• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
25/2

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
155/6

155 платных мест

6 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/375/10

65 бюджетных мест

375 платных мест

10 платных мест для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/60/3

60 бюджетных мест

60 платных мест

3 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/130/3

40 бюджетных мест

130 платных мест

3 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
70/1

70 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Разработка игр и цифровых продуктов

4 года
Очная форма обучения
100

100 платных мест

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/160/15

25 бюджетных мест

160 платных мест

15 платных мест для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/50/2

10 бюджетных мест

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
90/2

90 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
30/140/3

30 бюджетных мест

140 платных мест

3 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
25/1

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/45/3

15 бюджетных мест

45 платных мест

3 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
100/1

100 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/15/1

15 бюджетных мест

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/4

20 бюджетных мест

10 платных мест

4 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Практики кураторства в современном искусстве

2 года
Очная форма обучения
20

20 платных мест

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Продюсер в музыкальной индустрии

2 года
Очная форма обучения
25

25 платных мест

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Продюсер театра и исполнительских искусств

2 года
Очная форма обучения
25

25 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современные медиаисследования и аналитика/ Contemporary Media Research

2 года
Очная форма обучения
10/5/2

10 бюджетных мест

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
100/1

100 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
250/2

250 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/25/5

5 бюджетных мест

25 платных мест

5 платных мест для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Статья
The reversed monomyth in a queer Russian web series

Prokhorov A.

Textual Practice. 2025. Vol. 39. No. 2. P. 145-161.

Глава в книге
Image Communications of Universities: Current Technologies
В печати

Evgeniya A. Kuznetsova, Yulia N. Zemskaya, Осмоловская (Глаголева) А. В.

In bk.: University 4 and Educational Technology for Sustainable Development - Best Practices and Perspectives in Russia and Central Asia. Springer, 2025.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

День открытых дверей бакалавриата Института медиа

16 марта в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре прошёл День открытых дверей Института медиа.

День открытых дверей бакалавриата Института медиа

© Владимир Волков для Института медиа

Руководители образовательных программ бакалавриата «Журналистика» и «Медиакоммуникации» рассказали, какие дисциплины будут изучать студенты, какая внеучебная деятельность их ждёт и где они смогут работать после выпуска. Встречу вёл директор Института медиа Эрнест Мацкявичюс.   

Прежде всего он напомнил о недавней Первой Всероссийской научно-практической конференции «Современные медиа: смысловые стратегии и подготовка кадров», организатором которой выступил  Институт медиа ВШЭ. Это масштабное мероприятие, на которое собрались ведущие эксперты: преподаватели журналистики, руководители крупнейших средств массовой информации, а также представители законодательной и исполнительной власти – те, кто готовит журналистов, принимает их на работу и кто пишет для них законы. Среди спикеров – Дмитрий Песков, Ольга Любимова, Мария Захарова, Пётр Толстой, Андрей Кондрашов, Александр Хинштейн, Алексей Гореславский, Алексей Земский, Александр Акопов, Игорь Шестаков. Высказанные на конференции оценки, мнения, предложения и прогнозы, по словам директора Института медиа, будут подробно изучены и лягут в основу методических разработок.

Эрнест Мацкявичюс отметил, что за последние 3 года подход к подготовке новых медиаспециалистов существенно поменялся. Такое инновационное решение, по словам спикера, связано со стремительными изменениями медиаиндустрии.

Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Директор Института медиа НИУ ВШЭ

«Для нас принципиально важно, чтобы преподаватели, которые дают знания нашим студентам, будущим специалистам, не были оторваны от профессии, чтобы образование и профессия были прочно переплетены между собой. 60% наших преподавателей – это практикующие специалисты. И практика – это то, с чего мы начинаем учебный процесс. Мы погружаем нашего студента в профессию, «растворяем» в ней. Нам очень важно, чтобы будущий работодатель видел своего будущего сотрудника уже с 1 курса».

Эрнест Мацкявичюс

При этом было также увеличено количество часов по русскому языку и литературе, ведь теоретические знания играют важную роль в медиаобразовании.

Эрнест Мацкявичюс представил Творческие мастерские, которые курируют ведущие специалисты медиаиндустрии. Эти мастерские не только дают прикладные знания, но и предлагают возможность дальнейшего трудоустройства и полезные связи. 

Мастерская «Центрального телевидения» Вадима Такменёва учит работать в различных тележанрах. В качестве одного из заданий студенты полностью заменили съёмочную команду «Центрального телевидения» и создали собственный качественный выпуск, отрывок из которого показали абитуриентам.

В «Мастерской кино и журналистики» Ивана Кудрявцева студенты работают на съёмочных площадках и фестивалях, общаются с ведущими мастерами российского кино и регулярно выходят со своими сюжетами и рубриками в эфир федерального телеканала «Россия 24» в рамках программы наставника «Индустрия кино».  

Студенты «Мастерской научно-популярной журналистики» Сергея Малозёмова учатся рассказывать простым языком о сложных вещах, осваивают основы научно-популярной журналистики. 

Мастерская деловой газеты «Ведомости» под руководством Максима Иванова погружает будущих журналистов не только в процесс работы издания, но и в деловую тематику в целом. Итогом работы студентов стали два цветных приложения к основной газете: «Инновации и технологии» и «Туризм».

Мастерская «Творческая лаборатория VK» показывает, как правильно работать с этой соцсетью: как разрабатывать эффективные SMM-стратегии, взаимодействовать с аудиторией, создавать контент в разных форматах.

Мастерская «Российской газеты», которую возглавляет Елена Березина, учит студентов грамотно, чётко и ясно излагать свои мысли и писать деловые тексты. Навыки райтинга и копирайтинга сегодня очень востребованы во многих сферах: не только в СМИ, но и в крупных корпорациях и банках.

«Мастерская Игоря Петренко. Актёрское мастерство» помогает будущим работникам медиа правильно вести себя на публике, держаться перед аудиторией, «заражать» её энергетикой и харизмой. 

Эрнест Мацкявичюс также рассказал о межуниверситетском студенческом медиаклубе «Топ месяца». В рамках этого проекта студенты журфаков НИУ ВШЭ, МГУ и Академии медиа им.Плеханова получают возможность встретиться с лидерами российских медиа и задать им любой вопрос. 

Спикер упомянул и о другой, непрофильной, внеучебной студенческой деятельности: о литературно-историческом клубе Григория Прутцкова, театральной студии «Экслибрис» Жанны Москвиной и философском клубе Юлии Апполоновой.     

О другом важном проекте – студенческом клубе «Летучка» – рассказала его руководитель Алёна Мучник. В его рамках студенты посещают главные медиа страны, знакомятся с ведущими, узнают, как работают редакции. 

У студентов Вышки есть и собственное медиа – «Высшая школа новостей», которую возглавляет Татьяна Ремезова. Ребята работают под руководством Павла Мельникова, Андрея Матюхина и Валерии Курган

Перед абитуриентами выступил Михаил Губерниев – ведущий новостей на телеканале «Матч ТВ» и по совместительству студент магистратуры Института медиа. По его словам, в обучении в Вышке для него ценны не только полезные знания от практикующих специалистов, но и возможность искренне поговорить и провести время с лидерами медиа. 

Образовательную программу «Медиакоммуникации» представили её академический руководитель Ирина Куманева и творческий руководитель Юлия Апполонова. Они рассказали об общей структуре учебного плана, сделав особый акцент на том, что многие предметы студенты могут выбрать сами, самостоятельно выстраивая таким образом свою образовательную траекторию. 

Программа включает 4 специализации. О каждой из них рассказали студенты, которые на них обучаются.

Направление «Медиаисследования» пересекается со всеми существующими медиа и даже другими треками. «Продюсирование и управление медиа», помимо прочего, даёт навык импровизации и быстрой адаптации. Трек «Сторителлинг» готовит хорошую академическую базу и учит рассказывать истории в любом формате. Студенты специализации «Технологии медиа» изучают цифровые медиа и даже получают IT-навыки. 

Выпускники «Медиакоммуникаций» могут работать в самых разных сферах, в том числе в издательском бизнесе, рекламе и пиар-коммуникациях, событийном продюсировании.

В завершение выступления спикеры поделились полезными ссылками на чат-бот для абитуриентов программы, Telegram-канал и гайд по поступлению 2025.

Об образовательной программе «Журналистика» рассказал её академический руководитель Иван Князев. Он отметил, что такого набора дисциплин, как на этой программе, нет ни в одном вузе страны. Особый упор сделан на прикладные навыки и создание собственных проектов: практические занятия начинаются уже с первого курса. Кроме того, в учебный процесс активно внедряется искусственный интеллект, студенты успешно применяют его в академических целях.

Слово предоставили профессору Института медиа Марине Королёвой – одной из ведущих преподавателей программы и автору бестселлеров о русском языке «Чисто по-русски» и «Русский в порядке». Она долгое время работала в медиа, в том числе на телевидении и радио, а сейчас уже на протяжении 10 лет обучает студентов написанию и редактуре текстов.

Иван Князев также упомянул о 4 специализациях образовательной программы. Трек «Телерадиожурналистика» знакомит студентов с основными жанрами медиа, учит режиссуре и вёрстке новостей. На «Деловой журналистике» углублённо изучается экономика и статистика, взаимодействие с финансовыми рынками. «Журналистика новых медиа» рассказывает, как создавать контент для новых медиаплощадок, создавать визуал и применять нейросети. Студенты направления «Международная журналистика» не только получают необходимые журналистские навыки, но и изучают второй язык, международное право и тонкости мировой политики. 

Иван Князев также поделился ссылками на чат-бот для абитуриентов, Telegram-канал и гайд по поступлению 2025. Кроме того, спикер напомнил об олимпиадах и мастер-классах по подготовке к ДВИ.

Встреча оказалась очень полезной и познавательной для абитуриентов. 

Амаля, 11 класс: Я узнала много нового. Больше всего меня удивило, что есть студенты, которые уже работают. Меня обрадовало, что я смогу не только заниматься зубрежкой, но и развиваться в сфере, которая мне нравится. Также я приятно удивлена разнообразием внеучебной жизни в Вышке. Сегодня я убедилась, что хочу поступать именно сюда, на программу «Медиакоммуникации».

Женя, 10 класс: Я нахожусь под впечатлением. В Вышку я решила поступать совсем недавно и после сегодняшнего мероприятия  убедилась в том, что хочу здесь учиться. Было очень интересно послушать про специальность и треки, которые есть на этом направлении. Перед самим поступлением я обязательно посещу день открытых дверей еще раз. На данный момент я убеждена, что сделала правильный выбор, решив поступать в ВШЭ.

Жалий Анастасия, 4-й курс ОП «Журналистика»