст в жанре интервью, то, говоря словами Джонатана Керна, автора канонического руководства для журналистов и «подкастеров», хорошее интервью — это некомфортный, но уважительный способ узнать, что человек на самом деле думает и чувствует, а не то, что он хотел бы сказать.
Как же быть хорошим хостом интервью?
Люди запоминают не факты, а эмоциональные повороты. Это значит, что и вопросы ведущего должны помогать гостю поделиться не только фреймворками и алгоритмами, но и тем, как у кого-то затряслись руки перед важным решением.
Аудитория хорошо откликается на честный рассказ о боли, утрате, неудаче — но рассказанный с осмыслением, не в позе жертвы. Гость, который говорит: «вот в чем я провалился — и вот что понял» — вызывает доверие и восхищение. Дайте гостю возможность рассказать не просто успех, а трансформацию через трещину.
А вот несколько конкретных советов о том, как формулировать вопросы
Задавайте вопросы, провоцирующие личный рассказ:
Например, пиарщика отлично раскроет не вопрос «расскажите о своей работе», а «что в вашей работе вам особенно важно, но часто остается незамеченным?» или «какую часть вашей работы, по вашему мнению, чаще всего недопонимают?».
Задавайте вопросы, заставляющие задуматься и рассказать об изнанке успеха:
Например: «вам пришлось пожертвовать чем-то важным ради успеха?» или «чем вам пришлось пожертвовать ради успеха?».
Задавайте вопросы, которые провоцируют гостя отвечать не чек-листом, а личной историей:
Вместо «как сохраняете баланс?» — «что Вы делаете первым делом, когда чувствуете, что все валится из рук?».
Задавайте вопросы не про факты, а про ощущения:
Вопросы «что Вы почувствовали, когда…» часто дают гораздо больше, чем «почему Вы сделали это?».
Помогите гостю раскрыться, уточняющим вопросом: «это интересно, а когда Вы впервые это поняли?».
Задавайте простые, детские вопросы
Слушателю интересны мотивы, причины, сущность человека:
- «Зачем Вы это делаете, если это так тяжело?»
- «Вы когда-нибудь чувствовали, что живете не свою жизнь?»
- «Что Вы делаете только потому, что «так надо»?»
Как выбрать гостя и почему избирательность так важна?
Допустим, у вас есть отличные вопросы. Но интервью — это диалог, как минимум двух людей, так что надо еще правильно выбрать гостя.
При работе над подкастом «После дедлайна» мы опираемся на такие критерии:
Экспертность. Гостю должно быть, что сказать.
Интересная, яркая, харизматичная личность. То есть, он умеет донести свои знания в легкой, захватывающей и увлекательной форме.
Тематика гостя должна соответствовать тематике подкаста. Мне часто приходят предложения пригласить на интервью человека с интересной историей и крепкими знаниями, но даже суперпрофессиональный диетолог не вписывается в концепцию подкаста об эффективных коммуникациях
Медийность. Несмотря на то, что в популярных проектах мы постоянно видим одних и тех же людей, а зрители и интервьюеры жаждут новых лиц, в любом случае, уже известные и популярные персонажи стабильно набирают больше просмотров, чем герои без медийного капитала.
Вероятно, это можно объяснить и тем, что зритель не хочет тратить лишнее время и драгоценный когнитивный ресурс на анализ незнакомого спикера и решение о том, насколько он интересен и достоин внимания. Всегда проще кликнуть на того, кого уже знаешь и кто уже интересен.
А еще медийный гость предсказуемее: автору проще оценить, насколько человек многогранен, профессионален, может сказать что-то новое и необычное.
Итак, идеальный гость есть — осталось определиться с темой
Хорошее интервью — это всегда не набор хаотичных вопросов, а движение из точки А в точку Б по какой-то тематической линии. И чем шире будет ваша тематическая рамка, тем большему количеству людей она будет лично интересна, тем больше шансов у выпуска собрать много прослушиваний и просмотров.
Например, тема маркетинга — одна из самых сложных для раскрутки и продвижения. Причина в том, что особенности запуска рекламный кампаний и продвижения ESG повестки в принципе интересна достаточно ограниченному кругу людей. А главное, даже эта небольшая целевая аудитория, как правило, не хочет в свое свободное время (по пути с работы, на беговой дорожке, во время готовки еды и так далее) слушать профессиональный контент.
Поэтому если вы все же говорите про маркетинг и хотите собрать широкую аудиторию, то надо выбирать тему не «как дешево и быстро собрать лиды», а «как продать что угодно кому угодно» и говорить там о том, что вообще такое маркетинг, кто такой маркетолог, за что он должен отвечать в компании, сколько ему должны платить и как выбрать правильного.
Тогда тема будет интересна и полезна широкому кругу лиц, в ней будет конфликтность (а кто не заорет на экран, когда услышит про 100 или 500 тысяч рублей в месяц у маркетолога) и контрастность (фактор новизны и практической пользы от полученной информации).
Подводя итоги, удачное интервью — это когда отлично получилось все: хороший гость, которому есть что сказать, и он умеет это делать; хорошие вопросы, которые выводят гостя на конкретику и истории; широкая тема с конфликтом и контрастом.
Материал Sostav.ru.