Тренды в госзакупках в сфере коммуникаций: факты и перспективы
В рамках исследования был проведен анализ государственных коммуникационных тендеров с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru). Целью исследования стало определение структуры спроса на коммуникационные услуги в целом и по их видам: PR-услуги, организация мероприятий, медиа мониторинг, размещение рекламных публикаций, SMM, исследования, работа с сайтами и др.
Анализ открытых данных тендеров по закупке коммуникационных услуг формирует дополнительное знание о направлениях, в которых меняется структура рынка коммуникаций
Динамика
Общий объем рынка последовательно увеличивается: с 2015 по 2018 он вырос на 17%. Количество тендеров снижается, но бюджеты растут: в Москве на 10%, в регионах более внушительные изменения: 20% за рассматриваемый период.
Регионы
Центр (Москва) и регионы приближаются к балансу по объему закупок, но число заказчиков в регионах, как и прежде, значительно больше. В центре меньше тендеров, но бюджеты выше, в регионах эта зависимость обратная.
Скидки
Рынок становится более жестким, компании реже идут на уступки в предоставлении услуг. К демпингу прибегают все реже, рынок «взрослеет» и уходит от ценовых форм конкуренции. Особенно это актуально для наиболее «зрелых» направлений в сфере коммуникаций (PR, event), где в среднем сумма скидок не превышает 5%. Новые направления, только формирующиеся (исследования, SMM, создание сайтов) характеризуются высоким уровнем конкуренции - коридор ценовых уступок составляет от 11 до 23%.
Услуги
Как показал анализ данных, самой востребованной услугой на рынке коммуникаций остается организация и продвижение мероприятий. В среднем на нее приходится 50% всех закупок. Стабильный спрос на направления SMM и разработку сайтов. Их доля постепенно растет.
Заказчики
Заказчики делятся на три группы: ведомства, учреждения и компании. Основные потребители - ведомства, на них приходится 40% закупок. У госкомпаний самые дорогие контракты, соответственно их доля в общей объеме рынка более существенна. У госучреждений контракты преимущественно с небольшими бюджетами (относительно сумм контрактов госкомпаний), но эту группу отличает наиболее яркая динамика: за последние четыре года количество тендеров увеличилось на треть, а суммы контрактов выросли в 2 раза.
Конкуренция
В рамках исследования эксперты департамента «Интегрированных коммуникаций» НИУ ВШЭ рассчитали Индекс Херфиндаля-Хиршмана - показатель для анализа конкурентной среды отрасли. Значение менее 1000 означает, что рынок конкурентный, без барьеров для входа или выхода участников.
Для рынка коммуникаций Индекс не превышает 300, и его значение постепенно падает. Это означает, что конкуренция усиливается, снижается значимость крупных игроков.
Мордвинова Мария Андреевна
Департамент интегрированных коммуникаций: Заместитель руководителя департамента