Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028 Москва, Малый Трехсвятительский пер д.8/2, стр.1
E-mail: incomm@hse.ru
Еще несколько лет назад в сферу коммуникаций приходили люди без профильного образования. Сейчас рынок стремительно развивается, на глазах меняются подходы, инструменты, каналы коммуникаций. Умение мыслить на несколько шагов вперед, продумывать кампанию в целом, подбирая только эффективные решения – вот что необходимо в современных российских условиях.
Мы готовим именно таких специалистов: высококвалифицированных, с качественными гуманитарными знаниями и сильными практическими навыками, способных быстро адаптироваться под постоянно изменяющиеся условия рынка и уверенно включиться в рабочий процесс сразу после окончания обучения.
Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2024.
В кн.: Российские регионы в фокусе перемен. Сборник докладов XVIII Международной конференции. Издательский дом «Ажур», 2024. С. 378-380.
Chmel K., Marques II I., Mironyuk M. et al.
Higher School of Economics Research Paper. WP BRP 82/PS/2021. Higher School of Economics, 2021
На третьем курсе у студентов программы «Реклама и связи с общественностью» проходит деловая игра . Это формат работы над коммуникационными задачами реальных компаний: студенческие команды выступают в роли агентства, а компании – в роли клиентов. В 2022-2023 учебном году клиентами стали компании Xiaomi, SPLAT Global, X5 Group и S7 Airlines.
Работа над клиентским брифом начинается в октябре, а в июне студенты презентуют свои проекты заказчикам. Исследовательскую часть работы студенты выполняют под руководством преподавателей научно-исследовательского семинара, а «бизнес-часть» – под руководством преподавателей курса «Управление интегрированными коммуникациями».
Деловая игра даёт студентам возможности для профессионального нетворкинга: представители заказчика брифуют третьекурсников в самом начале работы, многие компании приглашают их на экскурсии в офис или на производство, а также отвечают на вопросы, возникающие в процессе работы над брифом. Представители заказчика также присутствуют на финальных защитах и оценивают проекты студентов. Авторов самых ярких идей и продуманных стратегий могут пригласить на стажировку.
Именно так в прошлом году на оплачиваемую стажировку были приглашены три студентки программы «Реклама и связи с общественностью» – Полина Ганина, Елизавета Томилова и Валерия Васильева. Их «заказчиком» в рамках деловой игры была компания X5 Group – российская розничная торговая компания, управляющая продуктовыми торговыми сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Чижик», а также цифровыми сервисами X5 Digital, 5Post, «Много Лосося» и медиаплатформой Food.ru.
Мы поговорили со студентками об их профессиональных интересах, выборе направления, опыте, полученном на стажировке, и карьерных планах.
Полина, Елизавета и Валерия учатся на специализации «Маркетинг», но профессиональные интересы у них разные: для Елизаветы приоритетным направлением является инфлюенс-маркетинг, для Полины – диджитал и аналитика, а Валерии больше всего интересны исследования.
Сейчас девушки учатся на 4 курсе – четыре года назад они поступали на РиСО с разной мотивацией. Елизавета Томилова признаётся, что считает себя больше «технарём», чем креативщиком, и в коммуникациях ей всегда был больше всего интересен маркетинг. Полина Ганина с 8 класса знала, что будет поступать в Вышку: уже тогда она была уверена, что для обучения по направлению «Реклама» это самый подходящий университет.
Сейчас я абсолютно довольна своим выбором, который буквально сделал из меня другого человека – в плане soft skills точно.
Валерия Васильева выбирала университет и программу с целью получить образование, которое стало бы «бустом» для карьеры в той сфере, которая может приносить пользу другим людям.
Коммуникационная отрасль — это как раз такое место, поскольку специалисты в ней помогают компаниям и брендам добиваться своих целей, закрывая при этом боли, потребности и инсайты общества.
Валерия Васильева
студентка 4 курса программы «Реклама и связи с общественностью»
В рамках стажировки студентки вовлечены в процессы работы пресс-службы: они пишут пресс-релизы и статьи для медиа, снимают ролики, сопровождают съёмки блогеров, участвуют в работе над спецпроектами, принимают участие в брейнштормах и креативных сессиях.
Одной из главных задач, над которой работают стажёры, является продвижение бренда на молодёжную аудиторию. Валерия Васильева кратко описывает цель работы так: «Мы стираем установку о том, что ритейл — это касса и продажа помидоров; показываем современность, технологичность сферы и разнообразие профессий в ней».
Стажёрам доверили ведение Telegram-канала Insider X5 – официальный канал X5 Group, где компания рассказывает о карьере, делится лайфхаками и знакомит с командами. Также был создан сайт для стажировок – идею этого проекта студентки предложили как раз на защите в рамках деловой игры.
Валерия Васильева работает над совместным проектом с карьерным сервисом «БУДУ!». Вместе с коллегами она разрабатывает партнёрский контент и планирует публикации в соцсетях «БУДУ!», чтобы рассказать потенциальным соискателям о всех плюсах работы в Х5, внутренних возможностях и корпоративной культуре. 30 января в Telegram-канале сервиса появилась серия постов и «кружочков», которые снимала и публиковала Валерия.
Стажировка в крупной компании помогает увидеть связь «теории», полученной на занятиях, и бизнес-практики, понять работу «изнутри» и накопить яркие проекты для профессионального портфолио. Также стажировка помогает разобраться в своих собственных профессиональных приоритетах и амбициях. Елизавета Томилова отмечает, что этот опыт помог ей понять, какие направления коммуникаций ей близки и интересны.
Мне дали возможность попробовать разные задачи – копирайтинг, съёмки и многое другое. Так ты понимаешь, что тебе хочется делать, а что не хочется. Например, проводить исследования и составлять отчётность я не очень люблю. Зато всё, что связано с взаимодействием с людьми, созданием контента, где нужно снимать себя, мне интересно. X5 подарил мне ощущение, что я могу это делать.
Елизавета Томилова
студентка 4 курса программы «Реклама и связи с общественностью»
Елизавета написала статью для издания VC.ru – лонгрид про жизнь студента, совмещение работы и учёбы. Ещё один интересный проект, над которым работает Елизавета, – это реклама с Stand Up Club #1: «Для меня это новый опыт в плане того, как нужно организовывать съёмки, подписывать договоры, общаться с людьми, которых видишь в первый раз».
У Полины Ганиной теперь есть собственная страница на портале «НОЖ»: она дала интервью, в котором сформировала так называемые «заповеди стажёра» и рассказала, почему первая работа — это не страшно.
Полина Ганина
студентка 4 курса программы «Реклама и связи с общественностью»