Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028 Москва, Малый Трехсвятительский пер д.8/2, стр.1
E-mail: incomm@hse.ru
Еще несколько лет назад в сферу коммуникаций приходили люди без профильного образования. Сейчас рынок стремительно развивается, на глазах меняются подходы, инструменты, каналы коммуникаций. Умение мыслить на несколько шагов вперед, продумывать кампанию в целом, подбирая только эффективные решения – вот что необходимо в современных российских условиях.
Мы готовим именно таких специалистов: высококвалифицированных, с качественными гуманитарными знаниями и сильными практическими навыками, способных быстро адаптироваться под постоянно изменяющиеся условия рынка и уверенно включиться в рабочий процесс сразу после окончания обучения.
Багдасарьян Н., Беликова А., Добросклонская Т. и др.
М.: КДУ», «Добросвет», 2023.
Grigoreva A., Gorin A., Ключников В. А. et al.
Brain Stimulation. 2023. No. 16. P. 273-273.
В кн.: Международный маркетинг. Учебник и практикум для вузов.. М.: Юрайт, 2023.
Chmel K., Marques II I., Mironyuk M. et al.
Higher School of Economics Research Paper. WP BRP 82/PS/2021. Higher School of Economics, 2021
Сергей, что для вас социальная реклама?
Социальная реклама, для краткости “социалка” – одна из основных точек приложения моих творческих и душевных сил. Это то , что мне интересно, за что я болею всем сердцем, то чем занимаюсь профессионально.
Каковы ваши отношения с рекламой коммерческой?
Я работаю с коммерческими и политическими проектами. Если для большинства моих коллег это хлеб насущный, то для меня это, пожалуй, единственный способ не потерять чувство технологий, всегда быть в курсе новшеств рекламной индустрии.
В чем на ваш взгляд различия социальной и коммерческой рекламы?
Разница прямо сказать существенная, начиная от целевой аудитории(ЦА) и заканчивая мерой ответственности. Так, ошибка в способе и форме подачи информации в социальной рекламе непременно приведет к обострению общественной болезни, согласитесь, что это куда серьезней и опасней, провала PR-компании новой долгоиграющей жевательной резинки или “волшебного” стирального порошка. Ко всему прочему, социальная реклама требует большего профессионального мастерства, чувства такта и знания человеческой психологии.
Каков уровень эффективности социальной рекламы в России?
В вопросе создания действенной рекламы нам не мешало бы поучиться у наших американских и европейских коллег. Финансирования явно недостаточно, да и качество самого рекламного продукта откровенно низкое, не хватает государственной поддержки. Размещение роликов на общегосударственных телевизионных каналах затруднено, оно и понятно, ведь с экономической точки зрения это совершенно не прибыльно. В итоге приходится искать другие выходы на ЦА.
Эффективность у нас до сих пор измеряется количеством показов, информационных сообщений, а не степенью воздействия на общество. Хорошая реклама требует соответствующих маркетинговых исследований, а, следовательно, и затрат. Получается, что в нашей стране качественную социальную рекламу делать невыгодно.
Существуют ли какие- то общие правила, согласно которым делается “социалка”?
Здесь все очень конкретизировано и зависит от ситуации. Но все же, можно выделить несколько аспектов, пренебрежение которыми до сих пор становится камнем преткновения в оказании должного воздействия на общество. В первую очередь, необходимо подразделить ЦА на создателя, объект воздействия – общество и тех, про кого делается реклама. О последних часто забывают, в результате ролик, где внимание сконцентрировано на одиночестве пожилого человека, заставляет нас навестить бабушку с дедушкой, позвонить родителям… но, что при его просмотре чувствуют люди преклонного возраста? Осознание своей никчемности, ненужности?!
Ко всему прочему, необходим интерактив с участником рекламы, хорошее чувство композиции и правильная подборка каналов распространения. Идея должна поражать, избегая крайностей: обратного эффекта, отвращения к проблеме или страха ее нерешимости.
Есть ли качественная реклама социальной тематики вообще, в каком формате и где ее можно увидеть?
Существует фестивали социальной рекламы, закрытые конференции по проблемам благотворительности в России. В большинстве своем социальные проекты выполнены в жанре плакатного искусства. Русские плакатисты всегда поражали воображение лаконичностью, четкостью, яркостью идей, мыслей и образов. Плакаты эффективны, но их воздействие не распространяется за рамки выставок. В массы такие проекты, к сожалению, не выходят.
Неужели этот замкнутый круг невозможно разбить?
Порой и невозможное возможно, но для этого необходимо кардинальное изменение в сознании всего общества. В настоящий момент, только профессионалы - рекламщики способны привлечь внимание к этой проблеме. Все мы в той или иной мере страдаем от публичного одиночества, не видим никого и ничего кроме себя, и только качественная реклама сможет внушить нам необходимость борьбы с этой болезнью. Не так давно в Москве открылась школа, где дети из богатых семей и детдомовские ребята вместе учатся делать социальную рекламу. В планах осуществление этого проекта на региональном уровне. Я много работаю с детьми, преподаю в нескольких университетах, и с уверенностью могу сказать, что это трудный, но самый верный путь к излечению нашего, еще не совсем безнадежного общества
Интервью подготовила, записла и донесла до редактора Свиридова Анна