• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028 Москва, Малый Трехсвятительский пер д.8/2, стр.1

E-mail: incomm@hse.ru

Руководство
Руководитель Школы Зверев Сергей Александрович

8 (495) 772-95-90 (доб. 22851)

Заместитель руководителя Школы Мордвинова Мария Андреевна

8 (495) 772-95-90 (доб. 22473)

Заместитель руководителя по административному обеспечению деятельности Школы и развитию инфраструктуры Доткулова Жанета Хызыровна
Заместитель руководителя Школы по работе с абитуриентами Афанасьева Ольга Валентиновна
Центр развития научных компетенций: Директор центра Кожемякин Евгений Александрович
Заместитель руководителя Школы по образовательной деятельности Мамонова Марина Алексеевна
Книга
Социальная теория и PR

Под редакцией: О. Н. Каширских

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Глава в книге
Влияние идей Пола Лазарсфельда на теорию и практику коммуникаций

Векслер А. Ф.

В кн.: Социальная теория и PR. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 165.

Препринт
Privacy Versus Security in Trying Times: Evidence from Russian Public Opinion

Chmel K., Marques II I., Mironyuk M. et al.

Higher School of Economics Research Paper. WP BRP 82/PS/2021. Higher School of Economics, 2021

Сергей Долгов об образовании, Вышке и курсовых работах.

Курсовая – не сама цель. Цель – это конечный творческий результат. Он может быть выражен в курсовой работе, в вашем участии в каком-то проекте, может быть, даже выражен в денежном или любом другом виде премии, которую вы получите как вознаграждение за вашу работу.

Вы и образование. Давно ли вы вместе?

 

Сергей Долгов. Я начал целенаправленно преподавать с 2000 года, когда сам еще учился в МАИ. Было интересно, что это такое. Я преподавал информатику. Преподавание, на тот момент, было самым простым способом донести до детей то, чего не было в программной сетке: такие предметы, как дизайн, мастерство слова или реклама. Я хотел поделиться тем небольшой опытом, который уже тогда имел. Мне было интересно насколько ребята способны создавать серьезные коммуникационные сообщения.

Оказалось, что у детей очень высокий уровень, что с ними очень интересно… Я стал практиковать это из года в год. В определенный момент я взял перерыв: занимался созданием и развитием агентства. Но потом снова вернулся к преподаванию. Последние два года я очень плотно занимаюсь образовательными проектами в первую очередь с детьми, но помимо этого делаю мастер-классы, тренинги, фестивали, конференции для студентов и для взрослых.

 

С кем вам больше нравится работать, как педагогу: со школьниками, студентами или взрослыми?

 

С.Д. Нравиться работать со всеми, но в работе с каждым своя специфика. Взрослые люди, как это не странно, очень ограничены. У них в голове много блоков и шаблонов. Многие очевидные вещи для них являются открытием. Иногда начинаешь работать с человеком в группе, например на занятиях по развитию креативности,  и понимаешь, что нечто является для него откровением, что ты в чем-то меняешь жизнь человека. По крайней мере, у меня были прецеденты, когда после моих курсов люди меняли работу, устраивали свою жизнь в более интересном ключе.

Со студентами тоже интересно, потому что они являются кладезем новых идей, эмоций, впечатлений. С ними очень здорово творить что-то в группах тогда, когда тебе важно получить серьезный конечный результат. Примером служит наша работа в рамках креативных кампусов.

А со школьниками интересно, потому что они вообще в иных плоскостях каких-то мыслят. Они не смущаются, для них, в отличие от взрослых, все совершенно естественно. То есть они, конечно, чему-то удивляются, чему-то безумно радуются, но все это они воспринимают совершенно естественно. Результат и выход их гораздо выше, чем у более взрослых особей, потому что у них нет ограничений: они не знают, что так нельзя, что вот так вот не делается, что так не принято. Они просто придумывают потрясающие идеи, которые можно прямо сейчас брать и использовать.

И еще… Когда ты работаешь со школьниками, с детьми – ты очень серьезно подпитываешься и в интеллектуальном, и в энергетическом плане. Не даром говорят, что те, кто работают в школе, долго не стареют. Это действительно так. Если ты, конечно, смог правильно спровоцировать, то море внимания, интереса и детского развития, вот этих горящих глазенок, тебя на самом деле облагораживает. Этим хочется заниматься.

 

Бумажные препятствия в образовательно-креативной сфере?

 

С.Д. Когда речь идет о форматах одноразовых семинаров: вордшопов, фьючесаммитов, кампусов, ориентированных на тех же самых студентов, - все легко и просто: тебе не нужно иметь ученой степени, не нужно иметь даже высшего образования для того, чтобы это делать. Как только ты входишь туда, где необходимо давать теоретические периодические знания, например, преподавать в вузе, сразу начинается масса бумажной волокиты. Если ты всерьез взялся за передачу своего опыта, ты должен приготовиться к тому, что не меньше 20% твоего времени необходимо будет тратить на решение бумажных вопросов.

Я, организовав детскую школу креатива, сталкиваюсь с тем, что я должен обучать детей. Это огромная головная боль по лицензированию, по аккредитации, по заполнению разных бумаг… Государство делает все, чтобы жизни учителей, педагогов и образовательных центров стали как можно сложнее: кроме того, что это стоит бешеных денег, это еще и крайне сложно. Любые курсы до 72 часов не подвергаются лицензированию, все остальное: если это больше 72 часов, это конкретная программа, рассчитанная на долгое время, то все – это труба.

Это очень сложно, и ввязываться в это можно только при условии, что ты понимаешь исключительность подаваемого тобой продукта и его перспективность, в том числе, и в финансовом плане. В нашей стране заниматься этими вещами, не скажу, что убыточно, но на первых порах… В общем-то да, это убыточно. И это очень сложно. Надо быть героем.

 

Почему именно Вышка?

 

С.Д. Я преподавал раньше и в других вузах, но в Вышке студенты наиболее мотивированны на результат. Сказывается и сам имидж вуза, и то, через что студенты проходят, поступая сюда, и то, на что они ориентируются: на серьезную специальность, на востребованность на рынке. Мне нравиться с ними работать, потому что с ними я сам развиваюсь, потому что я знаю, что те знания, которые я им даю, не уйдут в песок. Есть определенная гордость за то, что в будущем, когда они выпустятся, они сформируют, я даже не сомневаюсь в этом, новую рекламную элиту. Они будут понимать много того, чего не будут понимать их сверстники, потому что то, что мы им даем – это не разрозненные правила, знания, предметы или методики, это системное мышление, которое может пригодиться в любом бизнесе, связанном с человеческими коммуникациями. Студенты могут оказаться креативщиками, могут работать в политике, в пиаре медийных или нефтяных компаний, но, тем не менее, те знания, которые мы им даем, пригодятся и помогут им себя реализовать.

В других вузах: в МФЮА, в Нестеровой, в МГУ даже – такой мотивации на работу нет. И там просто неинтересно… работать.

 

Какое будущее ждет нас, студентов-рекламистов, при имеющемся прошлом?

 

С.Д. Тут дело не только в прошлом студентов, тут дело и в будущем страны. Ведь мы входим в зону глобального кризиса, который, по прогнозам, будет существовать в этой стране от 8 до 15 лет. И в этом смысле, я считаю, что у вас гораздо больше шансов на выживание, чем у многих других. Потому что вы получаете не отдельные знания и не оторванную от практики специализацию, а системное видение мира, которое позволяет вам принимать решения в сложных ситуациях – это один из основных навыков, которым должны учить в вузах, как я считаю. Ну и вообще учить.

 

Чего вы ждете от этого учебного года и, в частности, от наших курсовых?

 

С.Д, Мы планируем несколько курсовых реализовать для конкретных заказчиков. Для каких конкретно я пока сказать не могу, увидим это в конце года. Будут курсовые, представляющие собой конкретные event-проекты или пиар-акции, на которые я вас подписываю. Еще будут, как я надеюсь, достаточно серьезные научные исследования. По крайней мере, судя по тем темам, которые уже озвучены, у меня есть все основания полагать, что это будут очень интересные вещи: не скаченные рефераты, а серьезные глубокомысленные результативные исследования.

Так что я ожидаю, что в этом году каждый проявит себя еще лучше, чем в прошлом: в прошлом была разминка, а в этом серьезная работа.

 

Что нужно сделать, чтобы успешно сдать курсовую в этом году?

 

С.Д. Участвовать в проектах, которые я анонсирую, то есть не спать. Проявлять больше инициативы, потому что я делаю и так все возможное, чтобы вы могли получить лучший проект на этом рынке. Не ждать у моря погоды, а вписываться и начинать работать. Задавать как можно больше вопросов. И не жалеть себя – это главное.

Курсовая – не сама цель. Цель – это конечный творческий результат. Он может быть выражен в курсовой работе, в вашем участии в каком-то проекте, может быть, даже выражен в денежном или любом другом виде премии, которую вы получите как вознаграждение за вашу работу. Так или иначе ваша бурная деятельность принесет результаты. Я уверен, что если она у вас бурная, она результаты принесет. Вот так вот.