Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: im@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Михаил Антонов — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Германии, Берлин
Валентин Богданов — собственный корреспондент ВГТРК в США, Нью-Йорк
Ася Емельянова — заведующая корреспондентским бюро ВГТРК в Италии, Рим
Сергей Пашков — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Израиле
Александр Хабаров — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Великобритании, Лондон.
Александр Христенко — политический обозреватель ВГТРК
Медиаальманах. 2023. № 1.
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
Для участия в семинаре был приглашен Сергей Валерьевич Чапнин - ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии". В качестве докладчиков также выступали И.В.Кирия (руководитель лаборатории Медиаисследований, руководитель департамента медиа НИУ ВШЭ), О. А. Гулевич (профессор департамента психологии НИУ ВШЭ). В дискуссии принимали участие Н.Ю. Беляева (зав.кафедрой публичной политики), А.А. Новикова (профессор департамента медиа НИУ ВШЭ), а также 44 студента из России, США, Индонезии, Марокко, Молдавии, Венгрии, Нигерии, Ганы, Египта, Афганистана и других стран, а также сотрудники кафедры публичной политики и департамента медиа.
На первом семинаре Сергей Чапнин представил суть концепта и научную дискуссию, уже несколько десятилетий продолжающуюся в США и Европе, по как по поводу самого понятия «гражданская религия», так и по поводу влияние разных вариантов гражданской религии на формирование идентичности граждан и характер общественно-политической коммуникации в странах, где этот концепт является частью идеологии.
На стартовом этапе дискуссии было решено понимать под гражданской религией систему идей, символов и ритуалов, которые служат объединению различных социальных, этнических и религиозных групп с целью легитимизации социальнойсистемы иразвития социальной солидарности,апеллируяк трансцендентному, но при этом не подчиняясь какой-либо определенной религии или религиозной организации.
С некоторыми работами по теме можно познакомиться по ссылкам:
1. Robert N. Bellah. Civil Religion in America
2. Robert N. Bellah. Cultural Barriers to the Understanding of the Church and Its Public Role.
3. Sergej Flere and Miran Lavrič. Predicting Civil Religion At A Cross-Cultural Level.
4. Michael Angrosino. Civil Religion Redux
В ходе обсуждения было выявлено несколько других вариантов интерпретации термина, связанных, на наш взгляд, с тем, что в разных странах сформировались специфические версии гражданской религии, обусловленные особенностями религиозной и политической ситуации.
Первый вариант - базовое для нас определение имеет корни в США (http://www.robertbellah.com/articles_5.htm) . Оно описывает ситуацию двойной идентичность, когда у каждого человека есть социальная идентичность, связанная с жизнью в определенной стране, например, религиозная, этническая и т.д., но еще есть и общая, которая всех объединяет и не носит антиклерикального или антирелигиозного характера. Такая идентичность улучшает межгрупповые отношенияи гражданскую солидарность.
Второй вариант – когда гражданская религия - это пересечение религиозной и национальной идентичности ( http://www.doiserbia.nb.rs/img/doi/0048-5705/2009/0048-57050902159F.pdf.), то есть способ построения национальной идентичности на основе одной религии. В таком понимании гражданская религия связана с авторитаризмом, она разбивает общество, подавляет активность меньшинств.
Третий вариант – политическая религия – форма идеологии, которая обосновывает политическое действие, и не предполагает веры в бога.
В ходе работы на семинарах магистранты из разных стран мира представили презентации ситуации у себя в регионе. Познакомиться с частью работ можно здесь: Civil Religion in Kazakhstan.pdf Global Civil Religion.pdf Elements of Civil Religion in Afghanistan.ppt
Кроме того, Сергей Чапнин представил аудитории презентацию о роли и развитии символики при формировании постсоветской гражданской религии в России ( Chapnin - Civil religion.pptx).
Более подробно с размышлениями на эту тему также можно познакомиться в статье С.Чапнина «Три огня».
Илья Кирия рассказывал студентам о том, какую роль играют масс-медиа как в тиражировании символов и идеологем гражданской религии, так и в формировании этого вида религии как инструмента символической власти ( Kiriya I.pdf)
Ольга Гулевич проанализировала концепт с позиций социальной психологии, останавливая свое внимание на том, как разные варианты гражданской религии могут отражаться на формировании национальной и групповой идентичности Gulevich (PDF, 418 Кб)
Также с мнением психологов на эту тему можно познакомиться в статье «Religiosity as Identity: Toward an Understanding of Religion From a Social Identity Perspective» ( Religiosity as Identity.pdf) , а также в журнале The International Journal for the Psychology of Religion.
Подводя итоги, руководитель кафедры публичной политики Нина Беляева обратила внимание студентов на то, как концепт гражданской религии может быть использован ими при подготовке своих научных исследований в рамках курсовых и дипломных проектов.