Сборник «Учителя об Учителях» усиливает чувство «мы» по отношению к университету
Л.Ф. Борусяк, доцент кафедры интегрированных коммуникаций, принимала активное участие в создании этой книги. Автором и куратором проекта стала проректор университета М.М. Юдкевич
Мы попросили Л.Ф. Борусяк поделиться впечатлениями о работе над проектом, о ценности такого издания для Университета и его перспективах.
Об идеи создания
«Приближалось 20-летие вуза, были подготовлены издания об истории Вышки – как она возникла, кто ее создавал, какие идеи были заложены в фундамент университета нового для России типа. Стало ясно, что за 20 лет в Университете сформировалась академическая традиция. Но традиции не формируются на пустом месте, вот и решено было узнать, каковы корни нового древа, у кого учились наши выдающиеся профессора.
О работе над книгой
«Порадовало то, что почти все наши профессора согласились принять участие в проекте. К счастью, среди них преобладают люди достаточно открытые и готовые рассказывать о себе и своих учителях откровенно».
«Работа над нашей книгой была длительной и серьезной. Сначала я брала интервью с профессорами, делалась расшифровка, которую я немного редактировала и отправляла на согласование. После согласования тексты попадали к художественному редактору, вновь происходило согласование и лишь затем тексты были готовы к печати»
Л.Ф. Борусяк отмечает особую роль М. М. Юдкевич в этом проекте: «Она была его руководителем и мотором. Мария Марковна вникала во все мельчайшие подробности, следила за ходом проекта, читала каждую отредактированную расшифровку. Видно было, что она была по-человечески очень сильно увлечена этой работой».
О понятии «учительство» и «ученичество»
«Как выяснилось, само понятие учительства и ученичества в нашей академической культуре не имеет жестких норм. Для кого-то учитель – это человек, который ввел его в мир науки, часто прямо со студенческой скамьи. Для других это человек или люди, которые вводили их не просто в мир научных знаний, научных подходов и пр., но те, кто показывал человеческий пример служения науке, образец научной нравственности. А некоторые участники проекта не могут назвать людей, которые ввели их в мир научных идей, для них учителя – это, прежде всего, книги, научная литература».
«Из большинства интервью видно, насколько важно для начинающего ученого или просто студента, склонного к занятиям наукой, появление авторитетного человека или научного коллектива, которые задают им образцы научного уровня и научной этики. Те интервью, где это ярко представлено, как мне кажется, являются украшением сборника».
О ценности
«Особенно важно то, что этот сборник усиливает чувство «мы» по отношению к университету, причем самым естественным образом – через слова и лица людей, которые здесь работают».
«Университет объединяет совершенно разные факультеты, поэтому у меня появилась редкая возможность увидеть университет в целом, как уникальное академическое образование»
«Мне кажется чрезвычайно важной тема трансляции научных ценностей, преемственности, ответственности современного поколения учителей перед следующими поколениями»
О результатах
«Одно дело, когда ты разговариваешь с людьми, а потом видишь каждое интервью в отдельности. Другое, когда все тексты собраны вместе, только тогда возникает новый эффект – траектории жизни людей, их ученичество, роль учителей в их жизни складываются в некую систему. Книга мне показалась очень интересной, поскольку в ней представлены люди разных поколений, представители разных наук, с разными, но имеющими и сходства, жизненными и научными траекториями».
О перспективах
«Как мне кажется, у этого проекта будет длинная жизнь. И с точки зрения исторической ценности собранного материала, которая со временем будет только расти, т.к. это документ эпохи. Я же очень надеюсь, что будут новые книги, и что мне удастся принять участие в их подготовке.
« Мне, как социологу, который уже немало лет берет интервью у известных ученых, очень бы хотелось сделать социологический анализ: как происходила и происходит (это уже первый том этого проекта) трансляция научных ценностей, как менялось и меняется (или не меняется) понимание ученичества, что давали и дают учителя новым поколениям ученых».
«Эта работа была для меня не только полезной, она доставила мне огромное удовольствие».