Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028 Москва, Малый Трехсвятительский пер д.8/2, стр.1
E-mail: incomm@hse.ru
Еще несколько лет назад в сферу коммуникаций приходили люди без профильного образования. Сейчас рынок стремительно развивается, на глазах меняются подходы, инструменты, каналы коммуникаций. Умение мыслить на несколько шагов вперед, продумывать кампанию в целом, подбирая только эффективные решения – вот что необходимо в современных российских условиях.
Мы готовим именно таких специалистов: высококвалифицированных, с качественными гуманитарными знаниями и сильными практическими навыками, способных быстро адаптироваться под постоянно изменяющиеся условия рынка и уверенно включиться в рабочий процесс сразу после окончания обучения.
Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2024. № 1-2. С. 58-71.
В кн.: Первый Российско-Китайский форум. Теория и практика художественного образования: вызовы современности, традиции и национальные школы XXI века : Коллективная монография по материалам международной научной конференции. М.: Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова, 2024. С. 274-277.
Chmel K., Marques II I., Mironyuk M. et al.
Higher School of Economics Research Paper. WP BRP 82/PS/2021. Higher School of Economics, 2021
Пора создавать стартап
Как отмечает Роман, на потребительском рынке в нашей стране произошел отток иностранных производителей. Более того, видоизменение рынка частных инвестиций привело к тому, что появилась возможность выходить на IPO. Кстати, рынки Азии и Ближнего Востока также открыты к сотрудничеству. Сегодня — лучшее время для создания стартапа в сфере рекламы, потому что российские компании проще обыгрывать на поле рекламных технологий чем иностранные, подчеркивает спикер.
«Стартап — это возможность для вас за 3-5 лет заработать деньги, которые иначе пришлось бы зарабатывать в течение 10-15 лет на позиции менеджера какой-нибудь компании. То есть кроме опыта вы покупаете себе много лет жизни, в которые сможете делать что-то еще интересное», — Роман Нестер.
Кто может купить ваш стартап?
B2B и B2C стартапы
По словам спикера, B2C-стартап требует много времени, чтобы начать приносить прибыль для последующей продажи, а также большие первоначальные вложения. В текущем рынке такие стартапы достаточно рискованно создавать. B2B-компании, напротив, привлекают внимание. В нашей стране (в среднем) чек, который основатели и инвесторы могут получить за свою компанию, редко превышает 2 миллиарда рублей. На Западе средняя оценка стоимости B2B компании может быть в 4-7 раз выше.
Роман подчеркивает, что срок продажи стартапа в B2C — до 10 лет, в B2B — 5-7 лет после создания эффективного бизнеса, который помогает другим компаниям вести процессы эффективнее. Однако после оттока иностранных компаний с рынка эта цифра может сократиться до 3 лет.
У них получилось
Стоимость компании формируется не только из финансовых показателей, интересующих покупателя, а также рынка, команды, коннекта с покупателем и конкуренции. Так, если за вашу компанию высокая конкуренция среди покупателей, то ее оценка может вырасти. Спикер советует, по возможности, входить в большое количество переговоров для повышения интереса к стартапу.
Ты не пройдешь
Также необходимо рассказать покупателям, как именно вы сможете решить проблему, сделать другой бизнес более эффективным и почему вашей экспертизы будет достаточно. Хороший клиентский портфель, опытные сотрудники и уникальные технологии помогут выстроить «барьер на вход» для других участников рынка.
«Если вы не можете объяснить человеку из нетехнологической среды про что у вас стартап, то, скорее всего, вам будет его очень трудно продать. Инвесторы и покупатели очень любят, чтобы бизнес был понятным, поэтому ваша идея должна быть упакована в нарратив, который будет понят человеком любого уровня и любого склада на другой стороне», — Роман Нестер.
Советы для стартаперов
Смотрите запись вебинара, чтобы узнать о стагнации и продаже стартапов, синергии с бизнесом покупателя, а также поиске собственной ниши для создания бизнеса с нуля.
*Проект «PRO магистратуру Школы коммуникаций Вышки» помогает участникам прокачать карьеру, используя преимущества высшего образования. Спикеры проекта – наставики и партнеры практической и проектной деятельности магистерских программ: 100% онлайн «Управление стратегическими коммуникациями», «Интегрированные коммуникации», «Коммуникации в госструктурах и НКО» и «Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика».
Бонус для тех, кто посетит все вебинары и пройдет добровольное тестирование – сертификат, который может быть приложен к портфолио, необходимого для поступления в магистратуру Школы коммуникаций НИУ ВШЭ.