• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лайфхаки для эффективной обратной связи

Спикер эфира  «PRO магистратуру Школы коммуникаций Вышки»* о нетоксичных переговорах и экологичной коммуникации — Юрий Клименко, основатель Soft Skills Lab, преподаватель НИУ ВШЭ и автор теории ведения переговоров и решения конфликтов. Он рассказал, как работает обратная связь, почему важно отстраивать свои границы, что такое ненасильственное общение и как располагать к себе людей. 

Лайфхаки для эффективной обратной связи

Обратная связь 
Как подчеркивает спикер, залог хороших взаимоотношений с коллегами — качественная обратная связь. Она должна быть мягкой и конкретной, без обвинений и агрессии. Для этого важно понимать, на что вы даете обратную связь и что вы хотите изменить. Стоит отметить, что обратная связь на эмоциональные высказывания не должна строиться исключительно на рациональных суждениях. В таких случаях необходимо сначала отработать эмоциональную составляющую взаимодействия, чтобы рационализировать чувства и эмоции. 

Главное: будьте осторожны с корпоративным bullshit-ом и откажитесь от «Правила бутерброда». Фразы «С тобой было приятно работать, но мы тебя увольняем», «Ты классный специалист, но ты нам не подходишь» не принесут положительной динамики в коммуникации. 

Лайфхак: используйте прием «Объединение», чтобы сгладить градус конфликта. Так, если вы испытываете те же эмоции, что и собеседник, покажите ему это. 
Как говорить о своих границах? 
Представьте, что текущая работа вам наскучила, выполнение задач вызывает выгорание и не дает карьерных перспектив. В этом случае необходимо задуматься о правильном выстраивании границ. Помните о том, что никто не знает ваши границы лучше, чем вы, поэтому молчать в ситуациях, когда вас что-то не устраивает — не самый лучший вариант, который не станет залогом долгих и продуктивных взаимоотношений. 

«Лояльность — это говорить своим коллегам, партнерам или руководителю, о том, что вам что-то не нравится. Потому что если вы это не говорите, человек не может ничего изменить, не может сделать ваши отношения другими и перестроить их», — подчеркивает спикер.

Главное: в случае, если кто-то определяет свои границы, это не значит, что вы в чем-то виноваты и должны перед ним извиниться. 

Принятие ответственности
Проблемы во взаимоотношениях возникают. Это факт, но причиной этих проблем могут служить различные ситуации, например, ошибки. Так, когда ошибка уже совершена, важно признать это, а не убегать от ответственности. 

Совет: приносить извинения можно и нужно. Правильные извинения содержат следующие составляющие (и это не «водолазка для извинений»):

  • Извинение
  • Предмет извинений (какая ситуация произошла)
  • Гарантия неповторения


Ненасильственное общение
Риски ненасильственного общения состоят в том, что оно может быть использовано в качестве манипуляции и скрывать жесткое требование под мягкой просьбой. Так, необходимо помнить, что у человека есть права на отказ, выражение собственных эмоций и личные границы. Более того, важно стимулировать другого человека на открытое обсуждение проблем и готовность говорить о своих чувствах и мотивациях.

  • Не давайте оценку, обращайтесь к фактам. (Плохо: Иван неприятный сотрудник. Хорошо: Иван не сдал задачу вовремя три раза)
  • Вместо Ты-сообщений используйте Я-сообщения (Плохо: Ты меня не уважаешь. Хорошо: Мне неприятно/обидно)
  • Просьба не должна содержать никаких «иначе», особенно агрессивных. 

Лайфхак: как расположить к себе собеседника? Старайтесь находить общее между вами, например, одна социальная группа, интересы, цели, общность даже в мелочах (любовь к домашним животным, убеждениях).

Смотрите запись вебинара, чтобы решить несколько практических кейсов и отработать правила нетоксичных переговоров на упражнениях и узнать, как манипуляторы могут использовать социальные роли для создания конфликтов и изменения отношений.

*Проект «PRO магистратуру Школы коммуникаций Вышки» помогает участникам прокачать карьеру, используя преимущества высшего образования. Спикеры проекта – наставики и партнеры практической и проектной деятельности магистерских программ: 100% онлайн «Управление стратегическими коммуникациями», «Интегрированные коммуникации», «Коммуникации в госструктурах и НКО» и «Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика».

Бонус для тех, кто посетит все вебинары и пройдет добровольное тестирование – сертификат, который может быть приложен к портфолио, необходимого для поступления в магистратуру Школы коммуникаций НИУ ВШЭ.