• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028 Москва, Малый Трехсвятительский пер д.8/2, стр.1

E-mail: incomm@hse.ru

Руководство
Руководитель Школы Зверев Сергей Александрович

8 (495) 772-95-90 (доб. 22851)

Заместитель руководителя Школы Мордвинова Мария Андреевна

8 (495) 772-95-90 (доб. 22473)

Заместитель руководителя по административному обеспечению деятельности Школы и развитию инфраструктуры Доткулова Жанета Хызыровна
Заместитель руководителя Школы по работе с абитуриентами Афанасьева Ольга Валентиновна
Центр развития научных компетенций: Директор центра Кожемякин Евгений Александрович
Заместитель руководителя Школы по образовательной деятельности Мамонова Марина Алексеевна
Книга
Социальная теория и PR

Под редакцией: О. Н. Каширских

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Препринт
Privacy Versus Security in Trying Times: Evidence from Russian Public Opinion

Chmel K., Marques II I., Mironyuk M. et al.

Higher School of Economics Research Paper. WP BRP 82/PS/2021. Higher School of Economics, 2021

Как жить в мире, перегруженном информацией: человек цифровой

Профессор Школы коммуникаций Ольга Пескова в авторской колонке для РБК Тренды рассказала о будущем человека в мире цифровой информации.

Как жить в мире, перегруженном информацией: человек цифровой

Цифровой мир затягивает, и мы все больше времени проводим с гаджетом в руке, занимаясь бесконечным думскроллингом. Как не раствориться в этом цифровом мире, как в нем выжить и сохранить свою человеческую идентичность?

Как на человека влияют интернет и цифровой контент

Интернет в частности и цифровой мир в целом открыли для человечества невероятные возможности доступа к любой информации, обмена идеями и знаниями, формирования социальных связей. Но вместе с тем общество сталкивается и с негативными феноменами распространения цифрового контента. Ученые всего мира бьют тревогу: возникает привыкание к использованию контента социальных сетей и мессенджеров, которое создает эффект «одиночества в Сети». Значительное количество времени, проводимого в социальных сетях, сказывается на когнитивных способностях человека, его способности к концентрации, и эти тенденции особенно заметны у подростков и молодых людей. Именно к ним относится понятие «дешевого дофамина», получаемого при просмотре коротких развлекательных видео, от реакций в виде лайков и комментариев, — ощущение легкости взаимодействия с миром через «цифру», дающее мгновенные, но поверхностные моменты удовольствия и награды.

Другой проблемой взаимодействия с цифровым миром становится чрезмерное количество информации и субъектов, которые лавиной обрушиваются на пользователя соцсетей. От синдрома FOMO (fear of missing out, боязнь что-то пропустить) мы приходим к осознанию новой «боли» — синдрому FORS (fear of reading something), выраженному в органическом страхе открывать соцсети и мессенджеры. Именно так возникает паттерн потребления информации, называемый клиповым мышлением — быстрее пролистнуть ленту, стараясь отфильтровать полезное.

Перепроизводство генерируемого пользователями контента приводит к информационной перегрузке, а его обратной стороной становится невозможность обратить на себя внимание и выделиться в этой толпе лиц, профилей, телеграм-каналов и сообществ. Мы видим перед собой образцы мгновенного успеха, основанного на грамотном управлении и приумножении публичного капитала. Но мы сталкиваемся и с невозможностью отвоевать себе долю внимания в перегруженном информацией цифровом мире.

Почему человек боится 
технологий

В XVIII веке люди боялись парового двигателя, а в XIX столетии — автомобилей. В 1860-х в Британии были приняты правила дорожного движения, которые требовали, чтобы перед самодвижущейся машиной шел человек с флагом, предупреждая встречных прохожих и конные экипажи об опасности. Люди также боялись, что по телефонным проводам могут переноситься злые духи. Эта тревожность заложена на генетическом уровне, гарантируя разумную осторожность, а значит, выживаемость вида.

В эпоху нейросетей человек продолжает бояться «восстания машин», способных подчинить своих создателей или причинить им вред. Главное, чтобы мы не бежали с красным флагом перед несущейся машиной — этот прогресс не остановить. Использование AI уже не вызывает тревоги у общества. Искусственный интеллект стал помощником человеку в самых разных процессах и рутинных делах.

Но сегодня мы имеем дело с генеративными моделями ИИ, которые позволяют лишь усилить человечество, предоставив новые возможности по скорости обработки информации, запросов, генерации текстов, изображений и видео. Корпорация OpenAI еще в моменте запуска разработок заявляла о более высоких амбициях — создании Artificial General Intelligence, или AGI. Это следующая ступень развития технологии, которая позволит мыслить и действовать, анализировать и принимать решения, в том числе этические. А значит, ИИ может стать личностью, с которой еще предстоит договариваться. Пока о сингулярности говорят только в теории — что машинный интеллект рано или поздно превзойдет возможности человеческого, но время не стоит на месте.

Как сохранить свою 
человеческую идентичность

Простой пример, который говорит о разнице между человеческой и цифровой идентичностью, — тот самый цифровой аватар, который мы создаем и взращиваем в социальных сетях. Он становится нашим представлением об идеальном «я», улучшенной версией нас. И тогда интроверт становится душой компании, строгий клерк — экстремалом, а простой обыватель — посетителем модернистских вернисажей. При этом цифровую идентичность легче предъявить миру, поскольку ты всегда находишься в публичном пространстве. Соцсети сегодня — самый надежный способ говорить с миром.

Сохранение человеческой идентичности в мире цифровых аватаров становится настоящим вызовом. Наблюдая, как заходит и вирусится контент, формируемый по принципу 4С (сплетни, скандал, секс, смех), пользователи невольно адаптируются к сетевым требованиям и стандартам. На смену популярной несколько лет назад «новой искренности» не пришла «новая нравственность». Люди ищут «выгоды», а значит, ты должен быть полезен. И ты либо становишься поставщиком того самого «дешевого дофамина», либо бесконечно продаешь методы «успешного успеха». В этот момент человек теряет свою уникальность, руководствуясь советами сетевых авторитетов или следуя за петлей обратной связи в замкнутой системе собственного информационного пузыря.

Кризис идентичности возникает в результате постоянного сопоставления себя с общественными стандартами и идеалами и стремления соответствовать подчас нереалистичным шаблонам. Уникальность личности заключается в индивидуальной композиции ценностей, наличии личной и подлинной истории и даже в некоторой уязвимости, а значит, человечности. Обрести свой голос, или, как говорят маркетологи, Tone-of-Voice, означает сохранить и предъявить сетевому сообществу свою индивидуальность и аутентичность. Другой вопрос, что внутренний критик не позволяет нам раскрыться. Или открываясь, мы теряем чувство защищенности. Уменьшить разрыв между человеческой и цифровой сущностью позволяют ощущение собственной ценности и достоинства, сохранение ценностного суверенитета и защита личных границ.

Как изменится наша цифровая коммуникация

В ближайшем будущем нас ждет рост использования ИИ в коммуникациях. С одной стороны, это требование автоматизации процессов и желание отказаться от «человеческого фактора» в бизнесе, с другой — большая персонализация, которая основана на анализе и прогнозировании поведения аудитории. Это если касаться сферы маркетинговых коммуникаций.

Если взглянуть шире — более доступными и распространенными станут виртуальная и дополненная реальность, это изменит характер и способы взаимодействия пользователей в цифровом пространстве. Дальнейшая интеграция мультимедийных форматов: сегодня мы уже привыкли к «кружочкам» и голосовым сообщениям, но технологии не стоят на месте. Возможно, через некоторое время мы будем встречаться не на онлайн-конференциях, а станем свободно размещаться в виртуальных офисах, не чувствуя себя героем «Космической одиссеи». Мы уже сейчас можем не читать письма в электронной почте, а воспользоваться нейрофильтром с YandexGPT и быстро прочитать пересказ важных сообщений. Значит, следующий шаг — не слушать лекции или рутинные заседания, а попросить нейросети рассказать главное и кратко.

Мы будем все меньше стучать по клавиатуре, но больше пользоваться голосовыми интерфейсами и технологиями распознавания речи. И тогда начнем разговаривать с чайником, а из холодильника доставать не только продукты, но и информацию. Ну и образ «глобальной деревни» канадского философа Герберта Маклюэна обратится глобальной связностью — будут не только сокращены расстояния между людьми, но и элиминированы барьеры между представителями разных культур и сообществ. Проблем языка, расстояний и даже часовых поясов больше не будет.

В будущем проблемы приватности и сохранности данных и персональной информации будут особенно актуальны. Нет ни одного приложения, платформы, технологии, которые гарантировали бы защищенность. Это говорит о прозрачности и открытости любой персоналии — и в этом главная опасность. Но индивид настолько привык выкладывать в публичное пространство избыточное количество личной информации, что даже утечки персональных данных уже не сказываются на тревожности общества. Поэтому отказываться от возможности «цифры» мы не будем, а наоборот, будем глубже интегрироваться в социальные сети. Возможности и скорость цифрового мира на порядок превосходят наши возможности по нетворкингу и интеграции в сообщества в мире реальном. Сложно игнорировать такую возможность. Мы находим информацию в Telegram, TenChat, на любых других контент-платформах. Это позволяет легко ориентироваться, легко интегрироваться в любую среду и сообщества близких по духу.

Как сегодня выделиться онлайн с точки зрения контента и коммуникации

  1. Найдите свою сильную профессиональную функцию и станьте «наставником» для своей аудитории, щедро делясь экспертизой и знаниями.
  2. Научитесь рассказывать истории, задавая драматургию, сериальность и чувствуя нерв аудитории, как делают настоящие режиссеры. Нарративы правят миром.
  3. Почувствуйте свою аудиторию. Ответьте на вопросы: «Чем я могу быть полезен? Чем я могу помочь? Почему я?». А дальше Tone-of-Voice проявится.

Насколько будет оцифрован человек будущего

Можно сказать, что уже и сегодня человек оцифрован: создает свой виртуальный аватар в социальных сетях, позволяющий получить максимум информации о частной жизни, предпочтениях, маршрутах, социальном окружении. И ничего не помешало ему сохранить человечность. Это всего лишь технологии — «умные», удобные, повышающие качество жизни. А человек всегда останется человеком.

Человечеству не нужно бояться «альтернативной реальности» — мы уже давно в ней живем.

По материалам издания: РБК Тренды